В Республиканском агентстве по печати и массовой коммуникации прошла конференция о последствиях необдуманного отказа от набора социальных услуг на 2010 год. В ней приняли участие главные специалисты Минздрава РТ: онколог Рустем Хасанов, эндокринолог Энгель Хасанов и кардиолог Альберт Галявич.
В Татарстане 60 тысяч онкобольных, из них 29 тысяч – федеральные льготники, сообщил Рустем Хасанов. Если все они выберут набор социальных услуг – “копилка” окажется богатой, и система дополнительного лекарственного обеспечения, основанная на страховом принципе, будет работать без сбоев, невзирая на дороговизну некоторых препаратов.
– Как главный онколог Поволжского федерального округа, могу сказать, что в Татарстане стабилизация смертности при росте онкологических заболеваний – это вклад программы дополнительного льготного обеспечения.
Однако из общего числа федеральных льготников 16 тысяч уже отказались от набора социальных услуг в пользу ежемесячной денежной выплаты, оставшиеся практически все нуждаются в более или менее дорогостоящем лечении. А ведь лекарств тем меньше, чем больше отказавшихся от натуральных льгот. Уже образовался замкнутый круг: люди выбирают деньги, потому что обменять в аптеках бесплатные рецепты на лекарства проблематично, их попросту нет, а нет их потому, что много отказавшихся от набора социальных услуг.
Конечно, нередки случаи, когда приходится горько сожалеть об этом. Так, буквально на днях дети женщины, заболевшей гормонозависимым раком, приходили слезно просить о помощи – требуется препарат, цена которого 100 тысяч рублей за один флакон, а женщина отказалась от набора социальных услуг на 2009 год…
В республике 75 тысяч больных сахарным диабетом. 10 процентов от этого числа – инсулинозависимые. Как сказал Энгель Хасанов, почти всегда они понимают, что инсулин – жизненно важный препарат и лечение стоит дорого. Но в районах, где нет эндокринолога, как, например, в Актаныше, отказавшихся от натуральных льгот диабетиков больше: похоже, некому объяснить таким больным, что если сегодня они обходятся сравнительно недорогими таблетками, то завтра их диабет, как прогрессирующее заболевание, может потребовать введения инсулина.
Главный кардиолог Альберт Галявич тоже поделился своими опасениями: в республике ежегодно прибавляется 6 тысяч больных с инфарктом миокарда. Больших трудов и средств порой стоит спасти человека с серьезным заболеванием сердца, каким является и инфаркт миокарда. Татарстанские врачи создали, например, стандарт постинфактного лечения, гарантирующий улучшение. С помощью копий препаратов в рамках денежной компенсации тоже можно лечиться, но в стандарт заложены более дорогие лекарства, за действие и эффект от которых кардиологи отвечают.
На последнем совещании в Министерстве здравоохранения РТ прозвучали цифры, говорящие о тенденции к увеличению процента “отказников” от натуральных льгот. Медицинские работники Татарстана обращаются к жителям республики: во избежание случаев, когда они ставят в безвыходное положение себя, своих близких и
медработников, не поддаваться соблазну заменять натуральные льготы денежным пособием. Как только болезнь принимает затяжной характер, требующий длительного лечения, становится очевидным, что денежной компенсации недостаточно.
Если ранее был сделан выбор в ее пользу, необходимо знать, что с 1 января 2009 года внесены изменения в законодательство: восстановить право на получение набора социальных услуг теперь возможно только после подачи заявления в Пенсионный фонд. Заявление на предоставление бесплатной лекарственной помощи в будущем году нужно подать не позднее 1 октября текущего. После этой даты право на ее получение в течение всего года возобновить будет невозможно.
Однако, как показывает практика, людям свойственно выбирать “синицу в руках” вместо “журавля в небе”, надеяться на лучшее, верить, что их минует ухудшение состояния. При этом страховой принцип дополнительного лекарственного обеспечения может потерпеть крах. Да, собственно, уже терпит.
Отчего бы не внести изменения в действующее законодательство, обеспечивающее пра-во выбора между денежной компенсацией и натуральными льготами?
– Разработчиком закона был, если помните, Зурабов. Как врач, я сразу понял, что закон несовершенен. Врачам было бы проще лечить больного по факту его болезни, а не по тому, к какой категории льготников он принадлежит, – сказал Энгель Хасанов. – Игры в демократию в решении медицинских вопросов на деле приводят к трагическим случаям, когда мы не можем спасти человека, облегчить его страдания только потому, что он сделал неправильный выбор.
Действительно, устранить ошибочный подход теперь, в период финансового кризиса, когда в семейных бюджетах на счету каждая копейка, все труднее. И надеяться, что люди поддадутся на уговоры и обращения, все более бесперспективно. И наверное, законодателям правильней будет руководствоваться общим благом, а не демократическим правом выбора, не надеяться на сознательность людей, которые не хотят лишаться ежемесячной денежной компенсации в 615 рублей в пользу других, когда им кажется, что серьезных угроз для их личного здоровья нет.