Как спастись от “мозгового удара”

Инсульт во всем мире прочно занимает второе место среди причин смертности и первое – в числе причин инвалидизации.

Автор статьи: Светлана АРСЕНТЬЕВА

Инсульт во всем мире прочно занимает второе место среди причин смертности и первое – в числе причин инвалидизации.

В нашей стране ежегодно регистрируется около 450 тысяч инсультов, причем все чаще это заболевание развивается в возрасте наибольшей творческой активности и профессионального мастерства – как принято говорить, в расцвете сил. Около четверти больных погибают в течение первых суток, еще шестьдесят процентов впоследствии становятся тяжелыми инвалидами, и только пятая часть перенесших инсульт возвращаются к своей профессии. По данным американских ученых, среди лиц старше 55 лет каждая пятая женщина и каждый шестой мужчина переносят инсульт. Приблизительно такая же картина складывается и в европейских странах. Что же касается татарстанской статистики на этот счет, то и она весьма тревожна – ежегодно в республике фиксируется до десяти тысяч инсультов, и как минимум треть больных умирает в течение года.

Получается, что прямого столкновения с инсультом практически не избежать – беда настигнет либо самого человека, либо кого-то из его близких. Но тем более удивительно, что осведомленность людей о причинах и симптомах столь грозного заболевания, мягко скажем, далека от реальности. А уж беспечность в отношении профилактики страшного недуга вообще безмерна.

Что такое инсульт

Найти его определение можно в справочнике. Так, инсульт (от лат. insulto – скачу, впрыгиваю) – это “мозговой удар” – целая группа заболеваний, обусловленных острой сосудистой патологией мозга, характеризующихся внезапным исчезновением, нарушением мозговых функций или приводящих к смерти. В зависимости от механизма развития острой сосудистой патологии мозга выделяют несколько видов инсульта. Наиболее часто, до восьмидесяти процентов случаев, причиной заболевания становится резкое нарушение поступления крови к определенному участку мозга и последующая его гибель – это так называемый ишемический инсульт, или инфаркт мозга. Ишемический инсульт может произойти, например, из-за закупорки сосуда – вследствие атеросклероза или образования тромба.

Если патология мозга вызвана разрывом сосуда или пропитыванием кровью участка мозга, то это геморрагический инсульт, или кровоизлияние. Реже случаются субарахноидальные кровоизлияния, возникающие при разрыве сосудов мозговой оболочки.

Независимо от того, где происходит кровотечение, мозговые клетки погибают. Наверное, никому не нужно объяснять, что это означает. К тому же природа не предусмотрела в черепе “лишнего” места, и скапливающаяся кровь быстро приводит к опасному повышению внутричерепного давления.

В большинстве случаев инсульт начинается внезапно, развивается быстро и вызывает повреждения мозга за несколько минут. Реже состояние больного продолжает ухудшаться в течение нескольких часов или одного-двух дней, по мере того как увеличивается область погибшей мозговой ткани за счет ишемии или кровоизлияния.

В общем, что такое инсульт мы в первом, так сказать, приближении, выяснили, а вот как он проявляется, как с ним бороться, а еще лучше – не допустить? Рассказать об этом мы попросили главного внештатного специалиста по ангионеврологии Минздрава РТ, руководителя головного Республиканского сосудистого центра Дину Хасанову.

Промедление смерти подобно

– Очень важно знать первые симптомы инсульта и понимать, что это тот самый случай, когда самолечение и недопустимо, и бессмысленно, – говорит Дина Рустемовна. – В случае, если появились даже неяркие признаки этого грозного недуга, нужно срочно вызывать “скорую помощь”. Проявления зависят от того, какая часть головного мозга повреждена. Но есть и общие признаки – это внезапное онемение или утрата подвижности руки, ноги или части лица, неожиданно появившееся затруднение речи или ее понимания, резкое ухудшение зрения, внезапное нарушение координации движений, головокружение и внезапная интенсивная, главное – необычная для пациента, головная боль. При появлении хотя бы одного из этих симптомов нельзя полагаться на “авось”, нельзя тратить время на вызов участкового врача – только “скорую”. За ложную тревогу вас никто не осудит, а вот промедление грозит серьезнейшими последствиями. Причем уже диспетчеру – человеку, принимающему звонок о помощи, нужно подробно обрисовать беспокоящие больного ощущения. Существует период так называемого “терапевтического окна” – не более трех часов с момента появления первых признаков заболевания, когда еще можно сохранить мозговую ткань, если восстановить кровоток. Сохранение жизнеспособности мозговой ткани определяет меньшую степень различных нарушений, к которым приводит инсульт, а применение вовремя ряда хирургических операций может спасти жизнь.

Согласно постулатам доказательной медицины, эффективно лечить такого больного можно только при условии, что он вовремя госпитализирован в специализированное инсультологическое отделение. Чрезвычайно важна этапность оказания помощи, начиная от своевременной доставки пациента, диагностики на современном оборудовании, помещения его в отделение интенсивной терапии с мониторингом состояния больного, где возможно оказание высокотехнологичной помощи с последующей ранней нейрореабилитацией. Далее – система продолженной реабилитации и обязательная разработка индивидуализированной, с учетом формы патологии, вторичной профилактики.

