В России ежедневно от последствий курения умирает около 700 человек
По данным медицинской статистики, курение убивает больше людей, чем СПИД, наркомания, преступность, суициды и дорожно-транспортные происшествия вместе взятые. Каждые шесть секунд в мире от последствий курения умирает один человек. В России, где курят 63 процента мужчин и 25 процентов женщин, ежедневный урожай “табачной смерти” составляет 700 человек. Но самое грустное, что по количеству курящих подростков наша страна занимает первое место в мире – постоянно дымит более трети несовершеннолетних…
На днях в Казани рабочая группа по здравоохранению и здоровому образу жизни Общественной палаты РТ провела “круглый стол” на тему “Роль гражданского общества в решении проблем, вызванных курением и воздействием табачного дыма, в Республике Татарстан”. Картинка о последствиях курения, представленная на нем заведующим кафедрой фтизипульмонологии КГМУ Александром Визелем, многих заставила поежиться. Странно получается, но чем цивилизованнее общество, тем больше у него пороков. И сказка это, что курение – удел населения стран отсталых, неблагополучных. С начала XX века число курильщиков во всем мире увеличилось как минимум вдвое. Впрочем, не только курильщиков.
– Читаешь медицинскую литературу XIX века и диву даешься: тяжелые наркотики применялись исключительно как лекарство, – говорит Александр Андреевич. – Сегодня более половины населения наркотизировано только при помощи табака. Из-за этого каждый второй из них умрет раньше положенного природой срока.
В восьмидесяти процентах случаев курение ведет к хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ). По прогнозам экспертов ВОЗ, через двадцать лет это заболевание среди причин смертности населения обгонит и ишемическую болезнь сердца, и инсульты с инфарктами. А ведь все медики признают ХОБЛ предотвратимым и отвечающим на лечение заболеванием, нужно просто бросить курить…
Табачный дым и кровеносные сосуды, ишемическая болезнь сердца, инсульт – тесная взаимосвязь между ними выявлена не вчера. Здравоохранение, развивая сеть специализированных медучреждений, снижает смертность от инсульта, а курильщики стараются не оставить без работы медицину высоких технологий, так получается? И, что особенно опасно, на фоне курения воздействие препаратов современной фармакологии становится неуправляемым – медики наблюдают парадоксальную реакцию организма курильщика на сложносоставные препараты.
– Если мы говорим о здоровье будущей матери, – продолжает профессор Визель, – то это отслоение плаценты, выкидыши, преждевременные роды, внезапная смерть плода. Курящие женщины труднее беременеют, курящие мужчины менее фертильны. Как раз этот вопрос нужно ставить особенно остро, ведь речь идет о демографии.
“Дайте мне рак легких вместо импотенции”
Похоже на анекдот, но именно с такими словами обратился реальный юноша к реальной же продавщице в супермаркете. Как вы, наверное, догадались, речь шла о надписях на сигаретных пачках. Видимо, пачка с обещанием импотенции вызывала насмешки со стороны приятелей…
К антитабачной пропаганде нужно подходить очень аккуратно. Например, несмотря на все акции против курения в школах, число курящих школьников за последние годы увеличилось на 15-17 процентов. По мнению психологов, все усилия медиков и воспитателей может свести на “нет” единственная неосторожно брошенная фраза типа: “Курение – удел взрослых”. Все. Чтобы спровоцировать четырнадцатилетнего подростка на первую затяжку табачным дымом, больше никаких слов не потребуется. Потом можно сколько угодно демонстрировать картинки почерневших и превратившихся в лохмотья легких (такая информация, между прочим, куда большее влияние оказывает на взрослых) и приводить ужасную статистику смертности от табака – это будет практически бесполезно. Как правило, для совсем молодого человека смерть – понятие абстрактное.
Вот и устрашающие надписи на сигаретных пачках – тоже в какой-то мере рискованное решение. Пугают они не всех. Во-первых, на пачке не написано, что умрешь завтра. А в дальнейшую перспективу наш человек заглядывать не будет. Но с другой стороны, мы все привыкли верить медикам. Мысль о том, что рак легких или инсульт неизбежны (курить-то я из-за какой-то надписи все равно не брошу), станет привычной и не такой уж страшной.
А внушение сделает свое дело… Все-таки поосторожнее нужно с ним, не зря же один умный татарстанский врач ведет у себя в больнице не “истории болезни” а “истории здоровья”, тем самым “программируя” человека именно на здоровье…
Думается, что в отношении детей определенную роль может сыграть разумный запрет – в сочетании с информацией, конечно. И – ограничение доступа к сигаретам. С этим сегодня вообще сложно. Три-пять рублей есть в кармане школьника из самой малообеспеченной семьи. И в редком киоске вам не продадут штучные сигареты. Хотя таблички, запрещающие продавать спиртное и сигареты несовершеннолетним, наличествуют в большинстве торговых точек.
И все же именно в подрастающем поколении нужно как-то взращивать зерно разумного отношения к здоровью. Как говорится, учить ребенка есть смысл, пока он поперек лавки помещается. А когда вдоль разместится, уже поздно будет… Это я о взрослых курильщиках.
Курящих сотрудников выгоним. Наберем некурящих?
По словам доктора медицинских наук Владимира Менделевича, сегодня в Татарстане курит не менее сорока процентов взрослого населения, а доля тех, кто испытывает вторичное воздействие табачного дыма (так называемых пассивных курильщиков) составляет тридцать пять процентов на работе и девяносто – в барах и ресторанах. Можно, конечно, во имя здоровья отказаться от посещения увеселительных заведений, но как быть с работой?
Как известно, еще в июле 2001 года был принят Федеральный закон «Об ограничении курения табака», есть Рамочная Конвенция ВОЗ 2007 года по борьбе против табака, соответствующее постановление Кабинета Министров РТ, принятое в 2010 году. По мнению президента фонда «Выбор» и руководителя Центра профилактики зависимостей Галины Ананьевой, нормативно-правовая база, позволяющая двигаться в нужном направлении, есть. Но есть и сложности.
– В федеральной концепции политики противодействию употреблению табака отмечено, что к 2015 году мы должны добиться снижения распространенности курения на 10-15 процентов, уменьшения числа пассивных курильщиков – на 50 процентов, и на 90 процентов – увеличения информированности населения о вреде табакокурения, – говорит Галина Анатольевна. – За счет чего? Похоже, только на добровольный отказ от курения рас-считывать не приходится. В числе мер, доказавших свою действенность в мировой практике, есть налоговые, предусматривающие запрет рекламы табака. И, конечно, просвещение населения, ограничение продажи сигарет несовершеннолетним. Эти меры сегодня доступны на территории Татарстана.
– Необходим и мониторинг, – считает Галина Ананьева. – Сколько это, пятнадцать процентов снижения? А сколько сегодня людей подвергается воздействию табачного дыма, чтобы посчитать снижение на пятьдесят процентов, согласно федеральной концепции? Есть данные российского опроса, но нет данных республиканских. Если мы хотим конкретной оценки, точных мер воздействия, то должны оперировать местными цифрами…
К тому же мониторинг часто является… стимулятором исполнения закона. Например, после того, как был проведен мониторинг документов во исполнение Федерального закона “Об ограничении курения табака” и соответствующего постановления Кабинета Министров РТ, выяснилось, что приказы о запрете курения на рабочих местах по предприятиям, министерствам и ведомствам появились чуть ли не на следующий день после запроса.
В последнее время появляется все больше людей, для которых отказ от курения мотивирован желанием получить работу или продвинуться по карьерной лестнице. Борьба руководителей с курением сотрудников продиктована вполне понятными причинами: курящие люди чаще отвлекаются и в целом менее работоспособны, чем некурящие. Правда, и некурящий может целый день болтать по телефону или раскладывать пасьянс на компьютере…
– А помните, сколько было разговоров о водителях общественного транспорта, буквально окутывающих клубами дыма своих пассажиров? – напоминает Ананьева. – Если раньше из десяти поездок как минимум восемь сопровождались курением водителя, то сегодня это единичные случаи. Согласитесь, действует запрет, это реальный результат.
А вот руководитель одной из казанских фирм, участвовавший в заседании “круглого стола”, поведал, что сегодня у него на предприятии не курит никто.
– Только я никаких репрессивных мер не принимал, – утверждает он. – Более того, мы комнату с кондиционером под курилку выделили, хорошо проветриваемую – чтобы и любителям табака вреда меньше, и в кабинеты дым не тянуло. Потребовалось несколько лет, чтобы люди сами бросили курить.
Владимир Менделевич подчеркнул еще один момент:
– До сих пор на самом высоком уровне курение воспринимают как вредную привычку. Да, курение может быть вредной привычкой, но может быть и серьезным заболеванием, которое требует совершенно иных мер воздействия.
