Реорганизация – штука тонкая

Четыре приоритетных национальных проекта запущены в стране в действие два года назад, и на их реализацию выделяются немалые деньги.

Автор статьи: Светлана АРСЕНТЬЕВА

Четыре приоритетных национальных проекта запущены в стране в действие два года назад, и на их реализацию выделяются немалые деньги. Но ведь средства на жилье, здравоохранение, развитие агрокомплекса выделялись всегда. В чем же отличие нынешних вложений от аналогичных трат в предыдущие периоды?

Главное, пожалуй, в целевом направлении довольно серьезных сумм и в том, что четко определен куратор выполнения нацпроектов – первый заместитель Председателя РФ, ныне один из главных претендентов на пост президента России Дмитрий Медведев. Кстати, на реализацию новых программ в ближайшие два-три года предполагается потратить 250-300 миллиардов рублей. Такие огромные деньги тоже любят счет и учет. А потому главный смотритель за нацпроектами неустанно колесит по стране, дабы воочию убедиться в нормальном ходе процесса.

Недавно Дмитрий Медведев побывал в нашей республике. Вместе с главой Татарстана Минтимером Шаймиевым посетил несколько районов. И если Лаишевский район демонстрировал первому вице-премьеру РФ ход работы над национальным проектом "Образование", то в Алексеевском контролю подверглись сразу два – "Доступное жилье" и "Здоровье".

По словам главы Алексеевского муниципального района Владимира Козонкова, Дмитрий Медведев особо подчеркнул результативность "сложения двух векторов", суммы республиканских и федеральных усилий. Результат действительно неплох – единственная в своем роде программа жилищного строительства и один из самых высоких в Поволжье уровней развития здравоохранения отмечены именно в Татарстане. А, в свою очередь, ЦРБ Алексеевского района – явно не из худших в республике. Отметил это и Дмитрий Медведев, который провел в этой больнице вдвое больше времени, чем было предписано графиком его поездки. О чем шел разговор медиков с первым вице-премьером? Узнать об этом можно было, лишь побывав в Алексеевском.

Местная ЦРБ – настоящий больничный городок. Компактный, по уму выстроенный и отреставрированный, он весьма удобен для пациентов. Здесь есть педиатрическая служба – четыре участка, роддом, офис врачей общей практики, стоматологическая и обычная поликлиники, больничные корпуса. Практически все службы компьютеризированы, каждый врач ведет электронную выписку рецептов. А в стоматполиклинике проводят полный комплекс диагностических обследований, даже радиовизиограф установлен. На приеме работают хирург, травматолог, нейрохирург, так что полный объем операций, вплоть до трепанации черепа при необходимости провести можно. Европа, да и только…

– По нацпроекту в виде оборудования и всевозможных доплат в 2006 году мы получили более тринадцати миллионов рублей, – говорит главврач Алексеевской ЦРБ Ильдар Фахрутдинов. – В 2007-м уже на начало ноября практически такую же сумму получили, к концу года итог составил около семнадцати миллионов рублей. Плюс рентгеновский аппарат новейшего образца на три рабочих места и "Газель" для службы скорой помощи. По республиканским программам (госзаказ) имеем около двадцати девяти миллионов рублей плюс субвенции местного бюджета на тридцать четыре миллиона. Вот такие нынче вложения в районное здравоохранение! На мой взгляд, если внимание к нему не ослабнет, то мы вполне можем рассчитывать на серьезный статус и даже составить конкуренцию столичным больницам. Во всяком случае, уже сегодня к нам едут роженицы не только из соседних районов, но даже из Казани.

У нас, продолжает Фахрутдинов, очень неплохая травматологическая служба, даже нейрохирург есть – кандидат наук. Такими кадрами, согласитесь, не каждая ЦРБ может похвастаться. Совсем не лишний, кстати, специалист. Дело в том, что после ввода в эксплуатацию мостового перехода через Каму интенсивность движения на нашем участке трассы многократно возросла. За год, по статистике, в больницу не менее двадцати больных с черепно-мозговыми травмами привозят с трассы, и число их увеличивается. Пока у нас не было нейрохирурга, от тяжелых травм умирало человек по восемнадцать в год. Сегодня, когда наши специалисты круглосуточно дежурят по "скорой", потери снизились весьма существенно.

На мой взгляд, приоритетный национальный проект "Здоровье" реализуется весьма успешно даже в сравнении с остальными тремя. Прекрасно, что появился человек, лично курирующий нацпроекты. Известно ведь, что наиболее успешно развиваются те направления, где есть конкретный ответственный. Сейчас все идет предельно четко – поступают новое оборудование, автотранспорт. Конечно, необходимо отдать должное нашей республике – татарстанское здравоохранение всегда было выше, чем в соседних регионах. И республиканские программы реализовывались, и местные органы власти всегда внимательно относились к здравоохранению. Однако в рамках нацпроекта удалось в течение двух лет кардинально дооснастить и переоснастить именно диагностическую службу.

Ведь что нужно в первую очередь сельской больнице? Хорошая аппаратура, чтобы вовремя и качественно поставить диагноз. Потом уже можно решать: сможем лечить пациента у себя или нужно отправлять его в Казань, в специализированную клинику для дообследования. Сегодня у нас есть и аппаратура, и кадры, чтобы действительно увеличивать продолжительность жизни людей, уменьшать число инвалидов. Это и есть один из главных ожидаемых результатов нацпроекта. Простой пример – диспансеризация. Только в нашем районе выявили тридцать две женщины, которые для дообследования были направлены в республиканский онкодиспансер. У половины из них при проведении обследования и оперативного лечения гистологический анализ подтвердил диагноз "онкология" на очень ранней стадии. Через три года это была бы обширная операция, а еще через три разговор шел бы уже об угрозе их жизни.

– Судя по всему, Дмитрий Медведев остался доволен увиденным в вашей больнице…

– Я был поражен осведомленностью первого вице-премьера в вопросах организации здравоохранения. Без всякой лести могу сказать, что и Дмитрий Медведев, и Минтимер Шарипович говорили с медиками практически на профессиональном языке. Так вникнуть в тему – это здорово…

– Смогли воспользоваться случаем, чтобы какие-то свои просьбы озвучить?

– Какие могут быть просьбы, когда мы нынче и так не обижены? От Минздрава в этом году получили очень хороший наркозно-дыхательный аппарат для оказания реанимационной помощи новорожденным детям. На ремонт и реконструкцию билярской больницы двадцать один миллион рублей из бюджета республики выделили.

– В общем, как в фильме "Золушка" – "разговаривал с королем, и ничего у него не выпросил"…

– Конечно, нет предела совершенству, но и меру знать нужно. Понятно же, что новейший томограф – это непозволительная роскошь для села, возможно, даже ненужная, ведь потребность в таком обследовании возникает не так часто. А вот укомплектовать более современным оборудованием травматологическую службу не мешало бы. Особенно если учесть, что мы расположены на федеральной трассе, и после открытия моста через Каму нагрузка существенно возросла. Тут ведь в чем вопрос? Хотя и принято решение о создании специальных центров в Чистополе, Буинске, но работы хватит и нам, ведь правило "золотого часа" в медицине, когда оказание помощи нужно начать как можно быстрее, никто не отменял.

Центры-то еще не работают, а нам финансирование уже урезают. У нас прекрасные специалисты, неплохая база – зачем же ее рушить в одночасье? Вот когда центры заработают в полную силу – можно подумать о реорганизации больниц. Но не ставьте телегу впереди лошади, как это часто у нас бывает. И даже тогда будет очень жаль, если ЦРБ в итоге реформирования превратятся в подобие участковой больницы. Все-таки максимум возможных медицинских услуг, кроме разве что высокотехнологичных, сельчанин должен получать в своей больнице. Поездки в другой город связаны с тратами на транспорт, да и времени требуют. Поедут только в крайнем случае, а зачем до него доводить? И кроме врачей общей практики в любой ