29 января 2023

Оптимизация медицины, или На что обижаются пациенты казанских больниц

Опубликовано: 20.11.2009 0:00

Вроде бы татарстанцам на здравоохранение жаловаться ну просто грех — столь высоким уровнем оказания высокотехнологичной медицинской помощи может похвастаться далеко не каждый российский регион. Институт врача общей практики мы начали осваивать одними из первых в стране. Да и по многим серьезным показателям, таким, как уровень младенческой смертности, Татарстан в России в числе лучших. Но, как известно, нет предела совершенству, и огрехи в работе столь важной отрасли, как здравоохранение, есть и у нас. Во всяком случае, об этом свидетельствуют жалобы от населения. Причем любопытный нюанс: на якобы ненадлежащее медицинское обслуживание сетуют чаще не жители отдаленных районов республики, а казанцы.

Начавшаяся оптимизация лишила горожан части муниципальных больниц, а условия в остальных, по словам авторов жалоб, явно далеки от идеальных. Насколько близки сетования казанцев к истине? На этот вопрос попытались ответить участники журналистского десанта «РТ» по наиболее «засветившимся в обращениях горожан» (как в положительном, так и в отрицательном плане) больницам. Сопровождать нас в этой поездке согласилась заместитель начальника управления здравоохранения Казани Альбина Малова.

— Обращений от граждан и у нас хватает, — говорит она. — Еще в 2007 году во всех лечебных учреждениях управления здравоохранения Казани появились стенды с указанными на них номерами телефонов управления. Звонят нам непрерывно, и ни одно из таких обращений без внимания не остается. Ну, грубость персонала или непрофессионально оказанная медицинская помощь — случаи очень редкие. В большинстве своем суть «обиды», как правило, в том, что кому-то отказали в немедленной госпитализации, предложив подождать. Понятно, что при острой необходимости место в любом случае найдется — скорее всего, за счет другого ожидающего, но какой смысл класть человека, допустим, в коридоре, если он может спокойно дождаться госпитализации дома? Или, допустим, такая жалоба: «В палате, кроме меня, еще пять человек. Бытовые условия плохие, даже туалет один на весь этаж». Как объяснить пациенту, что это — санитарная норма, которую не врачи придумали?

Или другой норматив — срок ожидания плановых госпитализаций допускается до двух месяцев. Можно считать жалобу на отказ в немедленной госпитализации обоснованной?

Есть еще одна «статья» обращений. Впрочем, о ней лучше расскажет человек, сталкивающийся с ней особенно часто.

Бомж — он тоже человек

…Отзывы о казанской больнице №5 порой диаметрально противоположные — от восторженных оценок относительно профессионализма медиков до серьезных нареканий в адрес условий для пациентов.

По мнению специалистов, горбольница №5 — лучшая в республике, развивающаяся как гнойно-септический госпиталь. Многопрофильный стационар, рассчитанный на 275 коек, имеет в своем составе шесть отделений и палаты интенсивной терапии. Работает в основном по неотложке и, понятно, часто с перегрузкой. Например, в гинекологическое отделение в дни дежурства в сутки поступает до 25 пациенток, как минимум четверо — сразу на большую операцию и столько же — на малую. Да плюс плановые операции.

Пожалуй, профиль больницы во многом определяет контингент пациентов. Понятно же, что гнойно-септический процесс у людей, которые нормально питаются, живут в нормальных условиях, возникает редко. А потому как минимум тридцать процентов больных, поступающих на лечение в пятую городскую, — из разряда так называемых социально дезадаптированных. Соответственно, и жалобы у них особенные. Ну, простой пример. Приходилось вам видеть по телевидению душераздирающие сюжеты о том, как некий бомж (будем называть вещи своими именами), окруженный толпой сочувствующих, жалуется на бессердечие врачей, «не желающих» класть его в больницу? Но ведь в лечении-то он не нуждается, ему необходим лишь нормальный гигиенический уход — вовремя мыться и нормально есть. В крайнем случае — амбулаторная консультация хирурга по поводу запущенной раны. Почему же считается, что этот уход должен осуществляться в больнице? А ведь ни один из толпы сочувствующих не готов взять его домой и мыть, кормить, лечить. Но в итоге под торжествующие возгласы людей, добившихся-таки «справедливости», «скорая» увозит «пациента» в больницу. Там его моют, бреют, перевязывают и кормят, сердобольные медсестры и санитарки тащат для него из дома старую одежку, а через денек-другой, при условии, конечно, что на улице не минус сорок, бомж из больницы испаряется. Между прочим, у такого гражданина не то что страховки медицинской, но и паспорта-то порой нет. Так что лечение его оформить надлежащим образом невозможно, как невозможно и получить больнице денег на его лечение и питание.

Приблизительно такая же картина складывалась до недавнего времени и с теми, кто пришел в больницу самочинно — без направления врача. Даже если такого больного не госпитализировали, то помощь все равно оказывали — амбулаторную. Но ведь статьи расхода на оказание подобных медицинских услуг, равно как и на медикаменты, раньше предусмотрено не было, поэтому лекарства для них приходилось брать из общего фонда больницы. К счастью, сегодня отработан механизм оплаты услуг врача и по оказанию амбулаторной помощи в приемном покое. Пусть частичное возмещение затрат, но все же…

— На носу холода, так что как всегда у приемного покоя будут собираться такие люди, проситься в больницу, — говорит главный врач Ильдар Фатихов. — И мы не вправе им отказывать, ведь если на улице мороз, то до следующего утра такой страдалец просто не дотянет…

Теперь что касается материально-технического состояния больницы. В последнее время в ее реконструкцию сделаны серьезные вложения, начался капитальный ремонт. Нынче приобрели электрокардиограф, лабораторное оборудование. Но по некоторым позициям надо бы усилиться. Так, если поставить здесь новый транскраниальный доплер, аппарат ЭХО, то можно будет разместить здесь неотложную неврологию. Нужны более современные ИВЛ-аппараты и мониторы слежения за состоянием тяжелых больных для реанимации, нуждается в хорошем ремонте еще одна операционная.

— В Казани уже прекратили свое существование несколько муниципальных больниц. Говорят, пятая городская была в числе кандидатов? — уточняю я.

— Город не в состоянии содержать столь обширный коечный фонд, да и необходимости в этом при современных методах лечения нет. Для перспективного развития медицины сегодня нужны многопрофильные стационары, а не небольшие «отлежки». Так, была закрыта городская больница №3, что располагалась в районе завода искусственных кож, — по причине слишком близкого расположения к этому предприятию. Неподалеку от пятой была городская больница №20 — она перепрофилирована под отделение наркологического диспансера. Это во всех отношениях правильное решение. Как больница она современным требованиям не соответствовала, а вот городской диспансер давно нуждался в переселении — многие помнят, что он располагался в деревянном «теремке» полуприличного вида. Или, например, Шамовская больница. Было желание сохранить эту лечебницу с богатейшей, более чем столетней историей. Но для приведения ее в нормальное состояние потребовалось бы колоссальное вложение средств. Одни шестиметровой высоты потолки чего стоят. А сколько средств потребуется на изготовление рам для великолепных, но, увы, совершенно нестандартных окон? Не потянет пока наше здравоохранение таких трат…

Что же касается пятой городской, то ее решили сохранить. Больница была открыта в 1937 году. Фронт работ огромен, но здание крепкое, и отремонтировать его можно и нужно. Понятно, не только в здании дело — здесь профессиональный коллектив.

С демонстрации недавнего ремонта начался и наш визит в больницу №11, что в Кировском районе. Это учреждение работает тоже в основном по неотложной хирургии — здесь принимают жителей Московского, Кировского и Авиастроительного районов. Две трети поступивших пациентов госпитализируют, половину из них — для операции.

Собственно, и ремонт был начат именно в хирургическом отделении, за которым последовало гинекологическое отделение, расширившееся в августе этого года за счет присоединившегося к нему коллектива однопрофильного отделения 4-го роддома, ныне закрытого. Два этажа, где расположены эти отделения, уже вполне соответствуют европейским стандартам.

А вот неврология и терапия еще ждут ремонта. Работают, задачи свои выполняют, но комфорта особого пациентам предложить не могут. Местами тут облезшие стены, обшарпанные двери, окна со старенькими рамами… По признанию персонала, налицо и потребность в обновлении оборудования. Аппаратура здесь в основном выпуска восьмидесятых годов, уже на ладан дышит.

В общем, полбольницы в порядке, полбольницы — не то чтобы очень. Может, сразу бы все ремонтировать?

— На все отделения просто не хватит средств, — вздыхает Альбина Малова. — Бюджет ведь не резиновый. Так что лучше сделать нормальный ремонт хотя бы части больницы, закрывая проблемные участки, а не «размазывать» средства по кусочку — всем на краску.

Если же ситуацию оценивать в целом, то давайте оценивать ее объективно: сейчас медицине в Казани внимание уделяется большое. Только машин «Скорой помощи» поступило более тридцати. Когда такое было? Полным ходом идет ремонт в казанской БСМП-2 (бывшая больница №6). Новые вложения пошли в БСМП-1 — недавно туда поставили новые компьютерный томограф, рентген-аппарат С-дуга в травматологию, эндоскопические стойки. Свидетельством достижений татарстанской медицины можно считать то, что аппаратура, несколько лет назад доступная разве что специальным клиникам, применяется теперь и в работе неотложки.

Без хозяйской руки больница — сирота

А вот у восемнадцатой городской — своя судьба. Изначально она была ведомственной больницей завода «Радиоприбор», далеко не бедного по тем временам. Благодаря ее первому и бессменному главврачу Рустему Бакирову она активно развивалась, став сначала районной, а затем и городской. В частности, ЛОР-отделение этой больницы работает на весь город, принимая неотложку раз в неделю, а хирургическое отделение в том же режиме работает по оказанию неотложной помощи половине столицы, принимая жителей Вахитовского, Советского и Приволжского районов.

Но, как свидетельствует история, годы «тучные» сменяются периодами «тощими». Не миновала эта участь и горбольницу №18. Однако, к чести главврача и всего коллектива, они сумели удержать родное учреждение на плаву. Более того, развивали его.

— Несмотря на то, что по статусу мы — муниципальное медучреждение, по уровню оказываемой помощи и возможностям уже вплотную приблизились к федеральным стандартам, — утверждает Рустем Бакиров. — И сдавать позиции не намерены.

А сложности… Нужен ремонт в одной операционной. Есть потребность в обновлении аппаратуры. Например, компьютерный томограф фирмы «Дженерал электрик» работает здесь уже более семнадцати лет.

— Знаете, — замечает Рустем Бакиров, — кроме оборудования, лекарств, очень важна обстановка в больнице. Мы обязаны стать своим пациентам ну… практически родственниками, хоть на время лечения. Я никогда не считал грехом поменять врача по просьбе больного. Это не означает, что не доверяю коллеге как специалисту, но нужно, чтобы между врачом и пациентом были взаимопонимание и даже личная симпатия.

…Беседуя с врачами, идем по стерильно-чистым, уютным коридорам больницы. Заглянули в пищеблок. Кстати, он один из лучших в Казани. Рустем Бакиров предлагает такую схему: сделать на основе этого пищеблока центр питания для стационаров трех районов. Зачем? Во-первых, так проще выдержать мировой стандарт питания и соблюсти необходимую стерильность пищеблока. А во-вторых, мало кто знает, что на питание одного больного в стационаре полагается… 69 рублей в сутки, и на эти средства нужно соблюсти правильный рацион больных. (Попробуйте, здоровые, прожить на эти крохи.) А тут, глядишь, за счет крупных оптовых поставок продуктов и оптимизации штатов поваров и получится неплохая экономия не в ущерб качеству пищи. Вот она, оптимизация бюджетных трат.

— Я даже готов отдать свой пищеблок кому-то другому, — утверждает Рустем Бакиров. — При условии, конечно, что за дело он возьмется по-хозяйски, как положено.

А жалоб от пациентов в адрес специалистов восемнадцатой городской практически не бывает. Может, и вправду не так уж капризны наши больные? Просто особый подход к ним нужен?

image_printРаспечатать

Автор статьи: АРСЕНТЬЕВА Светлана
Выпуск: № 232 (26609)


  1. Ахметова Фирдаус Хабибулловна:

    Горбольница № 13

    Читаю выступление г-жи Маловой и удивляюсь, кто ей дает такие сведения. На днях положили мою внучку в отделение неотложной хирургии. Если хотите посмотреть на грязь и хамство будьте добры по этому адресу. Ремонт там не делали лет двадцать. В туалетах разбитые унитазы, их 2 на весь этаж. По отделению гуляют посетители в грязной обуви и верхней одежде, даже во время эпидемии гриппа. По телевидению показывали хосписы для умирающих в США, так это рай по сравнению с горбольницей № 13.

Добавить комментарий

27.01.2023

Медики поправили здоровье

В санатории «Ливадия» завершился недельный курс реабилитации медицинских работников, работавших в красной зоне в период пандемии коронавируса.

3950
24.01.2023

Пора запасаться витаминами

Недостаток полезных веществ в организме может привести к серьёзным сбоям в его работе.

6460
23.01.2023

На передовой

За время проведения специальной военной операции в её зоне побывали 79 татарстанских медиков из 18 медицинских организаций республики.

8650
18.01.2023

Формула активного долголетия от Минздрава

В прошедшем 2022 году на развитие здравоохранения в Татарстане были выделены значительные средства в общем объеме более 104 млрд руб.

8870
17.01.2023

Диабет идёт в наступление

Одно из самых распространённых заболеваний атакует человечество. Как этому противостоять?

27071

Мнение

Валерий ЛИПСКИЙ, руководитель следственного управления Следственного комитета России по РТ:


Особый статус не ограждает от уголовной ответственности. У нас есть данные по соответствующим антикоррупционным расследованиям. Так, за истекший год расследованы дела в отношении пяти адвокатов, пятнадцати депутатов и одного главы сельского поселения.

Все мнения
  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    Книга жалоб

    Другие жалобы
  • Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров
    Контакт вебмастера: info@rt-online.ru