Мы отказываемся от выращивания и производства генетически измененной продукции
От обычных продуктов генетически модифицированные отличить невозможно. Их нельзя распознать ни по вкусу, ни по запаху. Это самая обычная картошка – ну, разве что покрупнее и поровнее той, что растет на даче. Это самый обычный зеленый горошек, и “Оливье” он ничем не испортит. И это самая обычная добавка из сои – и колбаса с ней остается все той же колбасой…
Но, к сожалению, всей опасности, которую в себе таят генетически измененные продукты, еще не знает никто. Даже ученые. Их исследования только начались. Но результаты первых экспериментов на животных уже повергают в шок… Человек вторгся в святая святых – в генетический аппарат. И последствия этого могут быть самыми ужасными.
Об этом нашему корреспонденту рассказал Александр Баранов, президент российской Общенациональной ассоциации генетической безопасности.
– Александр Сергеевич, объясните, пожалуйста, в чем разница между генетически модифицированными (ГМ) продуктами и “гибридами”?
– Они отличаются тем, что при естественном скрещивании близкородственных животных, например, лошади с ослом, рождается мул, то есть так называемый гибрид. А если, например, скрестить зубра и корову, которые не являются близкородственными животными, потомства не будет – природа этого просто не допустит. То же самое касается и растений. И уж тем более кажется немыслимым скрещивание растения и животного! Но с использованием генной инженерии вмешательство “чужого” гена в организм животного или растения стало обычным делом. Обычно эти операции проводятся с растениями или животными, которых используют в сельском хозяйстве, чтобы получить от них определенные признаки. Например, чтобы они стали более устойчивыми к химическим реагентам, пестицидам, чтобы они могли дольше храниться на складах или чтобы их не портили вредители. Растения-мутанты могут даже вырабатывать свои яды и токсины, которые и убивают сельскохозяйственных вредителей.
– Разве это плохо?
– Это все хорошо. Если бы не одно “но”. Такое бесцеремонное вторжение приводит к разбалансировке генетического аппарата. Сначала растения, а затем и человека, который употребляет модифицированные продукты в пищу. Причем процессы, которые происходят в организме, человек не может контролировать. Вот что страшно!
Животные отказываются от измененной пищи
– Существуют ли прямые доказательства того, что такие продукты опасны для человека?
– Прямых доказательств о вреде генетически модифицированных организмов (ГМО) нет. Сторонники генных технологий за предоставление таких доказательств обещают заплатить 10 000 долларов каждому. Но кто такие эксперименты рискнет проводить на себе или другом человеке? А вот косвенные доказательства уже имеются.
Шведские ученые провели следующий эксперимент. Они сравнили статистические данные по желудочно-кишечным заболеваниям в Канаде, Америке и странах Скандинавии. При том, что набор продуктовой корзины у тех и других сравнительно одинаковый, технологии производства продуктов – почти одинаковые, но Скандинавия совершенно не использует ГМО. Выяснилось, что в Скандинавии людей, страдающих желудочно-кишечными заболеваниями, – семь-восемь процентов. А в США и Канаде – 60-70 процентов! Более того, число людей, страдающих аллергией, в Скандинавии значительно меньше, чем в Америке, которая одна из первых в мире начала активно использовать ГМО.
– Были ли опыты на животных с использованием модифицированных продуктов?
– Эти опыты неоднократно проводились в Англии, Нидерландах, Китае и даже у нас в России. И везде результаты оказались одинаковыми. Сначала подопытные животные вообще отказывались есть трансгенный корм, и только когда уровень ГМО стали постепенно снижать, они начали понемногу привыкать к еде. Через какое-то время начались нарушения в поведении – животные стали очень агрессивными. А когда ученые проверили внутренние органы, выяснилось, что у всех животных в желудочно-кишечном тракте были серьезные патологии. Увеличились печень и почки, их клеточная структура изменилась до неузнаваемости. И, представьте, даже формула крови поменялась! Половые органы тоже мутировали – наблюдалась дистрофия яичников у самок и яичек у самцов.
Совсем недавно проводилось еще одно исследование, которое показало, что при скармливании ГМ-продуктов свиньям число детенышей в помете уменьшается вдвое. Если у самок, которых кормят здоровым, то есть обычным кормом, на свет появляется одиннадцать-двенадцать поросят, то у подопытных – только шесть-семь.
Эксперименты, которые проводили на крысах и мышах, также подтверждают предположение о том, что ГМ-продукты влияют на способность воспроизводить потомство. К тому же потомство оказывается нежизнеспособным. В первые дни жизни 60-70 процентов из них погибает… А те немногие, кто остался в живых, практически не имеют шанса дожить до детородного возраста – они болезненны и в своих размерах отстают от обычной нормы примерно в два раза.
Генетическое оружие
– Александр Сергеевич, можно ли серьезно относиться к тому, что модифицированные продукты называют генетическим оружием? Может, это всего лишь образное выражение?
– К сожалению, такое оружие существует. Впервые разработки генетического оружия были начаты в Южной Африке и направлены против коренного темнокожего населения. На сегодняшний день разработки завершены. Об этом заявил бывший президент ЮАР Нельсон Мандела. Поэтому многие структуры, в том числе и Интерпол, сейчас очень озабочены этой проблемой.
– Как поражает такое оружие?
