Последние два десятка лет ознаменовались настоящим прорывом в синтезе новейших лекарств, способных успешно бороться с заболеваниями, которые на протяжении многих веков считались смертельными.
Генная инженерия и нанотехнологии творят настоящие чудеса. Сегодня уже никто не возьмется оспаривать тот факт, что при помощи тех или иных лекарственных препаратов можно не только спасти человеку жизнь в экстремальной ситуации, но и продлить ее максимально долго. Но, увы, всегда находятся люди, готовые на самом что ни на есть благом деле погреть руки. И разговор сегодня пойдет даже не об умельцах, пробавляющихся на ниве поддельных лекарств – с ними все понятно, это мошенники чистой воды, заслуживающие самого сурового наказания. Но есть и другие на первый взгляд незаметные способы получения не вполне честных доходов от фармацевтической деятельности. Причем проблема эта не регионального характера и даже не одной отдельно взятой страны, а всего мирового сообщества. Не зря же в совместном заседании рабочей группы Федеральной антимонопольной службы по исследованию проблем конкуренции в фармацевтическом секторе и штаба по совместным расследованиям нарушений антимонопольного законодательства государств-участников СНГ, состоявшемся на днях в Казани, участвовали представители 17 стран, в том числе и из дальнего зарубежья – Италии, Индии, Финляндии, Австрии, Китая.
По мнению начальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофея Нижегородцева, «фармпроблема» распадается на несколько составляющих. Начнем с первой. Допустим, какая-то серьезная, крупная компания разработала новый, уникальный препарат, помогающий при лечении какого-то заболевания. Компания рассчитывает его цену исходя из себестоимости и средств, затраченных на разработку препарата, плюс прибыль. Нормальный экономический ход. Проведя ряд исследований и запатентовав продукт, компания торопится выйти на рынок и, так сказать, «снять сливки». Препарат-то уникальный, ни у кого нет, так что цену можно запросить любую. Однако конкуренты не дремлют. Можно, конечно, купить патент на производство у компании-изобретателя, чтобы на законных основаниях производить этот аналог, в медицине его именуют дженериком. Но дженерик пойдет на рынок уже по значительно более низкой цене и наверняка собьет цены производителю оригинального продукта. Так что последний, понятно, не торопится продавать патент. Тогда конкуренты пускаются во все тяжкие – купив оригинальный препарат, раскладывают его на составляющие и пытаются сделать препарат самостоятельно. Получится или нет – это вопрос, однако продавать его под тем же названием уже нельзя, как не получится и запатентовать его на законных основаниях. Остается одно – гнать контрафактную продукцию. Вот вам и схема мошенничества. Кстати, в Татарстане фармконтрафакт если и встречается, то крайне редко, тогда как, по признанию специалистов из Владивостока, Приморье практически задыхается от нахлынувшей со стороны Китая волны поддельных лекарств.
А производитель оригинального продукта, стараясь выжать из него все возможные выгоды, вносит и вносит в уже готовый «рецепт» новые, порой совершенно незначительные изменения – и снова он единственный на рынке. Это лишь одна из схем нездоровой конкуренции на фармрынке, вторая куда проще. Несколько производителей могут заключить между собой договор о дележе рынка, чтобы не демпинговать цены и держать их максимально высокими. Еще один вариант – заключить договор (понятно, незаконный) с врачами и экспертами, и те будут попросту рекламировать определенный препарат своим пациентам. А кого слушает человек, когда он болен? Ясное дело, врача. Это по формулировке ФАС – соотношение вопросов уголовного и конкурентного права.
Схемы незаконной конкуренции – обычные, применяемые во всех сферах экономики. Только в нашем-то случае разговор идет не о приобретении крутой автомашины по возможно низкой цене, а о человеческом здоровье, о человеческих жизнях. Так что в этой сфере контроль должен быть особенно четким и строгим. В разных странах накоплен свой опыт решения таких проблем. По мнению главного экономиста Конкурентного ведомства Италии Андреа Пеццоли, для создания конкуренции в столь специфической сфере, как производство лекарственных средств, должны быть учтены главные факторы: социальная значимость продукта, необходимость обеспечения экономической конкуренции, обеспечение прав частной собственности на лекарственные средства и тот факт, что затраты на закупку новейших лекарственных средств – весомая часть бюджета любой страны.
В унисон с итальянским специалистом высказался и министр здравоохранения Татарстана Айрат Фаррахов, утверждая, что татарстанская медицина крайне заинтересована в появлении на нашем рынке инновационных препаратов по максимально низкой цене, ведь так называемые брендовые – оригинальные препараты обычно очень дороги.
По итогам заседания рабочей группы был составлен список вопросов, которые нужно решать безотлагательно как на уровне каждой страны, так и во всем мире. Так, подчеркнул Тимофей Нижегородцев, без прозрачной экспертной среды работать в данной сфере в дальнейшем будет просто невозможно. И этим нужно заняться в первую очередь.