Не потерять бы фтизиатров

На днях уволился единственный специалист в Казани по внелегочным формам туберкулеза – ушел в частную клинику. В государственной системе здраво­охранения республики остался один такой специалист – в Альметьевске.

Автор статьи: Светлана АРСЕНТЬЕВА

На днях уволился единственный специалист в Казани по внелегочным формам туберкулеза – ушел в частную клинику. В государственной системе здраво­охранения республики остался один такой специалист – в Альметьевске. Так что пациентам теперь придется ехать за консультацией в столицу нефтяников, а то и за пределы республики. Или платить деньги за частный прием.

Несколько ранее в частную же клинику ушел фтизиатр-офтальмолог. К счастью, еще работает фтизиатр-гинеколог, но и к этому специалисту внимательно присматриваются частники. А если вспомнить, что приблизительно 15 процентов туберкулеза – это его внелегочные формы, а четверть случаев женского бесплодия – «на совести» туберкулеза половой сферы? Ведь этот недуг универсален, его не бывает только… на ногтях и волосах.

Прибавим к этому факт, что сегодня укомплектованность врачами-фтизиатрами в Татарстане – менее 50 процентов. Их всего 122. И половина – уже сегодня пенсионеры, отпусти их на заслуженный отдых – и рухнет система фтизиатрической службы Татарстана, одна из лучших в стране, опыт ее нарабатывался десятилетиями.

Об этом поведал журналистам директор Республиканского клинического противотуберкулезного диспансера Равиль Валиев на пресс-конференции в канун Всемирного дня борьбы с туберкулезом, ежегодно отмечаемого 24 марта по инициативе Всемирной организации здравоохранения.

  • По прогнозам ВОЗ, в ближайшие 10 лет туберкулез останется одной из 10 ведущих причин заболеваемости и смертности в мире

Остается лишь удивляться, как на фоне всех этих проблем татарстанским фтизиатрам удается не только сохранять стабильным уровень заболеваемости грозным недугом, но и неуклонно снижать его.

Так, основные показатели эпидемиологической ситуации по туберкулезу за 2006 – 2011 годы в Татарстане лучше, чем в среднем по России и Приволжскому федеральному округу. То есть система, в которую входят совместная работа учреждений общей лечебной сети и противотуберкулезной службы в вопросах профилактики, своевременное и качественное лечение, современные диагностическое оборудование и препараты (только в этом году на закупку лекарств из федерального и республиканского бюджетов выделено более ста миллионов рублей), работает пока без сбоев.

Смертность от туберкулеза в республике вдвое ниже среднероссийской, а дет­ская равна нулю, заболеваемость – на тридцать процентов ниже, чем по РФ, и почти на 24 процента меньше, чем в Приволжском федеральном округе.

Во многом это результат продуманной профилактической работы. В прошлом году, например, соответствующий осмотр прошли 93,7 процента населения республики. Еще одно новшество – с 2010 года в Татарстане используется методика раннего выявления туберкулеза «Диаскинтест» и новые схемы диспансерного учета. Более точное тестирование увеличило профилактическую выявляемость туберкулеза у детей и подрост­ков с 83,8 процента в 2009 году до 87,7 процента в прошлом. Это почти в пять раз сократило число юных пациентов, которым предписывалось ранее превентивное лечение.

Пока это тестирование применяется только в тубдиспансерах, но с этого года будет использоваться по всей республике.

Кстати, о лекарственных средствах. Несколько лет назад татарстанские ученые-медики разработали и запатентовали две группы препаратов нового поколения. Дело в том, что палочка Коха – возбудитель туберкулеза, как любая бактерия, рано или поздно становится нечувствительной к привычным лекарствам. А самый «молодой» препарат от туберкулеза был разработан аж в 1962 году. Так вот, татарстанские препараты действенны в тех случаях, когда привычные бессильны. Они менее токсичны и даже дешевле в производстве. Для их внедрения в практику осталось только провести испытания и наладить выпуск, но… Интереса в России к ним пока никто не проявил, сетует один из соавторов разработки Равиль Валиев. Грустно, если придется продать «ноу-хау» за рубеж, чтобы потом стране пришлось покупать эти препараты уже за валюту.

  • Вопреки общепринятому мнению, флюорография выявляет не только туберкулез – на каждый случай выявленного туберкулеза приходится 2 – 3 случая выявления раннего, на операбельной стадии, рака и других заболеваний легких, и даже патологии опорно-двигательного аппарата

Даже на фоне показательных успехов татарстанских медиков рано говорить о полной победе над туберкулезом. Да, опасности эпидемии в республике нет. Да, наши показатели лучше среднероссийских. Но ведь люди-то от туберкулеза по-прежнему умирают и по-прежнему заражаются им. Причем даже у излеченных опасность вновь заразиться сохраняется на всю жизнь. В группу риска по туберкулезу, вопреки обывательскому мнению, входят не только алкоголики и вообще «люди дна», а еще и больные язвой желудка, сахарным диабетом, астматики, больные ревматоидным артритом, перенесшие сложные онкологические заболевания и получающие цитостатическую, подавляющую иммунитет терапию и много кто еще.

Вспышки наделавших в мире шума инфекций вроде болезни Эбола, птичьего гриппа или атипичной пневмонии были подавлены быстро – огромные финансовые вложения и консолидация мирового медицинского сообщества сделали свое дело. А ведь от них за все время погибли менее шестисот человек. Туберкулез же ежегодно уносит три миллиона человеческих жизней. Вот и сравните усилия и результаты…

А пока зарплата начинающего фтизиатра в республике, с грустью отмечает директор противотуберкулезного диспансера, составляет семь тысяч рублей плюс полторы тысячи «за вредность». Стоит ли удивляться, что высококвалифицированные специалисты уходят во врачи общей практики и частную медицинскую сеть, а молодые медики не торопятся занять их места?

Как отметил Равиль Валиев, минимальная стоимость лечения больного туберкулезом без учета стационара составляет три тысячи рублей. При лекарственно-устойчивом заболевании, а сегодня оно диагностируется в большинстве случаев, – более 300 тысяч рублей.

При своевременном выявлении и правильном лечении экономия даже в масштабах страны немалая. Может, хоть из сэкономленных средств часть их пустить на повышение зарплат врачам?

Решать эту задачу нужно сегодня, причем на государственном уровне, чтобы завтра не было поздно.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще