– Почему закон о защите прав потребителей отстаивает права лишь физических лиц? При этом права граждан Российской Федерации, иностранцев и лиц без гражданства защищаются законом одинаково. Если же товары или услуги приобретаются юридическим лицом, то применяются нормы общегражданского законодательства.
Регина Ибрагимова, Альметьевск
Отвечает руководитель Госалкогольинспекции РТ Игорь Марченко:
– Столь разный подход к защите прав граждан и юридических лиц объясняется тем, что интересы предприятия всегда защищают профессионалы (юристы, экономисты и т.д.). Потребитель, как правило, такой профессиональной под-
держки не имеет и вынужден защищать свои права самостоятельно. Поэтому государство принимает на себя обязанности отстаивать интересы потребителей путем принятия специального законодательства, создания специализированных органов, призванных осуществлять контроль за соблюдением этого законодательства и т.д. С этой целью, кстати, создана и наша структура.
Впрочем, закон считает потребителем не только гражданина, который приобретает товар или услугу, но и того, кто непосредственно ими пользуется. Например, фирма приобретает своим сотрудникам туристические путевки. Формально покупателем услуги является юридическое лицо, взаимоотношения которого с услугодателем строятся на основе гражданского законодательства. Однако пользуются услугой сотрудники фирмы (физические лица), права которых защищаются Законом «О защите прав потребителей». Точно так же охраняются права лиц, которым товар был подарен.