Медпомощь и лечение табакокурения, информирование населения о его последствиях, обеспечение современными препаратами – успех зависит от всех этих составляющих. Например, сегодня в Казани уже работают несколько специалистов, у которых можно не только получить консультацию, но и пройти лечение от табачной зависимости. Запретить, ничего не предоставив взамен, просто и глупо одновременно. В большинстве авиакомпаний, совершающих транс-
атлантические рейсы, запрещено курить. Перелет длительный, а организм курильщика, подогретый стрессом, требует никотина. Так вот пассажирам предлагают медицинские препараты, приобретенные, естественно, за счет компании, чтобы люди не испытывали дискомфорта. Так проявляется цивилизованная забота о людях.
Что противопоставить табачной рекламе
Убрать с рекламных щитов и из рекламных роликов соблазнительных красоток и брутальных мужчин с сигаретами в зубах – дело, в общем-то, нетрудное. Принял закон – и действуй! Но так уж сложилось, что именно в табачных компаниях работают едва ли не самые предприимчивые и изобретательные менеджеры по рекламе. Фантазия их неистощима, к тому же за ними стоят большие деньги. Так что уже через день после запрета появится реклама, по форме соответствующая требованиям закона.
Скажем, некий казанец вместе с супругой вылетает на Карибы по путевке, выигранной в обычном супермаркете, где приобрел «счастливую» пачку сигарет. А о всевозможных сувенирах от компаний, производящих сигареты или торгующих ими, даже говорить не приходится. Кто же откажется от халявных зажигалок, пепельниц, кружек и календарей, если их предлагает тебе милая девушка, которая еще и не напоминает не к месту, что курить вредно?
Неужели мы обсуждаем практически безнадежное дело и противостоять натиску табачного капитала нет возможности?
– Помню, несколько лет назад я ехал на международную конференцию через Москву, – рассказывает председатель Международной независимой ассоциации трезвости Владимир Ловчев. – И был обрадован наличием там красочных щитов с явной агитацией за здоровый образ жизни с надписью “Курить времени нет” – на одном прекрасная девушка была запечатлена в прыжке в бассейн, на другом – не менее привлекательный юноша работал за компьютером. Ну и поделился завистью с местными – мол, вот вы в столице уже не жалеете денег на такую пропаганду, а мы в провинции отстаем. Москвичи заулыбались: «А вы посмотрите, кто спонсирует рекламу». Глянул: известная фирма – производитель сигарет. Исхитрились-таки, сумели на рекламном щите свое название запечатлеть.
Самые разные технологии применяют сегодня табачные фирмы, чтобы привлечь к себе внимание. Что они еще придумают? Международный опыт показывает: ни в каком виде не следует сотрудничать с ними. В ряде стран уже приняты документы, ограничивающие возможности государственных служащих в сотрудничестве с табачным капиталом. Вот и нам в масштабах республики нужна подобная декларация или некий подзаконный акт, и с ним должен быть ознакомлен каждый, претендующий на высокое звание государственного служащего. Чтобы у чиновника не появилось соблазна, должна быть персональная ответственность.
Такого же мнения придерживается и главный пульмонолог республики Александр Визель:
– Если я, как представитель России в Европейском респираторном обществе, хоть раз буду замечен не то что в сотрудничестве с табачниками, а даже на мероприятии, организованном на их деньги, то на десять лет окажусь отлученным от сообщества и в течение семи лет не смогу опубликовать ни одну статью в специальных журналах. Так берегут репутацию врача-пульмонолога. Репутация государственного служащего стоит не меньше…
Похоже, чиновники у нас и вправду перестанут курить – или перестанут быть госслужащими. О медиках и говорить не приходится: опять же – хочешь быть врачом, не кури. Хочешь курить… Ну, дальше по аналогии с чиновниками. А вот как быть с остальными, какие меры воздействия применять? Ясно одно – медлить уже нельзя, слишком высока цена вопроса.
Сразу после отказа от курения:
l через 20 минут у вас нормализуется пульс и снизится повышенное артериальное давление;
l через 2 дня к вам вернутся нормальные ощущения вкуса и запаха;
l через 2-3 недели нормализуются функции легких, улучшится микроциркуляция, снабжение тканей кислородом, и вам станет заметно легче ходить;
l через 5 лет риск заболевания раком носоглотки и пищевода сократится вдвое, а риск инсульта и инфаркта станет практически таким же, как у некурящего человека;
l через 10 лет ваши шансы получить рак легких сравняются с таковыми у некурящих.