Нынешним летом эпидемиологи прогнозируют серьезную вспышку, в том числе на территории Татарстана, геморрагической лихорадки с почечным синдромом (ГЛПС) – в народе ее попросту именуют мышиной лихорадкой.
Медиков не успокаивает тот факт, что пока заболеваемость этим весьма неприятным недугом значительно ниже, чем за такой же период прошлого года. Причем эпидемиологи утверждают, что, несмотря на общее снижение числа заболевших, возросло количество тяжелых форм заболевания. Так, с начала этого года девять татарстанцев прошли через отделение реанимации, а четверо из них были направлены на гемодиализ – известно, что эта болезнь очень серьезно “бьет” по почкам.
По мнению главного специалиста – эксперта отдела надзора на транспорте и санитарной охраны территорий Управления Роспотребнадзора по РТ Раисы Юнусовой, июнь наверняка внесет свои коррективы в нынешнюю статистику, ведь только в Казани с конца мая уже зафиксирован 31 случай заболевания. Как правило, жертвы – дачники и любители пикников на природе. А неблагополучными в этом отношении оказались излюбленные горожанами места отдыха. В Лаишевском районе это Орловка и Кордон, где сконцентрировано множество дачных товариществ и баз отдыха, в Высокогорском – окрестности Голубого озера. Дело в том, что преобладают здесь в основном смешанные леса и посадки, а грызуны, как известно, предпочитают селиться в окружении лиственных деревьев вроде дубов и лип, не находя корма в лесах хвойных.
Как объяснить неблагоприятный прогноз эпидемиологов? По мнению специалистов, основная причина в слишком теплой для нашей полосы зиме и ранней весне. Так, биологи Управления Роспотребнадзора по РТ утверждают, что после чрезмерно мягких зим практически всегда резко возрастает число грызунов, а вместе с этим – опасность ГЛПС. В качестве примера можно привести 1997 год: аномально теплая зима – и без малого две с половиной тысячи случаев заболевания мышиной лихорадкой в Татарстане. А в начале нынешнего лета биологи отмечают еще и необычно массовую миграцию грызунов на дачные участки и базы отдыха. Видимо, мышей расплодилось столько, что в естественных условиях им уже не хватает пищи, вот они и пробираются поближе к человеческому жилью.
Как свести к минимуму риск заражения болезнью? Методы традиционные, но оттого не менее действенные. Для начала – влажная уборка в дачном домике перед приездом, причем в четырехслойной марлевой повязке и перчатках или рукавицах. Ни в коем случае не стоит оставлять в домике запасы круп или хлеба или нужно хотя бы осматривать их перед употреблением, чтобы выбросить погрызенные непрошеными гостями продукты. Пожалуй, вызывать дератизационную бригаду на каждый садовый участок смысла нет, а вот разложить мышиную отраву в помещениях (только так, чтобы не добрались до нее вездесущие дети) и под самим домиком нужно обязательно. А пикники лучше устраивать на залитых солнцем полянах – возбудитель ГЛПС не слишком живуч, а потому быстро погибает под воздействием ультрафиолетовых лучей. Собранные в лесу ягоды перед употреблением необходимо помыть, только не водой из ближайшего открытого водоема.
Отправляясь на базу отдыха, не поленитесь узнать у ее администрации, обработаны ли соответствующим образом домики. По данным Росздравнадзора, например, из двухсот пятидесяти баз Лаишевского района только шесть заключили договор на дератизацию и, со-ответственно, имеют официальное разрешение на открытие сезона. Остальные работают, что называется, с риском для клиента, без каких-либо разрешающих документов. Безусловно, после проверки такую базу закроют, но ведь к каждым воротам не поставишь милиционера. Вот и получается – уехали проверяющие, и домики вновь заселяются.
Как пояснила главный эпидемиолог Минздрава РТ Роза Долгова, стоит помнить, что симптомы мышиной лихорадки на первом этапе весьма схожи с проявлениями обычной простуды. Это повышенная температура, озноб, головные боли, однако не сопровождающиеся насморком или кашлем. На пятый-шестой день температура снижается, зато появляются боли в животе, тошнота, рвота – вроде бы все признаки кишечного заболевания. Часто бывает, что эти признаки сбивают с толку пациентов, и те затягивают время обращения к врачу. А ведь с мышиной лихорадкой шутить нельзя – даже если заболевание протекает в легкой форме, лечение идет около месяца, а в тяжелых случаях – до полугода и более. И чем раньше начать лечение, тем, понятно, лучше результат.