Медицина успешно ведет сражение с болезнью номер один
Рак отступает шаг за шагом. Показатель смертности от злокачественных образований снижается во всем мире. Сейчас принято говорить, что рак – хроническое заболевание. Люди им заболевают – и живут с ним много лет. Так же, как после инфаркта. Или как с сахарным диабетом…
Наш собеседник – президент Противоракового общества России, представитель нашей страны в экспертной комиссии «Европа против рака», член-корреспондент РАМН профессор Давид Заридзе (на снимке). Интервью с ним мы готовили к Всемирному дню борьбы с раком, который отмечают в феврале. И очень хотелось, чтобы разговор был позитивный. Ведь часто известие о наличии злокачественной опухоли люди воспринимают, как весть о начале атомной войны, от которой нет спасения. Поэтому и первый вопрос был – с «оптимистическим» уклоном:
– Давид Георгиевич, что у вас, как специалиста в области исследования рака, вызывает сегодня надежду?
– Рак сегодня излечим. Я надеюсь, что это будет ведущим посылом нашей беседы. Рак излечим! Есть миф о том, что заболеваемость злокачественными опухолями, смертность от них с каждым годом растут. Это неправда. Показатель смертности от злокачественных образований снижается во всем мире. Сейчас принято говорить, что рак – хроническое заболевание. Люди им заболевают – и живут с ним много лет. Так же, как после инфаркта. Или как с сахарным диабетом…
ГЛАВНОЕ – НЕ ОПОЗДАТЬ
– За счет чего снижается смертность от онкологических заболеваний?
– В значительной степени излечение от рака зависит от того, когда человеку поставлен диагноз. Это очень важно. Если опухоль выявлена на ранней стадии, то человек излечивается. Это касается рака молочной железы, рака женских репродуктивных органов – шейки матки, тела матки, это касается и рака простаты. Если эти формы рака выявлены на первой стадии, то почти все они – абсолютно излечимы! Другое дело, что в России эти опухоли выявляются на поздней стадии. Поэтому, например, в Соединенных Штатах выживаемость больных раком молочной железы – 90 процентов и выше, а у нас она сильно варьирует в различных регионах в зависимости от того, как там поставлена служба ранней диагностики, но нигде не превышает 70 процентов… Так что этот зловещий имидж злокачественной опухоли – он не совсем «законен». Ну да, это страшная болезнь, несомненно, плохая болезнь. Но ее можно предупредить. И лечить. Если рано диагностировать. Тут должна быть конкретная схема скрининга, ранней диагностики: маммография, цитологический скрининг шейки матки, колоноскопия, гастроскопия…
– То есть по образу национального графика прививок?
– Совершено верно! Женщины раз в два года должны получать из поликлиники приглашение пройти скрининг шейки матки – проще говоря, сдать мазок. Если женщина игнорирует приглашение – она получает еще одно письмо. А в третий раз к ней домой придет человек из поликлиники и объяснит, почему нужно сделать этот анализ. Вот с помощью такого дотошного метода в скандинавских странах практически уничтожена такая форма заболевания, как рак шейки матки. Потому что его выявляют на ранних стадиях, и даже на стадии предрака.
КОГДА ДЕЛО – ТАБАК
– Есть что-то общее, что объединяет людей, у которых обнаружена злокачественная опухоль?
– Да. Они курильщики – во-первых. У человека, который курит всю жизнь, кумулятивный риск – то есть вероятность того, что он умрет от рака легкого, равна 20 процентам. То есть каждый пятый курильщик преждевременно умрет от рака легкого. А учитывая то, что курение является причиной и других форм рака, а также болезней сердца и сосудов, легких – 50 процентов курильщиков умирают от причин, связанных с курением.
– В каком случае человеку нужно срочно идти к онкологу? Что его должно насторожить?
– Кровь в кале, боли в желудке, плохое переваривание пищи, отрыжка, ощущение переполнения желудка. У женщин – узелочек в молочной железе, родинка, которая кровит, растет, темнеет, на ней появляется корочка – нужно бежать к врачу! У одного моего знакомого – врача, кстати – меланома – рак кожи – выросла между пальцами ноги!
ЕШЬТЕ КАПУСТУ!
– А может человек, который еще не нажил себе серьезных проблем со здоровьем, задаться целью не заболеть раком – и действительно не заболеть им?
– Да, конечно! Есть рекомендации по профилактике рака – их разработал научный комитет европейских стран, в который я тоже вхожу. Они очень простые: не курить, умеренно пить. Для европейцев умеренно – это два-три бокала вина и два-три бокала пива в день. Женщинам – чуть меньше. Кстати, алкоголь влияет на риск развития рака молочной железы. Казалось бы – с какого бока? Но это доказано нашими исследованиями! Следующая рекомендация – питаться рационально. Так, чтобы не полнеть. Избыточный вес – казалось бы, какое это имеет отношение? Но он действительно повышает риск развития злокачественных опухолей: рака молочной железы у женщин, рака толстой кишки… Причем на питание, на конкретные продукты в плане профилактики рака вообще нет никаких запретов. Но нужно есть больше овощей, фруктов, рыбы, морепродуктов.
Есть абсолютно точные, доказанные исследования, что, например, капуста и все овощи семейства крестоцветных – это брокколи и так далее – содержат вещества, которые имеют очевидный противоопухолевый эффект. Вот вам и капуста! Меньше кушайте энергоемких продуктов – сливочного масла, жиров, мяса. Но это не значит, что их вообще не нужно есть! Нельзя превращаться в мрачного субъекта, который ничего не ест, ничего не пьет. Жизнь – это приятная вещь вообще-то! Нужно вести активный образ жизни – заниматься спортом, поддерживать себя в тонусе. Нельзя – особенно голубоглазым, светлокожим блондинам – злоупотреблять пребыванием на солнце. И, естественно, надо участвовать в рекомендованных методах скрининга – маммография после 45-50 лет один раз в 2-3 года. Если что-то не в порядке – чаще. Скрининг рака шейки матки – с самого начала половой жизни женщины. Колоноскопия – исследование ободочной и прямой кишки – обязательно всем после 50 лет! Если ничего нет – забудем об этой не самой приятной процедуре на пять лет. Потом – повторим…
ФАКТОРЫ РИСКА
– Стресс влияет на развитие злокачественных заболеваний?
– Нет. Но он влияет на развитие сердечно-сосудистых заболеваний. Это доказано. Вообще, очень много обнаружено общего в развитии сердечно-сосудистых болезней и рака. Это и лишний вес – то есть нарушение липидного обмена, и пассивный образ жизни, и курение – все это общие факторы. То есть здоровый образ жизни снижает и риск болезней сердца, и развития рака.
– Загрязнение воздуха онкологов беспокоит?
– Только в плане профилактики профессионального рака – у шахтеров, металлургов, сварщиков… То есть у людей, которые находятся в предельно загрязненной среде. Причем загрязнение вызывают особые канцерогенные вещества – продукты плавки, горения. Про окружающий воздух вообще – даже в мегаполисе – забудьте! Даже если вредные вещества и есть в воздухе – они настолько растворены, что фактически не влияют на развитие опухолей. Миллионы исследований на эту тему провели. И как ни хотели доказать – ничего не доказали! А вот в обычной сигарете сконцентрировано все то, что при большом старании обнаруживается в загрязненном воздухе. Человек переезжает жить в экологически чистый район – а сам при этом курит… Нелогично!
ПОД ПРИЦЕЛОМ – ГЕНЫ
– За последние десятки лет что нового произошло в науке, которая изучает злокачественные опухоли?
– Значительный прорыв сделан в области изучения генетических факторов – то есть наследственных, которые влияют на развитие рака. Но из 100 случаев рака меньше пяти связаны с наследственным фактором. Чаще всего это – семейные формы рака, поэтому достаточно проанализировать: чем болели кровные родственники? И если есть некая концентрация случаев онкозаболеваний – это должно настораживать человека.
– Над чем ученые работают сегодня?
– Главная задача – раскрыть сам механизм возникновения рака. Как лечат эту болезнь? Есть препараты, которые просто бьют клетку. А с изучением генетической структуры опухоли ученые получили возможность использовать гены как мишени для лекарства. Мы ищем вещество, которое может подействовать на конкретный ген – и перекрыть этот путь образования злокачественной опухоли. Есть международная программа по изучению генома 50 опухолей. К проекту приглашены ученые всего мира. От России, к сожалению, – только две лаборатории: моя и академика Скрябина из Курчатовского института – мы будем изучать геном рака почки. В результате всего исследования мы будет знать особенности 50 наиболее распространенных форм рака, будет составлен атлас их молекулярной структуры…
– То есть вопросов после этого не останется?
– Вопросы всегда остаются. Возможно даже, что их станет больше. Сначала мы узнаем, как изменяются эти гены. А уже потом – почему. А еще – как их заблокировать или «починить».
МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
– Правда, что иммунная система человека сама уничтожает «сломанные» клетки, и, если ее укреплять, можно таким образом защититься от рака?
– Укреплять иммунную систему нужно – это правильно и хорошо. От инфекционных болезней иммунная система нас защищает. Но этот ее механизм в отношении рака, к сожалению, не работает. У нас были очень серьезные исследования в этой области. И вывод однозначный: нет, иммунная система с раком не борется.
– Давид Георгиевич, есть средства, которые в народе традиционно используются при лечении опухолевых заболеваний, – это аконит, болиголов, смесь Шевченко… Их когда-либо исследовали ученые?
– Нет, таких исследований не было. И мифов о подобных препаратах, снадобьях в истории – миллион. Например, был миф о целебных свойствах акульего хряща – в Китае до сих пор с ним возятся, а еще в этой стране – большое увлечение корнем кордицепса. А в Корее – женьшенем. Вот насчет женьшеня сказали конкретно: нет, против рака он не работает. Конечно, если быть логичным – нужно заметить, что большинство лекарств «выросли» из трав. И когда-то, наверное, найдут растения, из которых будут созданы действенные противораковые лекарства. Но пока такого нет.
– Бывают чудеса при лечении рака? В том смысле, в котором этого ждет больной человек, его родные?
– Бывают спонтанные излечения. Но не всем таким наблюдениям можно верить. Бывает, что исходно диагноз «рак» поставлен неверно. Бывает, что локализованная опухоль, действительно, по неизвестным нам причинам, перестала расти или рассосалась – или как бы «обросла» соединительной тканью и стала уже не такой злокачественной. Ну, сидит себе – и пусть сидит. Такое возможно… Но не нужно надежду людей вызывать обманом. Оптимизм сегодня должен быть вызван тем, что мы можем предупреждать, диагностировать и успешно лечить рак.
Лариса ЗЕЛИНСКАЯ,
ИА «Столица»