– Пожалуй, это самое тихое оружие! Представьте себе: в пищевой продукт, например, в картофель, вводится определенная генетическая вставка, которая, попадая в организм человека, встраивается в его генетическую структуру. И до определенного момента “молчит”. Она будет “молчать” до тех пор, пока не подадут определенный сигнал извне. Этот сигнал может быть электромагнитной природы, например, лазерное излучение. Или химической природы – человек выпивает стакан какого-нибудь сока, и встроенный ген “включается” и начинает вырабатывать токсины, которые смертельно вредны именно для этого человека. Не секрет, что у разных народностей, рас есть свои генетические особенности, сформированные за миллионы лет. Оказалось, что именно они и могут быть использованы для того, чтобы произвести оружие, которое будет уничтожать именно эту общность. На сегодняшний день генетическое оружие уже применяется, и, по мнению некоторых специалистов, в том числе и российских, вспышки того же Сальса (атипичная пневмония, от которой погибли в основном представители желтой расы) – это последствия действия генетического оружия. И своеобразный намек на то, к чему может привести его использование в масштабе планеты.
Американцы пострадали первыми
– Сейчас много пишут о том, что США пытаются скинуть производство генетически модифицированных продуктов в страны третьего мира. Это значит, что сами американцы настроены категорически против ГМО?
– Американцы проводят эксперимент по использованию модифицированных продуктов уже двенадцать лет, хотя в принципе на эксперимент по внедрению ГМО согласия никто не давал и производители модифицированных продуктов не получали от человечества карт-бланш, так как предварительная проверка на биобезопасность не была проведена. Американцы приступили к эксперименту на свой страх и риск. Так как, по мнению ученых США, уже через 50 лет на территории их страны не останется ни одного генетически не модифицированного растения. Америка выпустила джинна из бутылки и уже не в силах им управлять. Модифицированные растения переопыляются с обычными, и генные вставки “гуляют” повсюду!
Этой проблемой озаботились многие страны, в том числе и Европейский Союз, который выделил крупную сумму для определения биобезопасности и отдаленных последствий при использовании ГМО. Европа намерена до последнего сопротивляться распространению трансгенов, она вводит новые законы на маркировку пищевых продуктов. Многие страны уже сейчас объявили себя зонами, свободными от ГМО, – это Польша, Австрия, Италия, Румыния, Венгрия.
– А вот сторонники ГМО утверждают, что эти продукты смогут накормить население экономически отсталых стран…
– Африканские страны? Но там, несмотря на голод, категорически отказались кормить свое население ГМ-продуктами, а уж тем более выращивать у себя модифицированные культуры. И правильно делают!
– Идут разговоры о том, что модифицированное зерно, выращенное в Канаде, сейчас поставляется в нашу страну. А уже потом из него пекут хлеб… Это правда?
– Нет, это всего лишь слухи. Во всем мире наложен мораторий на использование в пищевой промышленности ГМ-зерна. Хотя эксперименты по выращиванию ведутся. Например, в России, в частности, в Саратове. Но даже эти эксперименты таят в себе биологическую и экологическую опасность. Растения переопыляются. И эксперимент в любой момент может выйти из-под контроля и плавно переместиться, например, в соседнюю область.
А что в России?
– Многочисленные опросы общественного мнения показывают, что большинство россиян – против использования ГМ-продуктов. У нас есть шанс уберечь от них себя и своих детей?
– В России начался жесточайший контроль за ГМ. “Скидывания” в Россию товаров, содержащих в себе модифицированные продукты, уже нет. По крайней мере такого, какое было раньше… Но, к сожалению, зачастую наши производители используют ГМ-сырье, например, ту же ГМ-сою. Причем иногда они даже сами об этом не догадываются! В ходе проверок на одном очень известном московском мясокомбинате мы обнаружили ГМО. Сообщили об этом дирекции. Руководство возмутилось: этого не может быть! Сырье поставляет западный партнер с безупречной репутацией, которому они очень доверяют. Назначили экспертизу – и выяснилось, что соя, которую они закупали за границей, модифицированная… Сегодня нужно все очень тщательно проверять, а не полагаться на порядочность. Вот такой грустный напрашивается вывод.
– Значит, пока прилавки России не загрязнены модифицированными продуктами?
– С полной уверенностью этого сказать, увы, нельзя. Чиновники пока не настолько серьезно, как того требует ситуация, относятся к этому вопросу. Поэтому покупателям нужно быть внимательнее при покупке импортных продуктов питания.
– Как ваша организации может реально остановить опасность распространения в России генетически измененных продуктов?
– Мы регулярно проверяем продукцию, как импортную, так и отечественных производителей. Если находим в конкретном продукте ГМО – сообщаем об этом в прокуратуру, в федеральную антимонопольную службу. Общественный контроль сейчас играет огромную роль. И на Западе уже ведется такая практика: когда государство с чем-то не справляется, оно делегирует функции надзора и контроля общественным организациям, которые везде “суют свой нос”, потому что в первую очередь эта проблема касается их самих.
– На ваш взгляд, какие в этом отношении перспективы у России?
– У нас есть шанс отстоять репутацию страны, где производится экологически чистая продукция. Мы в пору своей экономической нищеты долгое время не использовали в выращивании сельхозпродукции химию. А чистые продукты сейчас очень востребованы на международном рынке. И стоимость этого товара во много раз больше, чем ГМ. То есть это еще и экономически выгодно.
Елена СОКОЛОВА