В Минздравсоцразвитии зреет проект приказа об обязательном психиатрическом обследовании чиновников
В российском Министерстве здравоохранения и социального развития созрел проект приказа, регламентирующего порядок прохождения диспансеризации государственными гражданскими и муниципальными служащими. В тексте нового приказа присутствует перечень заболеваний, наличие которых исключает для человека возможность занимать такие должности.
Так, в случае обретения приказом юридической силы госчиновником никогда не сможет стать человек с каким-либо психическим расстройством. Перед вступлением в должность каждый кандидат обязан будет пройти медицинский осмотр, дальнейшая диспансеризация станет ежегодной. Во время обследования чиновнику, помимо других медицинских специалистов, предстоит посетить психиатра и нарколога. К числу противопоказаний для поступления на государственную службу причислены такие заболевания, как эпилепсия, шизофрения, бредовые расстройства и т.д. По итогам пройденной диспансеризации чиновник получит так называемый паспорт здоровья, в котором будут перечислены индивидуальные факторы риска развития различных заболеваний с указанием группы здоровья гражданина от первой, к которой относятся практически здоровые люди, до пятой, свидетельствующей о наличии показаний к высокотехнологичной медицинской помощи.
Заключение об отсутствии заболеваний, препятствующих прохождению госслужбы, будет подшито в личное дело чиновника.
По словам заместителя главного врача по организационно-методической работе Республиканской клинической психиатрической больницы Татьяны Гурьяновой, этот приказ должен вступить в силу уже нынешним летом.
Пожалуй, необходимость подобного обследования действительно назрела. Субъективизм, некомпетентность, произвол, злоупотребления при осуществлении государственной власти способны принести обществу колоссальный вред. К сожалению, так было в СССР и России в 30-х и 90-х годах XX века…
Знаете ли вы, что в среде профессиональных психиатров появился новый термин – “шизофренизация руководства”? Конечно, мы далеки от мысли причислять к больным всех без разбора руководителей, однако дыма без огня не бывает. Так что же это за новый вид профессионального заболевания и как с ним бороться? Поговорить об этом мы решили с заведующим кафедрой психиатрии, наркологии и психотерапии Казанской государственной медицинской академии Анатолием Карповым.
– Пожалуй, именно руководителям чаще приходится говорить одно, на деле же претворять в действие несколько иное, – утверждает он. – Эта мысль отчетливо прозвучала в докладе заместителя директора Института прикладной математики имени Келдыша РАН, доктора физико-математических наук профессора Георгия Валенецкого в октябре прошлого года. Он сказал: “Сначала мы вываляли в грязи все святое и героическое, объявили историю помойной ямой. Потом сломали всякое планирование и целеполагание деятельности государства, одновременно пустили в ход эффект шизофренизации, когда часть элиты делает одно, а вторая – совершенно противоположное, дискредитируя первую. Бюджеты противоречат программам выступлений первых лиц государства и задачам национальной безопасности. Работа в элите заменяется бурной имитацией деятельности, реальные достижения – пропагандистскими фанфарами и телевизионными картинками. Все время что-нибудь реформируют и перестраивают, толком не добившись результатов вчерашних преобразований. При этом руководители не несут никакой ответственности за провал”. Налицо несоответствие мыслей и действий, что ведет к психологическому саморазрушению.
– И откуда это несоответствие берется?
– Начнем с того, что проблема эта касается не только руководителей, она общая, можно сказать, глобальная. И от этого только хуже. А несоответствие… Есть структура человека, заданная природой. Вся природа имеет свою структуру – например, планеты в космосе движутся по определенным заданным орбитам, на клеточном уровне – свой порядок. Причем порядок поистине тоталитарный – природа демократии не признает, это измышление человечества, утопические мечтания о вселенской справедливости – в том виде, как ее понимает человек. В организме тоже нет никакой демократии, любое отклонение от заданного ритма ведет к “поломкам”. К примеру, система уничтожения измененной клетки – в организме существуют “охрана”, “штатные доносители” и даже “штатные палачи”. Они так и называются – Т-киллеры, это официальный медицинский термин. Если все же проскочит измененная клетка, “спрячется” от “охраны” – вот вам и рак. Упрощенно, конечно, но в общем так. Так что никакого либерализма… Так и в обществе – любая, даже очень жесткая, система все равно лучше, чем хаос. Мы по сей день все стараемся спрятаться от этих проблем, отложить их на потом, а откладывать-то уже нельзя…
Но вернемся к теме разговора. Знаний у человека сегодня хватает о большинстве природных процессов, в том числе и происходящих в нем самом. То есть сведений разрозненных много, а вот сочетания их – того самого СО-знания, увы, нет. Нарушена связь между знаниями и умениями, чувствами и физическим состоянием. С самого начала своего существования человек принялся ломать законы природы, жить по которым он должен не вопреки, а со-ответствуя. Сейчас саморазрушение принимает угрожающий характер – духовность отвергается, на смену ей приходит прагматизм. Конструкция распалась, и все мы страдаем. Отсюда и болезни общества, отсюда и болезни человеческие. Понятно же, что психически нездоровый человек не может быть совершенно здоровым даже чисто физически.
– Вы считаете, что вернуть это самое “СО” реально?
– Если действительно всем захотеть, то этому ничто не помешает. Социальный и биологический образы привести к духовному – и все. Пока мы этого не хотим, у нас другие цели и задачи. И сопротивляемся себе… Печально, но от приумножения знаний человеку только хуже становится. Гордыня заедает, если хотите. Один из семи смертных грехов…
– Библией руководствуетесь?
– Не задумывался. Хотя в духовных книгах практически всех религий говорится о психическом здоровье человека, о правильном образе жизни и умении жить в согласии с собой и окружающими. Закон объективности открыт людьми давно, просто почему-то его отвергают. От лености, наверное. Это же нужно над собой постоянно работать, а когда? Однако законы природы отвергать бессмысленно, они не перестанут от этого существовать.
– Красиво получается. А на бытовом, так сказать, уровне это как должно выглядеть?
– Судите сами. Необходимые телесные потребности (в еде, питье, одежде) – этот ресурс у нас есть. Эти потребности сравнительно невелики, ведь одновременно восемь шуб на себя не наденешь и больше двух обедов зараз не съешь. Но мы и эти нормы нарушаем – кто-то половину продуктов из холодильника каждый день на помойку выбрасывает, а у кого-то хлеба не хватает. Так чем выбрасывать, лучше, может, отдать нуждающимся? Но ведь не отдают – опять же несоответствие разума и действий.
Природа не предусмотрела для человеческой психики средств защиты, отсюда и проблемы. Тело защищено, а вот душа – увы. Поясню. Ощущение боли спасает тело: дотронувшись до горячей поверхности кастрюли, например, вы отдергиваете руку, спасаясь от более серьезного ожога. Не зря же говорят, что боль – сторожевой пес организма. А вот с душой все сложнее. Никакой порок, будь то прослушивание разрушающей психику музыки или прием наркотиков, боли не вызывает. И ум вроде есть, во всяком случае, его хватает, чтобы скрывать порок, но вот чтобы бороться с тем, что в обществе стыдливо именуют “дурными привычками”… Такой вот “человек разумный”.
По утверждению специалистов, существует целенаправленное информационное воздействие, которое вызывает расстройство психики. Теорий на тот счет, кому это выгодно, превеликое множество – от теории разрушения Советского Союза Аллена Даллеса до более современных веяний. Тот факт, что территория нашего государства всегда была лакомым куском для многих, неоспорим. Вот вам и всевозможные “диверсии” вроде навязывания чуждой идеологии в виде “художественных” фильмов, совершенно разбойничьих мультиков и иной, неприемлемой для нас, морали.
– Неувязочка получается – из-за рубежа нам поставляют фильмы и т.п. не специально для нас созданные, они же и сами их смотрят...
– Так разве я говорил, что за рубежом сознание в порядке и только у нас разрушено? Это болезнь всего мира. Из чего складывается здоровье? Мы что-то видим, осязаем, обоняем и т.д. Но информацию эту обрабатывает мозг, чтобы мы среагировали какими-то действиями или эмоциями. Реагируем мы еще и выработкой гормонов, ведь душевное и телесное связано между собой неразрывно. Вот вы бульонные кубики при приготовлении пищи используете?
– Вообще-то редко…
– И правильно. И дело не только в их составе, а в… запахе. Допустим, решили вы повкуснее кашу сварить и добавили в бульон пару кубиков. Обоняние определило: организм будут кормить мясом – им же пахнет. Вырабатывается соответствующий фермент, а в желудок поступает каша. Вот желудок сам себя и переваривает… Гастрит – еще самое безобидное, что от этого получается.
– Как-то уж очень просто…
– А все действительно очень просто и очень сложно одновременно. Болезненная тема – наркомания. Боремся, боремся, а наркопотребителей меньше не становится, даже наоборот. А вот на заседании правительственного координационного совета по социальной стратегии в апреле прошлого года из уст председателя Совета Федерации Сергея Миронова прозвучала тревожная информация: “Выявленное число вовлеченных в наркокриминал сопоставимо с числом военнослужащих российской армии. Социально-экономические последствия наличия в стране такой подпольной армии наркотического криминалитета очевидны. Средства массовой информации, наши фильмы и наша так называемая молодежная мода все время порождают все новых и новых наркопотребителей. Законы работают на повышение доступности наркотиков для молодежи”. Несоответствие?
По словам профессора, члена-корреспондента Российской академии наук Натальи Римашевской, за пятнадцать последних лет мы потеряли тринадцать миллионов детей. И главным фактором является целенаправленное рекламно-информационное воздействие на группы риска, причем воздействие по всем каналам и во всех формах.
Глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова признала, что с 1998 года в стране продолжается ежегодное увеличение производства и продаж слабоалкогольной продукции, в том числе пива. К 2006 году они возросли почти в шесть раз. Ежедневно употребляют алкогольные напитки 33 процента юношей и 20 процентов девушек. Всего же количество людей, регулярно употребляющих пиво, составляет 76 процентов.
А уж о роли спиртного в жизни чиновника лучше всех сказала Ирина Хакамада: “Единственная свобода в стиле жизни чиновника – это выпивка, поэтому российский чиновник пьет, пьет страшно, пьет регулярно, пьет везде”. Как вы считаете, может быть здоровой психика у такого человека?
Теперь другой аспект разрушения. Посмотрим, что слушают наши дети и мы сами в исполнении так называемых поп-звезд. Оказывается, сознание человека с трудом усваивает простую, казалось бы, фразу: “Эскадрон моих мыслей шальных”. По своему воздействию на психику человека, по мнению специалистов, это очень похоже на состояние после приема эфедрона, кокаина, экстази. Или как вам – “Кони в яблоках летели, не касаясь мостовой”? Такое можно увидеть разве что под воздействием гашиша. А уж “тропикана-женщина”, которая “горяча и бешена” и т.д., – это уже готовый психоз.
А что дети слушают? Попробуйте проанализировать “клевый вечер, делать неча… ловлю снежинки ртом, как дура”. Оптимистом, послушав такую песенку, точно не станешь, это вам не “Солнечный круг, небо вокруг” или “Школьные годы чудесные”, которые когда-то слушали школьники.
Согласно анализу 1200 современных песен, за последние 25 лет динамика упоминания психопатологии в музыкальной продукции стремительно нарастает. Результат неутешителен – возникает потребность в таких песнях, и все больше людей, их сочиняющих. Смысл текстов уходит, идет массовое оглупление.
Как ни крути, пропаганда в советские времена была куда более жизнеутверждающей. Помните песни вроде “Здравствуй, страна героев” или лозунги “Слава строителям коммунизма”? Смешно? А самооценку повышало и настраивало на созидание. И сейчас… Вместо того чтобы сподвигнуть людей на совместную победу над кризисом, мы их успокаиваем: “Не все так страшно, видали и хуже”. В общем, “выпью за неудачу и станет совсем неважно, что я ошибаюсь дважды”, как в популярной нынче песенке. Вот так и живем. А ведь кризис финансовый – лишь следствие кризиса морального, социального. Так что тысячу раз прав наш первый Президент Минтимер Шаймиев, провозгласивший девиз: “Мы можем!”. Можем, если захотим и правильно простимулируем.
Факторы и механизмы деструкции и деградации общества – табак, алкоголь – вызывают внутрифункциональную, соматическую, психосоциальную, административно-хозяйственную и национально-патриотическую деструкцию и, соответственно, деградацию общества. Реклама тоже бьет практически по всем уровням – она еще хуже табака и алкоголя, ибо дает мгновенный и очень мощный удар по сознанию.
Косметика и косметическая пластика – особая статья. Смотрит “омоложенный” таким образом человек в зеркало, и начинается у него разобщение чувств: лицо – отдельно, сознание – отдельно. Вы думаете, почему все чаще умирают наши звезды в еще вполне продуктивном возрасте? Кстати, размывает образ личности и частая смена цвета волос…
– Выходит, человеку вообще от всех удовольствий и от красоты отказаться?
– Ну зачем так кардинально. Эндорфины можно получить либо через занятия физкультурой, либо через прием опиатов. Природа, понятно, предусматривала движение, а человек нашел “замену”. Гамма-амино-масляную кислоту (проводник торможения, то есть успокоения) организм вырабатывает сам – от приятных эмоций вроде созерцания природы, огня, текущей воды, а можно его и извне получить – через снотворные. Серотонин (гормон радости) при недостатке дает чувство депрессии, и люди либо заедают проблемы, либо обращаются к антидепрессантам. Уж лучше хорошая еда или общение с приятными людьми, правда?
– Хочу вернуться к разговору о приказе Минздравсоцразвития об обязательном психиатрическом обследовании госслужащих. Вы считаете, это станет действенной мерой? Известно ведь, что сотрудники правоохранительных органов, например, такое тестирование проходят, и как тогда объяснить такой всплеск преступности в милицейской среде… Может, психиатры недорабатывают?
– По милиционерам, совершившим преступления, вердикт выдаст судебно-психиатрическая экспертиза. А в некоторое оправдание выдавшим им свидетельство о годности могу сказать, что психика человека – материя крайне сложная. Случаются временные расстройства психики – причем впервые и даже однократно, и предотвратить их практически невозможно.
А относительно чиновников… Вы понимаете, насколько трудно вынести суровый диагноз такой личности. Пока ведь психиатр работает только по обращению, и даже явно психически нездорового человека трудно госпитализировать без его согласия.
Отрабатывается алгоритм обследования госслужащих, и пока у меня на руках не будет этого документа, я не могу его комментировать. Но такое обследование необходимо, я полностью согласен. Уж слишком много в судьбе каждого из нас зависит от этих людей – чиновников.