Бороться нужно не с лишним весом, а с хроническими заболеваниями
Кто имеет проблемы с лишним весом, знает, как это досадно: не есть, не пить, мучиться сутки напролет на невкусных, но таких якобы полезных диетах, чтобы стрелка весов наконец-то поползла вниз. А через несколько недель, а то и дней – о ужас! – она возвращается на место. В чем же причина того, что труды и лишения оказывается напрасными? Как сделать так, чтобы лишние килограммы уходили и никогда не возвращались? Об этом нашему корреспонденту рассказала Татьяна Сергеевна Залетова, клинический ординатор-терапевт клиники НИИ питания Российской академии медицинских наук.
С чего начать?
– Татьяна Сергеевна, расскажите, с какими проблемами чаще всего обращаются к терапевту из клиники НИИ питания?
– Чаще всего это люди, страдающие от лишнего веса, либо от “сопутствующих” проблем: повышенного уровня холестерина, сахара в крови. Они хотят знать, откуда у них берется лишний вес и как с ним бороться. Многие приходят просто посоветоваться со специалистом, чтобы в будущем избежать подобных проблем. Обращаются и очень худые: они, как правило, хотят набрать вес. Но таких, конечно, намного меньше.
– И как обычно проходят консультации?
– Для начала беседуем с пациентом. Затем делаем биоимпедансометрию. Специальным прибором, похожим на электрокардиограф, я измеряю “состав” тела: сколько у человека мышечной массы, а сколько – жировой, определяю количество воды в организме. Полученные данные указывают, действительно ли есть избыток жировой массы. Сразу после анализа могу дать общие рекомендации: каким должен быть режим питания, набор продуктов; как грамотно ввести в свою жизнь физическую активность. Ведь резко бросаться в диеты и спорт тоже опасно, этим можно навредить здоровью.
– А как работает этот удивительный прибор?
– Электроды крепятся к запястьям и голеням – как при съемке кардиограммы. Прибор пропускает через тело слабый электрический ток и определяет величину сопротивления. У мышечной и жировой ткани оно разное, так что можно определить процентное соотношение жировой, мышечной массы и воды в организме. Эти измерения полезны еще и тем, что позволяют видеть динамику, когда человек начинает худеть. Ведь по внешнему виду человека не всегда можно отследить, за счет чего он худеет: теряет он жир, воду или мышечную ткань. “Правильное” похудание – это сбрасывание лишнего жира и избытка воды, а мышцы нужно стараться сохранять.
– А как реагируют пациенты, когда узнают о наличии лишнего веса? Может, кто-то обижается на врача, который сообщает “горькую правду”?
– Люди разные бывают. Я всегда стараюсь мягко и деликатно разговаривать с пациентом. И стараюсь не произносить слово “ожирение”. Вообще все мои пациенты весят от 80 до 220 килограммов. Поэтому я никогда не делаю круглые глаза и не говорю: “Ой, какая вы большая!” Говорю, что людей с подобными проблемами сейчас очень много. И, если человек все же обижается, это значит, что он заранее решил на врача обидеться.
– Что вы советуете человеку, если у него “стратегический запас” жира слишком большой?
– Если я вижу, что случай тяжелый, а человек проявляет интерес к своему здоровью, рекомендую лечь к нам в стационар.
– Ваша клиника находится в Москве. Могут ли в нее попасть пациенты из регионов России?
– Да, ведь у нас федеральное учреждение, мы госпитализируем пациентов из других регионов. Узнают о нашей клинике по-разному, но чаще всего – через “сарафанное радио”: кто-то лежал у нас, потом рассказал знакомым, а тот – своим знакомым…
Лечим по науке
– Татьяна Сергеевна, вы верите пациентам, которые говорят, что они ни крошечки в рот не берут, а все равно поправляются?
– Причин избыточного веса множество: это и переедание, и генетически предпосылки, и какие-то заболевания эндокринной системы. Поэтому у нас в стационаре профиль даже не диетологический, а терапевтический. В основном мы занимаемся болезнями, которые провоцируют ожирение или сопутствуют ему: сахарный диабет, болезни сердца, щитовидной железы. И только на фоне лечения этих заболеваний приступаем к лечению и самого ожирения.
– Как лечится ожирение в НИИ питания?
– Лечим диетотерапией. Это не какой-то “урезанный” рацион, а сбалансированное питание со сниженной калорийностью. Наша цель – научить пациента правильно питаться. Чтобы он определял нужный размер порций, выбирал необходимые для него продукты. И при этом питался дробно – то есть понемногу, но часто. Когда ты при этом общаешься с людьми, у которых такие же проблемы – все это переносится гораздо легче.
– Сейчас большая проблема в мире – ожирение у детей. В вашей клинике есть детское отделение?
– Конечно, у нас есть детское отделение. Для взрослых и детей есть гастроэнтерологическое отделение – в нем лечат и язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, и вирусный гепатит у детей. Очень важная информация: для лечения гепатита у детей в нашей клинике у нас в стране существуют бесплатные квоты! Во взрослом отделении гастроэнтерологии у нас проводится реабилитация людей, перенесших операции на желудке. Часто из-за онкологического заболевания человеку удаляют значительную часть желудка. И у нас такие пациенты заново учатся питаться, стараясь меньше травмировать оперированный орган.
