Люди с иммунодефицитом имеют права, но не готовы их отстаивать.
Официальная статистика: в нашей республике около 15 тысяч человек, которые живут с ВИЧ-инфекцией. Есть тенденция к увеличению их числа – за семь месяцев текущего года зарегистрировано 830 новых инфицированных, а за аналогичный период прошлого года было 712.
Эта информация прозвучала во вторник на пресс-конференции в Республиканском агентстве по печати и массовым коммуникациям. В ней приняли участие заведующий отделением медико-социальной реабилитации больных ВИЧ-инфекцией Республиканского центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями Айрат Бешимов, руководитель Казанского правозащитного центра Игорь Шолохов и заместитель руководителя «Фонда охраны здоровья «Мать и дитя» Светланы Изамбаевой» Ильнур Мухаметханов.
Они рассказали о новом проекте СПИД-сервисных организаций «ВИЧ-позитивные люди имеют права», финансируемом Евросоюзом. Девять российских регионов, в том числе Татарстан, получат помощь для того, чтобы отучить ВИЧ-инфицированных бояться обращаться в надлежащие инстанции при нарушении их прав. Будут организованы тренинги, консультации, юридическая помощь.
Проблема только на первый взгляд кажется малозначительной. За два года в России зафиксировали 236 обращений по фактам нарушения прав больных людей, из них 159 – относятся к медицинской сфере. Например, отказ предоставлять хирургические и стоматологические услуги или назначить антиретровирусную терапию. А ВИЧ-инфицированных в нашей стране почти 663 тысячи. Люди, занятые помощью им, уверены: поводов для обращений в сотни раз больше, но люди боятся огласки, не верят, что их права могут быть реализованы, и попросту молчат.
Если даже не смотреть на помощь больным «чумой XXI века» как на гуманную обязанность, почему нужно помогать ВИЧ-инфицированным с практической точки зрения?
Иммунодефицит приводит к заболеваниям, опасным не только для их носителя. Часто это инфекционные болезни. Допустим, больной туберкулезом ВИЧ-инфицированный, к тому же еще и наркоман (а это нередко), приходит в тубдиспансер, начинает лечение. Вскоре на него обрушивается «ломка». Детокс в тубдиспансере не делают. Сам больной не в силах со всем этим справиться и покидает медучреждение в поиске дозы. И его выписывают за нарушение, так сказать, режима. А он не умеет и боится отстаивать свое право на лечение, зато может ездить в городском транспорте, посещать общественные места с открытой формой туберкулеза. «При наличии сопутствующих заболеваний, таких как ВИЧ-инфекция, туберкулез и так далее, для наркомана нет должной медицинской помощи», – констатировал один из участников пресс-конференции.
Клубок проблем, который опутывает жизнь ВИЧ-инфицированного, порой неразрешим по причине того, что этот человек безгласен, бесправен по собственному убеждению.
В Татарстане стопроцентный охват официально зарегистрированных носителей СПИД антиретровирусной терапией. Другое дело, что, как всегда при подобных социальных явлениях, существует и скрытая часть айсберга. И чем больше страх и безгласность ВИЧ-инфицированных людей, тем меньше шансов, что они пойдут в медучреждения, будут добиваться тестирования, лечения, в том числе других заболеваний. Думается, реализация нового проекта поможет устранить у них страх. У нас же столько социально ориентированных некоммерческих организаций, которым порой не хватает денег для оплаты работы специалистов. А тридцать тысяч евро – хорошие деньги для того, чтобы поправить ситуацию.