“Накрутки” в зоне непрозрачности

Почему дорожают лекарства и как изменить эту ситуацию?

Автор статьи: Светлана АРСЕНТЬЕВА

information_items_1347367662
Почему дорожают лекарства и как изменить эту ситуацию?

Государственная безопасность

Каких сюрпризов ждать здесь в будущем? Поговорить на эту тему мы решили с заместителем министра здравоохранения РТ Фаридой Яркаевой.

– Сложная ситуация на российском фармацевтическом рынке – во многом действительно следствие мирового кризиса, нестабильности курса валют, – утверждает Фарида Фатыховна. – И зависимость здесь прямая, поскольку три четверти лекарств на нашем фармрынке – продукция зарубежных производителей. Причем даже оставшуюся четверть препаратов – казалось бы, отечественного производства – наши фармпроизводители на девяносто процентов изготавливают на основе зарубежных субстанций. В результате, по данным экспертов, с начала этого года и импортные, и отечественные лекарства на российском фармрынке подорожали на двенадцать-четырнадцать процентов.

Сложилась нынешняя система не вчера. Еще в социалистические времена у стран – членов СЭВ (Совета Экономической Взаимопомощи) существовала четкая специализация по производству лекарств и их компонентов. С развалом СЭВ, а затем и СССР в России осталось очень небольшое количество заводов по производству лекарственных препаратов, которые к тому же требовали серьезной модернизации.

Обеспечение людей лекарственными средствами – существенный сегмент государственной безопасности, и проблема эта крайне серьезна. Не хотелось бы представлять себе ситуацию, когда некие производители вдруг откажутся от сотрудничества с Россией. Скорее всего, этого и не произойдет.  Как-никак российский фармацевтический рынок весьма привлекателен для поставщиков лекарств, объемы-то грандиозные. А вот цены диктовать из-за рубежа нам можно запросто. Что поставщики и делают.

Плюсы импортозамещения

Спрос на лекарства – явление постоянное, люди, увы, подвержены недугам. И если без новой пары обуви или вкусных продуктов они какое-то время могут продержаться, то без лекарств вряд ли. Что же делается у нас для улучшения ситуации с лекарствами?

– В России разрабатывается программа по импортозамещению лекарственных препаратов, – говорит Фарида Яркаева. – То есть часть их мы по-прежнему будем закупать за рубежом, ведь ни одна страна, даже с самыми высокоразвитыми фармацевтическими возможностями, не производит у себя весь спектр лекарственных средств. Так что создавать по части производства лекарств эдакое феодальное государство смысла нет. Но сделать так, чтобы хоть половину жизненно необходимых препаратов производить в России, вполне возможно и просто необходимо. Хотя бы для того, чтобы иметь определенную свободу в отношениях с поставщиками лекарств: если у нас будет альтернатива, то вести переговоры с ними будет куда проще.

Сейчас активно обсуждается проект этой программы, стратегия развития отечественного фармацевтического рынка.

Например, около девяноста процентов всех инсулинов, необходимых большинству больных сахарным диабетом, пока импортируются. Однако уже начали выпуск инсулина три серьезных отечественных производителя – “Фармстандарт”, “Национальные биотехнологии” и “Биотон-Восток”.

– Эти препараты действительно не уступают по своим качествам импортным? Многим памятна неприятная ситуация с так называемыми “брынцаловскими” инсулинами, которые оказались весьма далеки от требуемых кондиций.

– По данным специалистов, новые препараты ничем не уступают зарубежным аналогам. Зато дешевле, да и нареканий от пациентов на них нет. Часть препаратов делается из французской субстанции “диосин”, а “Национальные биотехнологии” начали производство своих субстанций с последующим изготовлением из них инсулина. Пока в разных регионах доля отечественных инсулинов колеблется от шести до десяти процентов.

Уже начат выпуск отечественного гормона роста, раньше в пяти странах его закупали, теперь уже и свой применяем. Начат выпуск препаратов крови, эритропоэтинов – препаратов, применяемых при диализе, гормонов, противоопухолевых средств. В Кирове скоро заработает завод по изготовлению факторов крови, а ведь пока у нас в этой части полная зависимость от импортных поставок.

– Насколько готовы наши “Татхимфармпрепараты” поддержать республику в период кризиса?

– Татарстанское акционерное общество ориентировано на выпуск препаратов для оказания амбулаторной помощи и самых распространенных препаратов, которые пользуются широким спросом у населения, недорогих. Произведена широкомасштабная реконструкция предприятия, запущено производство по системе, обеспечивающей европейский уровень качества лекарств. Сейчас начата реализация программы по производству препаратов импортозамещения – сердечно-сосудистого профиля, спазмолитиков, препаратов для лечения почечных заболеваний и т.д.

Кстати, раз уж мы заговорили о программе импортозамещения, хочу затронуть вопрос замены лекарств. К нам частенько обращаются граждане, которым один препарат заменили на другой и это якобы вызывает нежелательную реакцию организма. И люди просят вернуть прежнее средство. На самом деле крайне редко бывает, чтобы новый препарат сильно отличался от ранее выписанного, и неприятие нового лекарства чаще происходит на психологическом уровне.

Поясню. Есть такое понятие – “международное непатентованное название препарата”. Оно определяет его химический состав для специалистов. А вот называться лекарство может как угодно – как захочет производитель. Получается, что препарат один и тот же, а “имен” – торговых названий – у него десяток. Но каждый из этого условного десятка препарат на организм оказывает одно и то же влияние, так что, по сути, и замены-то никакой нет. На любом аукционе при закупках лот идет именно по международному непатентованному названию. Так что какой производитель выиграет, тот и будет поставлять препарат со своим торговым названием.

Дешевле купить, дороже продать

Это, увы, закон рынка, которого придерживаются и дистрибьюторы, работающие на фармацевтической ниве. Правда, установлен “потолок” наценок на лекарственные средства – для оптовых поставщиков он не должен превышать двадцати процентов от стоимости, предложенной производителем, для аптечных учреждений – розничной торговли – двадцати пяти процентов от цены оптовика.

По словам Фариды Яркаевой, обычно на лекарства попроще наценка бывает выше, а на дорогие редко превышает десять процентов. Цены постоянно исследуются, и когда идет их резкий подъем, то в ситуацию вмешивается Минздрав республики, поскольку именно ему с прошлого года переданы полномочия по лицензированию продажи лекарств.

Но и тут хватает сложностей. Например, согласно федеральному законодательству Рос-здравнадзор соместно с республиканским Комитетом по тарифам проводит регистрацию цен производителей на препараты, внесенные в список жизненно важных, который утвержден постановлением Правительства РФ. Но вот носит эта регистрация пока лишь заявительный характер, а потому не все производители считают необходимым свои цены обнародовать. И непонятно, кто за сколько у кого купил препараты и сколько своих процентов “накрутил”.

Специалисты татарстанского Минздрава уверены, что эта регистрация должна носить обязательный характер и стать регулярной, публичной – такое предложение было недавно направлено в Минздравсоцразвития РФ. Это не праздное любопытство, ведь все закупки лекарственных средств для льготников проводятся на основе торгов, а для успешного проведения торгов очень важна стартовая цена. Сегодня же регистрируют предельную цену. Которую, как правило, заявляют куда выше, чем реальная стоимость, оставляя себе определенный “запас прочности”. А чтобы был создан общедоступный российский реестр этих цен, их нужно обосновать. Согласитесь, куда годится ситуация, когда цена на одни и те же препараты, причем отечественные, отличается в разы в различных регионах, а порой даже в городах?

Тому, конечно, есть определенные причины – себестоимость лекарств у предприятий неодинаковая: кто-то работает еще на закупленной ранее субстанции, у него дешевле получается, кто-то проводит модернизацию производства и у него, соответственно, дороже, но ведь потребителю-то большой разницы нет, ему лекарство нужно. Должны быть установлены четкие ценовые рамки, чтобы у оптовых продавцов не появлялось возможности “накрутить” побольше своих процентов на реальную стоимость.

То же и с импортными медикаментами – система их ввоза через таможню, все документы должны быть оформлены доступно и прозрачно.

– Система закупок лекарственных средств должна стать контролируемой, – говорит Фарида Яркаева. – Но если в секторе бюджетных закупок это вполне реально, то в секторе коммерческих – для розничной продажи через аптеки – все не так просто. Органы исполнительной власти субъектов  Федерации отвечают и имеют право контролировать и устанавливать ограничения в части применения оптовых и розничных надбавок. И опять получается парадоксальная ситуация – Татарстан, например, устанавливает свои надбавки, Марий Эл – свои, и у оптовиков появляется возможность работать на тех условиях, которые выгодны им, а не гражданам. Вот такой пробел в законодательстве.

Мы же в рамках полномочий, которые даны субъекту, можем несколько регулировать цены посредством аукционов. Осуществляем эти полномочия уже второй год, и удается держать цены на приемлемом уровне. Политика сложная, ведь объем денежных средств, выделяемых на лекарства, фиксированный, а цены растут. Выходит, объемы должны снизиться? Однако в прошлом году нам удалось провести аукцион по ценам 2006 года, поэтому сейчас в республике достаточный запас лекарств, ориентировочно его должно хватить на ближайшие четыре месяца. Очередной аукцион – по закупке препаратов на второе полугодие этого года – прошел на прошлой неделе и, думаю, с очень неплохим результатом – нам удалось сэкономить шестнадцать миллионов рублей. И без снижения объемов закупок. Эти деньги потратим на следующем этапе торгов. Так что жизненно необходимыми препаратами наши льготники обеспечены, тут можно не волноваться.

С региональными льготниками тоже непросто. Нам удалось снизить на десять процентов уровень наценки на лекарства, что тоже даст ощутимую экономию и возможность закупить дополнительные партии препаратов. Мы ввели процедуру согласования цен на лекарства с Минздравом республики по каждой позиции, да и вообще здесь в этом направлении принят целый комплекс мер.

Хорошо, что в последнее время Минздравсозразвития РФ начало активно заниматься законотворческой деятельностью. Татарстан, в свою очередь, направил на рассмотрение федеральных властей свои предложения. Думаю, общими усилиями сумеем достигнуть прозрачности и максимального порядка в сфере закупок лекарственных препаратов.

– Это – перспектива, а чего ждать татарстанцам в ближайшие несколько месяцев?

– Повторю: в республике созданы достаточно большие запасы лекарств для федеральных льготников, есть и текущий, расчетный запас, и НЗ. Думаю, меры, предпринимаемые на федеральном уровне, позволят не допустить кардинального, резкого всплеска цен. Причем, по мнению аналитиков, прежнего роста стоимости лекарственных препаратов уже не будет.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще