Переполошившая Европу, да и, пожалуй, весь мир история с заражением опасной кишечной инфекцией, кажется, завершается. Уже выявлен источник инфекции, а также определены пути лечения. Так что до подавления вспышки заболевания совсем не далеко, хотя бед она успела натворить немало.
Все-таки эпидемической вспышкой охвачено шестнадцать стран – в основном, это страны Евросоюза, однако единичные случаи отмечены и у заокеанских соседей, в частности, в Канаде и США.
Что же это за бактерия, так напугавшая весь мир, может ли она проникнуть в Татарстан? В этих вопросах журналисты пытались разобраться вместе с главным инфекционистом Минздрава РТ Сергеем Осиповым, заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по РТ Владимиром Трифоновым и заместителем начальника Главного управления ветеринарии Кабинета Министров РТ Ринатом Мугеновым в ходе прессконференции, состоявшейся на днях в Республиканском агентстве по печати и массовым коммуникациям.
– Вспышка кишечной инфекции, как вы помните, возникла на севере Германии в конце мая, – поясняет Сергей Осипов. – А уж оттуда бактерию «развезли» туристы по другим странам. По данным экспертизы, эпидемия была вызвана употреблением в пищу проросшей сои, произведенной на одной из германских ферм. Так что овощи, выращиваемые в странах Евросоюза, в этой беде неповинны…
Кстати, бактерия с лирическим названием эшерихия вовсе не является каким-то новым микроорганизмом, как об этом заявляют через Интернет. Впервые с ней столкнулись в 1994 году на Тайване (вспышка была подавлена в течение 5 дней), затем – в США. Так что методы борьбы с инфекцией известны, есть таблица ее чувствительности к антибиотикам, и лечению она вполне подвластна. Так в чем же дело? Почему инфекции дали разгуляться? По мнению специалистов, причин две. Во-первых, в особенностях структуры медицинской помощи. В Германии и большинстве других пострадавших стран принята так называемая английская модель здравоохранения, в рамках которой эпидемиологическая и инфекционная службы отсутствуют как таковые. То есть врачей эпидемиологов и инфекционистов в нашем понимании нет, есть только врачи общей практики. А знать все обо всех болезнях не может даже самый одаренный человек.
А во-вторых… Многие страны Евросоюза абсолютно стерильны в плане инфекций – ну, нет у них дизентерии и тому подобной пакости, вот они и расслабились. Ни знаний клиники кишечных инфекций у врачей, ни понимания опасности у жителей. Более того, в Европе не то что людей, а, по словам Рината Мугенова, даже животных от инфекционных заболеваний не прививают. Так что закупленный Россией скот приходится срочно вакцинировать. В общем, не сработала местная медицина.
Может ли незваная гостья явиться в Татарстан? Теоретически это не исключено. Пока в нашей стране случаев инфекции не зафиксировано. Но это не просто везение, а результат принятых мер – грамотно установленного «таможенного заслона» и своевременного обследования всех потенциальных носителей инфекции. Однако татарстанская инфекционная служба находится, что называется, в режиме боевой готовности. По словам главного инфекциониста Минздрава РТ Сергея Осипова, более тысячи коек в наших больницах могут принять пациентов в одночасье, а при необходимости их может быть развернуто 16 тысяч. Все больницы оборудованы современными приборами, проводящими анализ на наличие бактерии в организме больного в течение нескольких часов, а не за трое-четверо суток, как это было лет пятнадцать назад. Да и препараты, необходимые для лечения, есть в полном объеме.
Но очень важно и самим пациентам насторожиться при первых же признаках болезни. А симптомы при заражении новомодной бактерией похожи на проявления банальной дизентерии. Если появились такие признаки – немедленно к врачу, и не пытайтесь лечиться самостоятельно. Выбрать антибиотик, действующий именно на «вашу» бактерию, должен только врач.