– Какие особенности питания у этой категории больных?
– Пища всасывается в кишечнике, а в желудке она только переваривается. Поэтому задача пациента – максимально ее размельчать, “разваривать”. Конечно, такие пациенты очень сильно худеют. Но в принципе, если питаться дробно и щадяще, качество жизни снизится совсем ненамного. Конечно, в рестораны таким людям путь заказан, но полакомиться мороженым можно. Хотя в целом диета должна быть строгой.
– А сама пища чем-то отличается?
– В нашем клиническом стационаре составляются рационы для разных групп пациентов. Причем с учетом привычек человека, его “расположенности” к тем или иным продуктам. Некоторым пациентам нужно бы есть рыбу с овощами, а они ее просто не любят! Для них составляются индивидуальные рационы, семидневное меню с учетом “люблю – не люблю”, “хочу – не хочу”.
– Но в целом для тех, кто пытается похудеть, полезней есть часто и понемногу, чем пару раз в день наедаться до отвала?
– Да, дробное питание для всех оправданно, но и здесь – без фанатизма. Оптимальные промежутки между приемами пищи – 3-4 часа, больше – уже вредно. И даже не столько для обмена веществ, сколько для работы внутренних органов: поджелудочной железы, желчного пузыря. Дробное питание наиболее полезно, потому что длительные перерывы между приемом пищи замедляют и обмен веществ, способствуя тому, что человек поправляется.
Обмен веществ и жареная картошка
– Получается, что человек, у которого нарушен обмен веществ, изначально находится в проигрышной позиции по отношению к человеку с хорошим обменом?
– Да. Но даже если у вас есть генетическая предрасположенность к полноте, то это еще не значит, что вы должны голодать. Просто вам нужно правильней питаться, чем тому, у кого “быстрый” обмен веществ. Ответственность все равно лежит на человеке. Если ешь на ночь сковородку жареной картошки вприкуску с тортом, если все выходные сидишь на диване, никуда не выходишь и у тебя при этом живот до колен свисает, то не надо думать, что у тебя с генетикой что-то не так. Но иногда говоришь пациенту элементарную фразу: “Нельзя есть на ночь!” – и многие произносят удивленно: “Что, правда, нельзя? Хорошо, мы не будем”. Через некоторое время спрашиваю: “С тех пор, как стали на ужин в шесть часов вечера кушать овощи, что-то изменилось?” Они отвечают: “Конечно! Отеки прошли, давление не поднимается!” И никто с голода не умирает – это совершенно точно.
– А “степень избыточности” веса как-то влияет?
– Да, есть какой-то определенный вес, с которого “выбраться” становится сложней. Чем человек больше весит – тем быстрей все на нем и откладывается. Это если выразиться примитивно, но смысл такой: обмен веществ становится все медленнее, двигается человек все меньше, а ест все больше – от того, что ему делать больше нечего. Такой порочный круг получается. Поэтому тут без стационара выбраться сложно. Пролечившись у нас две недели, пациенты начинают терять “лишние” килограммы и учатся “держать” нужный вес. Причем пожилым людям мы вообще не рекомендуем худеть дома: худейте под присмотром врача, а потом старайтесь удерживать оптимальный вес. Привыкнете к нему – тогда можно еще раз лечь в стационар, еще немного сбросить.
Для худых и худеньких
– Татьяна Сергеевна, а слишком худым пациентам что посоветуете?
– Есть два наиболее часто встречающихся случая. Существует категория девушек, у которых изначально быстрый обмен веществ, и им сложно набрать жировую и мышечную массу. Им я советую дробное питание и не советую есть жирное и жареное на ночь, губя свою поджелудочную железу и печень в погоне за килограммами. И второй вариант: молодые мужчины мечтают нарастить “косую сажень в плечах”. Им я объясняю, что результата можно достичь только постоянной работой над собой, ежедневной, порой монотонной. Им показано белковое – так называемое спортивное – питание и специальные тренировочные программы. Но и женщинам, и мужчинам – и худеющим, и “полнеющим” – надо очень тщательно следить за здоровьем. Эксперименты над собой – вещь довольно опасная, и если вы попытаетесь идти против природы, она может отомстить. Нужно периодически консультироваться с врачом, потому что главное правило здесь – такое же, как и у всей медицины: не навреди!
Мария КУЛАЕВА
Анекдоты в тему
Очень толстая пациентка спрашивает у профессора:
– Скажите, доктор, какие упражнения полезны для похудения?
– Я рекомендую вам поворачивать голову справа налево и слева направо, – ответил доктор.
– Как часто?
– Всякий раз, когда вас угощают!
* * *
Встретились две подруги.
– Как ты похудела! – восклицает одна.
– Мне изменяет муж, – отвечает другая. – Я так страдаю, что даже похудела!
– Так разведись с ним!
– Не могу, мне нужно сбросить еще три кило.