Рустэм САФИУЛЛИН: Рост числа жалоб – это не всегда плохо

Недавно в Управлении федеральной службы Росздравнадзора по РТ прошла прямая телефонная связь с читателями газеты «Республика Татарстан». В течение часа глава ведомства Рустэм Сафиуллин отвечал на многочисленные вопросы жителей республики.

Автор статьи: Светлана АРСЕНТЬЕВА

Несомненными плюсами увеличения числа обращений граждан республики руководитель Татарстанского управления Росздравнадзора  РФ считает возрастающую правовую грамотность населения (раз жалуются, значит, знают свои права) и растущую популярность своей организации – все-таки, согласитесь, обращаются за помощью к тем, кого знают и кому верят. Пять лет работы службы – в этом году татарстанский Росздравнадзор отметил первую «круглую дату» – не остались незамеченными.

Недавно в Управлении федеральной службы Росздравнадзора по РТ прошла прямая телефонная связь с читателями газеты «Республика Татарстан». В течение часа глава ведомства Рустэм Сафиуллин отвечал на многочисленные вопросы жителей республики. Актуальные вопросы и ответы мы предлагаем сегодня вашему вниманию.

Первым по телефону «прямой связи» дозвонился Виктор Иванищев из Чистополя.

– В прошлом месяце мне нужно было приобрести препарат никотиновой кислоты в таблетках. В наличии его не оказалось, так что пришлось заказывать через «Казанские аптеки». По-моему, только четыре из принятых мной таблеток были с признаками «никотинки». Остальное, показалось, просто подделка – на обычный мел похоже. В связи с этим  у меня два вопроса – почему «никотинки» в таблетках нет в свободной продаже и как определить подделку?

– Почему ее нет в аптечных учреждениях — разберемся, этот препарат никогда не был дефицитным. Что касается ваших опасений по поводу возможной фальсификации препарата… Все лекарства, реализуемые через аптечные организации, проходят тщательный контроль качества при приемке. Кроме того, обращают внимание на сроки годности, условия хранения. Есть лекарственные препараты, требующие защиты от влаги, повышенной температуры, света и т.д. Каждое аптечное учреждение организует хранение медикаментов в соответствии с указаниями производителя, что также является одной из составляющих гарантии их качества.

Если возникают сомнения в качестве лекарства, можно сдать его на анализ в любую аккредитованную лабораторию. В том случае, если качество препарата не будет соответствовать требованиям нормативного документа, стоимость лекарства и расходы на проведение дополнительных испытаний могут быть возмещены в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.

Ответив на звонок, Рустэм Сафиуллович поясняет:

– Не думаю, что лекарство фальсифицированное. Препарат недорогой и для мошенников экономического интереса не представляет. Существуют более современные лекарства, содержащие никотиновую кислоту. Просто есть пожилые люди, которые никак не хотят от нее отказываться – привыкли.

У Гульнары Хазиевой из Казани свой вопрос к Росздравнадзору.

– Недавно были с ребенком в поликлинике, нам срочно потребовалась справка для бассейна, – рассказывает она. – В регистратуре нас развернули, сказав, что участковый прием закончил. Но нам нужно было срочно! Неужели педиатр другого участка не мог нам выписать справку?

– Разумеется, мог. Больше скажу – должен был. Если какого-то врача в данный момент нет, то в регистратуре вас обязаны были направить к другому специалисту. Какая поликлиника?

– Казанская, номер один.

– Я свяжусь с заведующим поликлиникой, выясню причину такой невнимательности.

– Почему в Детской республиканской больнице до сих пор продают бахилы? – возмущается следующая позвонившая – Ольга Никитина. – Я с дочкой ходила туда на лечение в течение десяти дней и каждый день покупала две пары…

– Могу вас уверить – к продаже бахил Детская республиканская больница отношения не имеет. Для удобства посетителей некоторым организациям, с которыми больница заключает договор, было разрешено продавать специальные чехлы на обувь — в целях соблюдения чистоты в медучреждении. Но имейте в виду: если вы не хотите покупать бахилы, вам никто не имеет права запретить доступ в больницу, это прямое нарушение закона. Если у посетителя нет возможности купить бахилы, мед-
учреждение должно обеспечить его второй обувью.

– В казанской детской поликлинике №7 запись к узким специалистам проводят только по пятницам. И только на следующую неделю – за две или за месяц не запишешься, – утверждает Альбина Заметдинова из Ново-Савинского района Казани. – Дозвониться практически невозможно. Висит объявление, что можно записаться через Интернет, но только к педиатру. А для того чтобы назначили визит к специалисту, приходится идти в поликлинику.

– Вопрос и простой, и сложный одновременно, – говорит Рустэм Сафиуллович. – Такие проблемы обычно возникают из-за неправильной организации труда в медучреждениях. Но есть и объективная причина – нехватка кадров, особенно узких специалистов. Сегодня Министерством здравоохранения большое внимание уделяется развитию электронных услуг, в том числе и записи к специалистам посредством Интернета. Но эти новации пока внедрены не во всех поликлиниках. Относительно вашей – обещаю выяснить причину, сообщить. Так что оставьте координаты…

Организуя «прямую связь», мы, конечно, рассчитывали на интерес со стороны татарстанцев, но чтобы телефон не смолкал ни на минуту…

– Мы привыкли, что наше здравоохранение – одно из лучших в России, а тут столько жалоб… Выходит, не все так безоблачно? – интересуюсь у главы республиканского Росздравнадзора.

– Не спешите проводить прямые параллели, – не соглашается со мной Рустэм Сафиуллин. – Уровень здравоохранения в республике действительно высок, и это не просто утверждение. Число обращений, подчеркиваю, обращений, с пожеланием улучшить организацию работы медучреждений действительно растет. Зато количество настоящих жалоб по поводу неоказания необходимой медицинской помощи или невозможности диагностики, лечения того или иного заболевания снижается. И потом – рост числа обращений к нам я бы объяснил увеличением популярности нашей службы среди населения. Люди знают, куда и к кому можно обратиться, верят, что им помогут, – разве это плохо?

Нашу беседу прерывает звонок. Наталья Нарышкина из Набережных Челнов интересуется, имеет ли врач право выписывать рецепт на бланке с рекламой какого-то препарата.

– Прямого законодательного запрета на рекламу на рецептурных бланках нет, – поясняет Рустэм Сафиуллин. – Однако в форме рецептурных бланков, утвержденных Минздравсоцразвития РФ, реклама не предусмотрена. Не должно быть ее ни на письменных принадлежностях врача на его столе, ни на его халате и т.п. И уж, конечно, врач не имеет права рекомендовать купить то или иное лекарство в определенной аптеке. Это – прямое нарушение закона, о любом таком случае нужно немедленно сообщать нам или в Минздрав…

Наталья Павловна из Казани столкнулась с другой проблемой.

– Моя мама – пенсионерка – приобрела у распространителей, которые нынче ходят по домам, сначала массажер какой-то, а потом – автоматический аппарат измерения артериального давления, – рассказывает женщина. – Недели через две оба аппарата перестали работать. Скажите, должны ли распространители иметь какие-то документы – личные и на предлагаемую аппаратуру, чтобы предъявлять их потенциальным покупателям? Кто следит за этим?

– Я бы не рекомендовал покупать аппараты, и уж тем более лекарственные препараты, у распространителей, – отвечает Рустэм Сафиуллин. – Думаю, никому не нужно объяснять, насколько опасно пускать в дом незнакомых людей, даже предъявивших какие-то документы. Специальной службы, продающей изделия медицинского назначения на дому, в Татарстане не зафиксировано.

По опыту могу сказать, что в 99 процентах случаев распространители предлагают продукцию, нигде не зарегистрированную. На самом деле вся медицинская техника должна быть зарегистрирована, занесена в определенный реестр медицинского оборудования, разрешенного к применению в России. Если уж таким заманчивым вам показалось предложение распространителя, спросите у него сертификат соответствия и регистрационное удостоверение на технику. Вам наверняка его не предоставят, сказав, что это не медицинское оборудование, а бытовая техника, так сказать, с медицинским уклоном. А бытовая техника должна иметь сертификат качества. Его, как правило, у распространителей тоже нет. Вот и решайте…

– Часто предлагают биодобавки с рук. Тут какой документ нужно спрашивать?

– БАДы покупать с рук еще опаснее. Все-таки их внутрь принимают. Я бы рекомендовал покупать добавки только в аптечных учреждениях – там их и хранят правильно, и без соответствующих документов не примут на реализацию.

– Поняла, спасибо.

Людмилу Ивановну из Казани волнует вопрос вакцинации детей в школах и детских садах.

– Почему школьный медик не ставит в известность родителей, в какой день их ребенку будет сделана прививка? – спрашивает она. – А если он только вчера занятия начал посещать после болезни? Стоит ли удивляться, что на следующий после вакцинации день полкласса на уроки не приходит? Я понимаю, что медработнику проще вакцинировать всех детей одновременно, но это же недопустимо с медицинской точки зрения!

– Совершенно с вами согласен, таким образом не только дискредитируется сама процедура вакцинации, но и может быть нанесен вред здоровью ребенка, – утверждает Рустэм Сафиуллин. – Подход должен быть индивидуальным.

Существует национальный календарь прививок, в котором четко расписано, когда делается ребенку та или иная прививка. С датами прививок родителей должны ознакомить сотрудники поликлиники, где наблюдается ребенок. Отвод от вакцинации в школе или перенос ее на другое время дает участковый педиатр, об этом вы должны уведомить школьного или детсадовского медика. Безусловно, врач должен сам отслеживать состояние здоровья каждого из своих подопечных, но ведь ребенок-то ваш, так что проконтролировать со своей стороны нелишне. Уверен, что каждая мама должна знать график прививок своего чада и строго его отслеживать. По фактам нарушений обращайтесь к нам, будем разбираться.

– Сегодня столько всяких вакцин от всех болезней, что никогда не знаешь, какой из них сделают прививку моему ребенку. Врач должен сказать родителям заранее, какую вакцину используют?

– Перечень вакцин, применяемых для обязательных прививок, внесенный в национальный календарь, утвержден Минздравсоцразвития РФ и разрешен к применению, – поясняет Рустэм Сафиуллин. – Какую выбрать, решает ваш врач. Если вы поинтересуетесь у врача, как называется вакцина, он вам скажет. Но специально информировать вас или предлагать выбор врач не обязан.

– А как я могу убедиться в компетентности школьного медика?

– Школьный кабинет должен быть лицензирован – это его разрешение на работу и гарантия безопасности для детей. Предъявлять документ школа должна по первому требованию родителей.

– Помнится, год назад ситуация с лицензированием школьных и детсадовских медицинских кабинетов была аховая, – напоминаю я. – А сегодня?

– Ситуация несколько улучшилась, – отвечает Рустэм Сафиуллин. – Но и сейчас лицензию на этот вид деятельности имеет примерно лишь половина всех школьных медицинских кабинетов. Лучше всех обстоят дела в Челнах, а вот Казань существенно отстает.

К сожалению, в этом вопросе еще много непонимания. Допустим, выявляется факт работы детского медкабинета без лицензии. Приостановить его деятельность без решения суда мы не имеем права, поэтому пишем протокол и направляем в мировой или арбитражный суд. Инструментов для наведения порядка у суда предостаточно – например, за подобное нарушение закона предусмотрены солидные штрафы. Но часто никакого штрафа не налагается, и нарушитель отделывается… предупреждением и рекомендацией получить-таки лицензию. Медик работает с детьми, не имея на это разрешения, – и это незначительное нарушение? Зато случись что, со всех трибун будем сетовать на плохих медиков. Похожая ситуация складывается и во «взрослой» медицине.

Альбина Валеева из Казани позвонила в Росздравнадзор, чтобы помочь подруге.

– Зульфия живет в деревне, далеко от столицы. У ее сынишки недавно обнаружили тяжелое заболевание сердца, врач сказал, что операцию можно делать только за рубежом, в Германии, – говорит Альбина. – Они сейчас деньги собирают, машину уже продали. А я подумала – может, можно получить государственную квоту на операцию мальчику?

– Не зная диагноза и ситуации, мне трудно дать точный ответ, – задумался Сафиуллин. – Во-первых, кто сказал, что заболевание мальчика можно лечить только в Германии? Сегодня в Татарстане делают практически все виды операций на сердце, есть хорошие клиники в других городах России. Казанская медицинская школа, в том числе и кардиологическая, – одна из самых известных в стране, а уровень медоборудования соответствует мировым стандартам. Так что, может быть, ребенка можно лечить в рамках программы госгарантий — бесплатно.

Если же у мальчика действительно редкое заболевание, которое лечат только за рубежом, получить государственную квоту на лечение вполне реально. Для этого нужно обратиться в Министерство здравоохранения Татарстана. Здесь работает специальная комиссия, которая детально рассматривает каждый такой случай. Только проконсультируйтесь сначала, какие справки и результаты каких обследований вам нужно представить комиссии.

– А сколько времени они будут решать?

– В соответствии с законодательством ответ на письменное обращение гражданина должен быть дан в течение 30 дней.

Впрочем, такие обращения в Росздравнадзор – все-таки редкость. На первом месте по количеству обращений в Росздравнадзор по РТ – недостаток тех или иных лекарств, особенно от лиц, имеющих право на набор социальных услуг. На втором – стоматология. Третью позицию занимают жалобы на решения медико-социальной экспертной комиссии. До сорока процентов жалоб признаются обоснованными, и по ним принимаются соответствующие решения. Росздравнадзор республики – на страже здоровья татарстанцев.

Обращаться по вопросам, касающимся контроля за медицинскими учреждениями республики в сфере качества оказанной (или неоказанной) медицинской помощи, лекарственного обеспечения, можно и нужно в Управление Росздравнадзора РФ по РТ по адресу: Казань, ул. Нариманова, 63, или через Интернет – по адресу
http://16reg.roszdravnadzor.ru

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще