«Нарушитель закона»

Так полушутя-полусерьезно называет себя член-корреспондент Евроазиатской академии медицинских наук, доктор медицинских наук, профессор Юрий Ишенин, который живет и работает в Нижнекамске.

Автор статьи: Галина СУЗДАЛЬЦЕВА

Так полушутя-полусерьезно называет себя член-корреспондент Евроазиатской академии медицинских наук, доктор медицинских наук, профессор, руководитель кардиохирургического центра новой формации Юрий Ишенин, который живет и работает в Нижнекамске.

Сам будучи кардиологом, на долгом пути к утверждению и официальному признанию разработанного им метода он перенес инфаркт и клиническую смерть.

Работает в обычном хирургическом отделении обычной городской многопрофильной больницы с более чем скромным окладом рядового врача.

Он такой: немного «не от мира сего», далекий от мелочей быта. Но совсем другой в том, что касается работы: целеустремленный, упорный, независимый. Это восхищает его сторонников и раздражает противников. Противники есть: слишком дерзок с общепринятой профессиональной точки зрения метод Ишенина – та самая операция по механическому туннелированию, которая помогает спасать, казалось бы, безнадежных больных и возвращать их к нормальной жизни.

Юрий Михайлович (на фото – справа) приводит примеры, упоминает имена своих пациентов, которые мы не называем из этических соображений. Вот хотя бы один из них – 58-летний житель Нижнекамска, с которым мы познакомились в день его выписки – на седьмой день после смелого оперативного вмешательства. В больницу его привезли в том состоянии, про которое в народе говорят: «Не жилец». Три года назад мужчина перенес операцию по аортокоронарному шунтированию. Уже практически не мог передвигаться и с трудом дышал. Вопрос стоял, как предельно жесткий ультиматум: или – или!

Впрочем, ответ был однозначным: Юрий Ишенин должен был его спасти.

Это была очередная, двадцать третья по счету, операция, проведенная профессором после аортокоронарного шунтирования. Подобное вмешательство в стране проводят только еще в одном месте – главном сердечно-сосудистом центре страны, Московском институте имени Бакулева, том самом, которым руководит легендарный Лео Бокерия.

О многом говорящий факт: Юрий Ишенин лично сделал 23 операции по своему методу, тогда как целый коллектив профильного института – около полутора тысяч. Сравнивайте! Профессор Ишенин считает, что операция по его методу в состоянии больного, которое Юрий Михайлович условно называет «синдромом Ельцина», могла бы быть единственным шагом, который спас бы жизнь первому Президенту России.

Однако ноу-хау профессора, первоначально разработанное им для лечения ишемической болезни сердца и, упрощенно говоря, заключающееся в создании туннеля (канала), сердцем не исчерпывается. Технология туннелирования (сам термин вносит ясность в суть метода: инструмент хирурга – изобретенный и запатентованный им специальный скальпель – проделывает «туннель») может успешно применяться для лечения других ишемических синдромов: при ишемии нижних конечностей, заболеваниях почек, при циррозе печени и так далее.

Трудно переоценить значение туннелирования, особенно если принять во внимание такие цифры: сегодня от половины до 60 процентов от числа всех уходящих в мир иной в России умирают от сердечно-сосудистых патологий, большая часть которых связана с ишемией сердца. Ситуация усложняется тем, что заболевание не только «помолодело», но даже при относительно благоприятном исходе приводит к инвалидности.

В республике для помощи страдающим этими заболеваниями делается немало: на полную мощность работают три крупных специализированных кардиологических центра. Оперирующий в Нижнекамске Ишенин, тем не менее, – один. Он один берется оперировать больных, которым по некоторым медицинским показателям обычная операция по аорто-коронарному шунтированию противопоказана или просто технически невозможна.

Объективности ради надо сказать, что выбор есть и у них: выход в том, что питающие сердце сосуды можно прочистить лучом лазера. Однако при лазерном методе диаметр сосуда увеличивается всего на микроны и с соответствующей скоростью снова зарастает. Механический же метод, предложенный Юрием Ишениным, хотя и выглядит более агрессивным вмешательством, имеет явные преимущества. Профессором в результате наблюдений доказано, что создание канала, напоминающего «сосуд», дает более ярко выраженный и длительный клинический эффект, а проще говоря, сосуд не зарастает дольше. Если говорить точнее – на его месте формируется новое сосудистое русло.

Еще один бесспорный плюс метода: операция выполняется на работающем сердце, без аппарата искусственного кровообращения. Для непосвященных это выглядит фантастикой, на практике же означает, что оперирующему хирургу не требуется весьма дорогостоящее оборудование, которое может себе позволить далеко не каждая больница. Соответственно, нет необходимости содержать обслуживающий это оборудование штат. Другими словами, после обучения (чем сегодня и занимается профессор в Чебоксарском институте усовершенствования врачей) операцию по его методике сможет успешно делать любой хирург в любой районной больнице!

Весьма существенно и то, что механическое туннелирование по Ишенину помогает на сто процентов избежать осложнений, которые могут возникнуть в случае подключения системы искусственного кровообращения. Наблюдения показали стойко выраженный клинический эффект у прооперированных по этому методу больных. Это подтверждает коллега и сторонник метода Ишенина нижнекамский кардиолог Алексей Хакимов (именно он, работая в тандеме с профессором, определяет показания подобного хирургического лечения).

С Алексеем Гусмановичем (на фото – слева) мы встретились в тот момент, когда очередной пациент Юрия Ишенина, чья жизнь еще несколько дней назад висела на волоске, готовился к выписке. Доктор Хакимов, «заглянув» в грудную клетку выздоравливающего с помощью своего всевидящего аппарата УЗИ, с удовлетворением констатировал:

– Блестящий результат! До операции перед нами был глубокий инвалид. Сейчас это, вы и сами видите, полный оптимизма человек. Уже на второй день после операции он самостоятельно садился, на третий день был переведен в общую палату, а на четвертый спустился пешком с третьего этажа: жену, видите ли, проводил! На этом «преступлении» его и поймал Юрий Михайлович… С уверенностью могу сказать, что этот больной будет жить долго и полноценной жизнью.

К признанию профессор Ишенин шел долгие 32 года. Совсем недавно, а точнее – 23 июля 2011 года, он перестал быть «нарушителем закона», получив, наконец, официальное разрешение Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Российской Федерации на применение разработанной им медицинской технологии. Разрешение выдано на Нижнекамскую центральную районную многопрофильную больницу как на лечебное учреждение, имеющее лицензию на проведение сердечно-сосудистых операций. Именно сюда после нескольких лет перерыва возвратился профессор, однажды уже работавший здесь на правах обладателя авторского права на запатентованный им  метод. По этой же теме Юрий Ишенин защитил докторскую диссертацию. Был метод, была серьезная научная работа, было все, кроме официального разрешения, которое практически безгранично расширяет области применения туннелирования.

Надо сказать, что огромную роль в этой долгожданной и выстраданной собственным инфарк­том финальной точке сыграло слово главного сердечно-сосудистого хирурга страны, директора Научного центра сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева Лео Бокерии.

Стоит, пожалуй, еще раз напомнить о возможностях метода и тех шансах, которые получили тысячи потенциальных пациентов. Механическое туннелирование – понятие куда более широкое, чем только хирургическое вмешательство в работу сердца. Это еще и лечение определенных заболеваний конечностей, суставов, печени, где основой является ишемия. Сегодня невероятно дорогостоящая операция по пересадке печени, которая имеет единичные прецеденты, в нашей стране проводится только в Москве, в Институте трансплантологии. Методика Ишенина может улучшить качество жизни таким больным.

Правда, есть у метода и недостаток – один, но существенный: он не входит в список высокотехнологичных видов медицинской помощи и поэтому пока не финансируется из госбюджета. Но все же и эта ситуация не безвыходна: в Нижнекамске операции проводятся пока на внебюджетной основе.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще