Долгожданная весна нынче выдалась ранней и дружной – не успели мы оглянуться, как из-под снега появилась травка, буквально в одну ночь полопались почки и вылезли первые клейкие листочки, зазеленели кусты и деревья.
Удивительно, но нынче практически в одно время зацвели черемуха, яблоня, вишня, сирень и даже рябина. Океан чудных, сладких и манящих запахов, ласковое теплое солнышко – ну, просто в дом заходить не хочется, так и купался бы в этой благодати день и ночь…
Однако не всех радует красота обновляющейся природы, есть люди, которые весны и лета ждут, как наказания. Это так называемые аллергики. Понять их можно: вокруг теплынь, а ты не расстаешься с носовым платком, беспрестанно сморкаешься и вытираешь слезы. Глаза красные, нос распух – какая уж тут радость жизни…
По данным Всемирной организации здравоохранения, аллергия выходит на третье место в мире по распространенности среди других заболеваний. Десятая часть взрослых на планете – астматики, а четверть от числа всех ребятишек страдают различными формами аллергии. Причем, по данным специалистов, каждое десятилетие число аллергиков увеличивается в два-два с половиной раза.
Почему сто человек наслаждаются запахами цветущих растений, а сто первый боится их, как огня? Почему один держит в доме пять кошек и чувствует себя прекрасно, а другой только при виде этого животного начинает кашлять и задыхаться? Почему кто-то может поглощать клубнику килограммами безо всякого ущерба для самочувствия, а кто-то от одной-единственной румяной ягодки покрывается зловещей сыпью, часто сопровождающейся еще и отеками? Что ж это за зверь такой – аллергия?
Когда система дает сбой
Попробуем разобраться в этом, не углубляясь в совсем уж глубокие научные дебри. Может, специалисты и посмеются над таким объяснением, зато обывателю, в медицине не сведущему, будет понятно.
На страже здоровья любого человека стоит его иммунная система. И при попадании какого-либо инородного вещества в организм она тут же его распознает и уничтожает. Ну, по принципу «свой – чужой». Но почему дает сбой система, отрабатываемая природой в течение тысячелетий? Причин тому множество, и в подавляющем большинстве случаев виноват тут сам человек. Например, по мнению некоторых ученых, во все более распространяющейся по миру аллергии повинны химизация, повышение радиационного фона и другие экологические проблемы, нарушение предписанного природой человеку образа жизни – переедание и злоупотребление определенными продуктами питания, неконтролируемый прием лекарств, нарушения двигательного режима, отсутствие естественной стимуляции иммунитета и злоупотребление искусственной стимуляцией с помощью препаратов. То есть работать иммунная система не перестает – наоборот, порой реагирует на обычный раздражитель слишком бурно, организм вырабатывает много этаких «антител», которые и приводят к появлению симптомов аллергии.
По другой версии, получившей название «гигиенической», все беды аллергиков от… чрезмерной стерильности нынешней окружающей среды. Мол, едва родившись, младенец попадает в уж слишком чистые условия – тут тебе и высокий уровень санитарии, и употребление в пищу продуктов высокой степени стерилизации и т.д. и т.п. Получается, что собственная микрофлора организма младенца формируется в расчете на всеобщую стерильность. И первый же контакт с обычной внешней средой может вызвать реакцию, или, как говорят медики, иммунный ответ на любой раздражитель, будь то цветущая луговая трава или незнакомое лекарство. В пользу этой научной гипотезы свидетельствует и тот факт, что в развитых странах аллергия растет более быстрыми темпами, нежели в «нестерильных» Африке или Азии. Да и городские дети куда более аллергичны, чем их сельские сверстники. В общем, разумное количество «грязи» спасает человечество от аллергии.
Еще один недуг цивилизации
Самое неприятное, что только неудобствами вроде распухшего носа и слезящихся глаз аллергия не ограничивается. Как все на свете, она развивается, и обычно в сторону ухудшения. Итогом обострения болезни может стать и бронхиальная астма, и даже анафилактический шок, напрямую угрожающий жизни.
Как бороться с коварной болезнью, кому пожаловаться и где получить действенную помощь? Рассказать об этом мы попросили врача иммунолога-аллерголога Республиканской клинической больницы Минздрава РТ Алексея Лунцова.
– Пожалуй, сегодня особенно актуален разговор о так называемой сезонной аллергии – в обиходе ее чаще называют сенной лихорадкой, а специалисты именуют поллинозом, – говорит он. – Это повышенная чувствительность к пыльце растений. То есть витающая в весенние и летние дни пыльца попадает вместе с воздухом в верхние дыхательные пути, в них развивается воспалительный процесс, сопровождающийся симптомами в виде насморка, ощущения заложенности носа, чихания, воспалением слизистой глаз – конъюнктивита. У некоторых пациентов возможно развитие астматического состояния с затрудненным дыханием, приступообразным кашлем и свистящими хрипами при дыхании.
- Наиболее грозное осложнение при аллергии – анафилактический шок, который может привести к смерти. Причиной такого шока могут быть лекарственные препараты, пищевые продукты. Другой частой причиной анафилактического шока, по данным аллергологов, является аллергия на яд насекомых, которая развивается после укуса осы, пчелы или шершня
Наверное, не открою Америку, порекомендовав не заниматься самолечением. Соблазн, конечно, велик – сегодня в любой аптеке масса всевозможных средств, обещающих практически мгновенное избавление от аллергии. Если бы все было так просто… На самом деле любой лекарственный препарат следует подбирать индивидуально. Во-первых, он может оказаться бесполезным и вы попусту потратите деньги, а во-вторых, его прием может лишь приглушать симптомы болезни, не оказывая выраженного лечебного эффекта. Тогда как аллергию нужно лечить, а не загонять внутрь.
Не зря же врач-аллерголог начинает прием не только с изучения симптомов, но и со сбора анамнеза – с какой периодичностью повторяется такое состояние, в какое время года, с какой интенсивностью беспокоят проявления.
Можно выделить три периода пыльцевой аллергии: весенний – с конца апреля до мая, связанный с повышенной чувствительностью к пыльце деревьев – березы, ольхи, лещины, затем – июнь – июль, когда аллергики реагируют на пыльцу луговых трав – колосовиков, овсяников, и конец лета – начало осени, когда аллергию вызывает пыльца сорных трав – полыни, лебеды, амброзии. Так что серьезные неудобства человек может испытывать с поздней весны до ранней осени… Самое неприятное, что повышенная чувствительность, сформировавшаяся к пыльце, может прогрессировать, расширяя свой спектр.
– Вдобавок к поллинозу у человека сформируются и другие типы аллергии?
– Совершенно верно. Со временем к ней может присоединиться и эпидермальная, и бытовая аллергия – на домашнюю пыль или домашних животных. Могут и углубляться симптомы – вплоть до бронхиальной астмы. У пациентов с поллинозом часто наблюдаются и реакции пищевой непереносимости. Дело в том, что существует ряд продуктов, которые в своем составе имеют вещества, похожие на аллергены пыльцы. И возникает так называемая перекрестная реакция непереносимости. К примеру, при аллергии на пыльцу березы при весеннем поллинозе очень многие пациенты не переносят яблоки, груши и другие косточковые фрукты, а при аллергии на пыльцу лещины или ольхи возможна аллергическая реакция на фундук. Обычно она проявляется зудом и отеками в полости рта, насморком, но возможна и тяжелая реакция с приступом удушья и отеком верхних отделов дыхательных путей.
– Правда, что аллергия – болезнь детская?
– Не совсем. То есть дебют заболевания происходит обычно в детстве. А потом, если не заняться лечением вовремя, аллергия может сопровождать человека всю жизнь. Сейчас в практику прочно вошел термин «аллергический марш». Вначале у ребенка раннего возраста появляется кожная сыпь – атопический дерматит, который раньше называли диатезом. Если такой тип реагирования иммунитета закрепляется, то кроме проявлений на коже со временем может проявиться уже дыхательная реакция — насморк, допустим. А там и до бронхиальной астмы недалеко. Такая вот некрасивая цепочка. Менее типичен дебют аллергии в зрелом и пожилом возрасте.
– Это как-то связано с ослаблением иммунитета?
– Ни в коем случае, аллергия – не иммунодефицитное состояние. Скорее, наоборот — это гиперчувствительность, чрезмерно выраженный иммунный ответ. Можно говорить разве что о некоторой предрасположенности аллергиков к респираторным заболеваниям – в силу того, что слизистая верхних дыхательных путей раздражена аллергией и воспалена, повреждена.
- За последние десятилетия число аллергиков на планете увеличилось приблизительно в два раза
Считается, что для развития поллиноза имеют значение как внешние, так и внутренние факторы. Большую роль играет наследственность: существуют определенные гены, предрасполагающие к определенному типу иммунного ответа.
Прививка – и дело в шляпе
Было время, когда на период обострения аллергии больным рекомендовали сменить место жительства. Например, в конце лета месяца на два пустели два села в Татарстане – их окружали целые поля сорной травы амброзии, сильного аллергена. Но если ребенка отправить на два-три месяца куда-нибудь на море еще более-менее возможно, то для взрослого человека такая роскошь непозволительна. Работу никто не отменит… Неужели такой пациент обречен на полугодичный прием лекарственных препаратов?
По словам Алексея Лунцова, к счастью, аллергия – заболевание несмертельное в подавляющем числе случаев. Хроническое – да, но при нынешнем уровне медицины вполне контролируемое, не приводящее к инвалидизации и не снижающее качества жизни. При условии правильного лечения, разумеется.
– Есть возможность не только контролировать состояние человека с помощью лекарственных средств, чтобы не дать болезни прогрессировать, – утверждает Алексей Владимирович. – При этом типе аллергии возможны и прививки. Это так называемая аллерген-специфическая иммунотерапия. Лечение заключается во введении в организм больного причинно-значимых аллергенов сначала в постепенно возрастающих дозах – этакая тренировка, в результате чего происходит переключение иммунного ответа, и, соответственно, в период обострения симптомы будут либо отсутствовать, либо существенно менее ярко проявляться. К тому же такое лечение является профилактикой к расширению спектра аллергии и развития астмы.
– Но попробуй-ка, найди аллерген-виновник, их же тысячи. Сколько проб нужно сделать, сколько времени потребуется…
– Не все так безнадежно. Делаются кожные пробы – на них требуется около двадцати минут, а также иммунологические исследования крови на уровень специфических антител-IgE и общего IgE. Если у здоровых людей их концентрация невелика, то у аллергиков может быть резко повышена. Правда, кожные пробы проводятся после снятия обострения заболевания и вне приема антигистаминных и некоторых других средств.
– А как же лечить больного, если непонятно, на что аллергия?
– Дело в том, что, несмотря на все разнообразие симптомов аллергии – от крапивницы и риноконъюнктивита до бронхиальной астмы, механизмы некоторых аллергических заболеваний в целом похожи. Конечным этапом аллергической реакции определенного типа после контакта с аллергеном является выделение гистамина и других веществ, вызывающих воспаление, и возникновение симптомов аллергии. Таким образом, нейтрализация действия гистамина в ряде случаев может быть эффективной, отсюда и название одних из противоаллергенных препаратов – антигистаминные. Так что лечение аллергии и поиск виновника заболевания можно вести одновременно. А вот прививку нужно делать, уже зная конкретный аллерген.
– С поллинозом понятно. А как быть с аллергией на животных? От нее еще не придумали прививки?
– Пока лучший способ – все же отдать домашнего любимца – носителя аллергена – в хорошие руки. Но сегодня уже проводятся исследования на предмет вакцинации от повышенной чувствительности к животным. Кстати, вопреки устоявшемуся мнению, что главный аллерген – это кошачья ли собачья шерсть, раздражителем выступает слюна животных, которая остается на шерсти. То же самое можно сказать и о тополином пухе. Сам по себе он совсем не реактогенен – это же не белковая молекула, которая провоцирует аллергическую реакцию. Просто на пухе оседает большое количество опасной пыльцы растений. Так что, вырубив все тополя, мы не избавим людей от поллиноза.