На днях в Казанском образовательном центре высоких медицинских технологий был запущен уникальный пока в России курс для менеджеров здравоохранения под названием “Современный подход к управлению здравоохранением”, разработанный по инициативе Минздрава Татарстана Московской школой управления СКОЛКОВО и кафедрой Московского медико-стоматологического университета.
Вообще, определения “первый” и “уникальный” в день открытия курса звучали довольно часто. Напомним, что и само казанское учебное заведение для подготовки и повышения квалификации профессионалов здравоохранения в соответствии с мировыми стандартами непрерывного профессионального образования тоже было создано первым в России. И с сентября 2007 года в центре прошли дополнительное обучение (под руководством лучших специалистов России и на современнейшем оборудовании) более трех тысяч медиков по одиннадцати специальностям. В нынешнем курсе новые знания в области организации здравоохранения получат двадцать главных врачей, девятнадцать из которых – татарстанцы.
Чему и зачем учить главного врача? Оказывается, многому, и не только из области медицинских знаний. Дело в том, что в России руководителями лечебно-профилактических учреждений традиционно и согласно нормативным актам становятся только профессиональные врачи. А чему учат студента в медицинском вузе? Правильно, лечить больных. И когда на назначенного на должность главного врача эскулапа разом наваливается еще и бремя управления коллективом, финансовых и правовых вопросов, то выдержать его может не каждый. Для этого требуется серьезная специальная подготовка. Прошли те времена, когда профессора медвузов шутливо говорили студентам: “Будете хорошо учиться – станете хорошими врачами, а будете учиться плохо – пойдете в главврачи”, намекая, что руководить куда проще, нежели лечить. Увы, специалистом нужно быть в любом деле. Особенно актуальна проблема подготовки управленческих кадров для сферы здравоохранения в свете принятого Госдумой в первом чтении закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений”. Этот законопроект направлен на формирование сети бюджетных учреждений путем перевода их со сметного финансирования на субсидии в рамках госзадания. Получается, что бюджетное финансирование будет существенно сокращено, зато медучреждения получат большую финансовую независимость и возможность заниматься коммерческой деятельностью и распоряжаться полученными доходами. В общем, как в большинстве развитых стран. Понятно, что в этом случае эффективность работы медучреждения и качество предоставляемых медицинских услуг будут находиться в прямой зависимости от таланта и знаний главного врача.
Как отметил и.о. министра здравоохранения Айрат Фаррахов, не каждый экономист может стать врачом, а вот хорошего медика сделать экономистом можно. Тем более что техническая база здравоохранения республики сегодня на высоте, ведь таким количеством специализированных медицинских центров, оснащенных самым современным оборудованием, может похвастаться далеко не каждый регион России. Так что повысить эффективность работы татарстанских больниц и поликлиник можно еще и за счет грамотного менеджмента. В свою очередь присутствовавший на открытии курса и.о. министра экономики и промышленности Марат Сафиуллин подчеркнул, что стоимость курса довольно велика, ведь он разрабатывался впервые и в его подготовке приняли участие лучшие из российских и зарубежных специалистов, но эти траты сполна окупятся здоровьем жителей республики.
Министерство здравоохранения республики первым разработало специальную программу дополнительной подготовки своих наиболее перспективных руководителей и останавливаться на достигнутом не намерено. Так, менеджерский курс для главных врачей уже в этом году предположительно будет проведен еще дважды, а затем станет постоянным.