Экономические потери, связанные с инсультом, составляют в России от 16,5 до 22 млрд. долларов в год. Кроме того, по уровню заболеваемости и смертности от инсульта на 100 тысяч населения наша страна – вторая в мире, после Болгарии.

В нашей республике постоянно проводятся мероприятия по совершенствованию и оптимизации системы оказания помощи больным инсультом. Сегодня в Татарстане функционирует семь сосудистых центров, работающих по современным алгоритмам ведения больных с нарушением мозгового кровообращения. В следующем году предполагается открыть еще несколько подобных учреждений. Схема оказания помощи больным инсультом начала отрабатываться на базе МКДЦ еще с 2006 года. Сейчас около половины больных инсультом проходят через сосудистые центры, а в перспективе охват должен быть полным. Пока, к сожалению, сравнительно невелик в целом процент госпитализации таких пациентов – от шестидесяти до восьмидесяти, тогда как в постоянном наблюдении врачей-специалистов нуждаются абсолютно все больные инсультом.

– Принято сравнивать наши успехи с результатами зарубежной медицины. С какой страной нас можно сравнить в этой части?

– Это смотря по каким показателям. Например, в Дубае в прошлом году было проведено всего четыре тромболизиса (растворение тромба при помощи специальных препаратов. – Авт.) – одного из доказанных современных методов лечения ишемических инсультов, а в Татарстане – более ста. Это, кстати, самый высокий показатель среди всех регионов России. В Японии около тридцати тысяч тромболизисов проводится в год в расчете на ее население, а в Китае на миллиард человек – на порядок меньше. В сосудистых центрах высокоразвитых стран тромболитическую терапию получают не более пяти процентов пациентов с ишемическим инсультом, в отдельных странах этот процент доходит до пятнадцати. В сосудистых центрах Татарстана средний показатель равняется шести процентам.

Теперь об инвалидизации после перенесенного инсульта. В 2006 году экспертами Всемирной организации здравоохранения по инсультологии была поставлена задача – к 2015 году добиться, чтобы в развитых европейских странах семьдесят процентов выживших после инсульта к третьему месяцу были независимы от посторонней помощи. В сосудистых центрах нашей республики после лечения около пятидесяти-шестидесяти процентов больных имеют благоприятный исход. Неплохо, согласитесь. Для сравнения – несколько лет назад, до появления центров, эта цифра не превышала сорока процентов. Перспективы во всех отношениях хорошие – и снижение инвалидизации, и снижение смертности.

– Но для оказания адекватной помощи необходима как минимум своевременная доставка больного в клинику…

– Конечно. Не более часа на транспортировку, еще минут сорок – на диагностику. Но сегодня в республике еще есть населенные пункты, отдаленные от существующих специализированных больниц на сто и более километров. Понятно, что доставка больного в таком случае недопустимо затягивается. Так что сеть сосудистых центров должна быть более широкой.

– А если у больного микроинсульт, то все равно необходима госпитализация?

– У медиков такого определения нет. Инсульт – он и есть инсульт. Есть понятие инсульта и транзиторной ишемической атаки. По симптомам последняя напоминает инсульт, но она проходит в течение часа. Но даже если до приезда “скорой” пациент уже почувствовал себя лучше, госпитализация все равно необходима – для дальнейшего обследования и наблюдения врача.

Есть понятие “малый инсульт”, когда симптоматика проходит через три недели. А еще – немой инсульт. Он опасен тем, что не дает общепринятых симптомов, а изменения происходят на таком участке мозга, где нет так называемых проводящих путей. И “просигнализировать” некому. Но очаг-то инсульта остается, а “накопление” таких очагов приводит к деменции – слабоумию. Как правило, “немым” инсультам подвержены больные гипертонией, не следящие за своим давлением, больные сахарным диабетом и пациенты с нарушениями сердечного ритма, когда из полостей сердца постоянно “стреляют” микротромбы. Так что держать артериальное давление на постоянном уровне чрезвычайно важно, да и кардиальную патологию нельзя оставлять без внимания, постоянно следуя рекомендациям лечащего врача.

Вот мы и дошли до необходимой составляющей предотвращения инсульта – профилактики. Она чрезвычайно важна, ведь до тридцати процентов инсультов можно было бы предотвратить простейшими, доступными каждому способами. Бессмысленно, а главное, бесполезно сваливать все трагедии на якобы некомпетентность медиков. Корень проблемы глубже – в нашем отношении к собственному здоровью. Не злоупотреблять спиртным, не курить, поддерживать здоровье регулярными физическими упражнениями, следить за весом, уровнем холестерина и по предписанию врача принимать банальный аспирин – рекомендации стандартные. Почему люди не следуют простейшим правилам? Наверное, потому что результат в виде тяжелого заболевания приходит не мгновенно. “Не сегодня”, мол, и слава Богу. А завтра? В республике многое предпринято для лечения больных инсультом, дело – за грамотным отношением гражданина к себе, любимому.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще