Молочная недостаточность

В последнее десятилетие в нашей стране стали часто употребляться словосочетания вроде «демографическая политика», «улучшение качества жизни», «здоровье нации».

Автор статьи: Евгений ГОЛУБЕВ

В последнее десятилетие в нашей стране стали часто употребляться словосочетания вроде «демографическая политика», «улучшение качества жизни», «здоровье нации». Нельзя сказать, что за громкими словами ничего не стоит…

Создаются государственные социальные проекты, выделяются миллиарды рублей на строительство первоклассных спортивных комплексов, высокотехнологичных больниц, разработку новых образовательных программ. Доступнее становятся кредиты на жилье. И вроде бы жить да радоваться, вот только есть опасность, что не за горами время, когда некому и незачем будет бегать на стадионах, а кредиты будут брать преимущественно на лекарства. Ведь по данным Союза педиатров России, 90 процентов детей у нас оканчивают школу уже с двумя-тремя хроническими заболеваниями. Получается, что единственное ценное достижение для будущих поколений – это строящиеся больницы. И какую пользу приносят современные методики образования школьникам, треть которых страдают от аллергии и ослабленного иммунитета, а две трети – от гастрита и сколиоза? Какое потомство в будущем смогут произвести на свет дети с таким слабым здоровьем?

Врачи и ученые давно пытаются привлечь внимание к основной причине столь высокого уровня заболеваемости среди школьников – неправильному питанию. Современные дети, часто из вполне благополучных семей, испытывают жесточайший дефицит кальция, витаминов и микроэлементов. Легкодоступные сладости и газировки, разнообразные фастфуды вызывают ощущение сытости, но не обеспечивают детей необходимыми питательными веществами. В результате десятилетний ребенок часто обладает целым набором «взрослых» недугов – от сколиоза до панкреатита. И если дома родители не способны влиять на рацион своих детей, то что происходит с ребенком, когда он находится в стенах школы? Казалось бы, там за его жизнь, здоровье и безопасность отвечают специалисты и само государство в их лице, однако проблема школьного питания в нашей стране так и остается нерешенной.

О чем говорить, если даже молоко не входит в рацион школьников. А ведь в России уже несколько лет действует программа «Школьное молоко», обеспечивающая учащихся бесплатным уникальным продуктом. Вот только развитие ее все время тормозится «объективными» трудностями. Хотя промышленные предприятия молочной отрасли в России оснащены высокотехнологичным оборудованием и способны обеспечить ежедневным пакетиком молока каждого ученика.

«Школьное молоко» – это не чисто российское изобретение. У программы успешный восьмидесятилетний опыт, более семидесяти стран-участниц и ежегодные научные исследования во всем мире, подтверждающие ее эффективность. У нас аналог программы был запущен еще в Советском Союзе. Многие наверняка помнят, как в каждом школьном буфете тогда появились стаканы со свежим молоком. И, конечно, вспоминают знаменитый мультфильм «Кто пасется на лугу?» – прекрасный образец государственной пропаганды тех лет.

В 90-е годы система школьного питания рухнула вместе со страной. На фоне прочих трагических проблем про молоко тогда «позабыли» в первый раз. Где-то в нулевые годы программа получила вторую жизнь. В 2006 году она заработала во многих регионах России, в том числе и в Татарстане. И, судя по тем результатам, которые давала программа именно в нашем регионе, «Школьное молоко» могло стать реальным решением проблемы питания учащихся.

Родители и врачи с удовольствием отмечали и вкусовые качества продукта, и положительное влияние молока на здоровье, и его яркую упаковку. Больше половины опрошенных в Казани родителей тогда заявили, что их дети, вопреки кем-то пущенному мнению, любят молоко и пьют его с удовольствием. В современной упаковке с трубочкой его пили все – об этом сказали 96 процентов опрошенных родителей. Это был ответ тем, кто уверял, что дети молоко пить не любят. Нужно было просто предложить его в том виде, который им понравится. Действительно, граненый стакан с кипяченым молоком, да еще и с пенкой, остался в прошлом. Мало того, что это несовременно и не очень привлекательно, так еще и опасно в условиях школьного питания. В учебных заведениях всегда остро стоит проблема пищевых отравлений. Однако индивидуальный способ упаковки и современные технологии обработки молока гарантировали продукту полную гигиеническую безопасность, при этом сохраняя все полезные свойства. Конечно, если мы говорим о промышленной переработке молока, а не о фермерских хозяйствах.

Здоровье детей всего важнее, но приятно отметить, что программа, помимо социальной значимости, создавала также благоприятную среду и для бизнеса: у производителей молочной продукции появился стабильный рынок сбыта. Это хороший стимул для увеличения инвестиций в животноводство, в производство и переработку молока.

Но, увы, забота о здоровье 35 тысяч казанских школьников всего через три года перестала быть приоритетной статьей расходов местного бюджета. Программу приостановили в 2009 году из-за кризиса и пока не торопятся возобновлять, хотя концепция национальной программы «Школьное молоко» одобрена министерствами образования, здравоохранения и сельского хозяйства, главным санитарным врачом РФ Геннадием Онищенко, дирекцией НИИ детского питания РАМН. Однако одобрение – это не указ, не закон. Так что решения о том, пить или не пить школьникам бесплатное молоко, как и все вопросы школьного питания, в соответствии с законодательством остаются за местной властью. Средства на реализацию программы тоже выделяются из местного бюджета. Или не выделяются.

Итог печален: программа «Школьное молоко» не движется с места именно там, где уже начала приносить огромную пользу и полностью оправдала все затраченные средства. Хотя гигантских затрат, собственно, она никогда и не требовала: средняя стоимость одного пакетика составляет всего 10 рублей! Столько стоит ежедневный непосредственный вклад в благополучие каждого ребенка. Нам нужно торопиться с решением, ведь пока еще есть шанс обеспечить нашим детям счастливое будущее, шанс вырастить здоровую нацию.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще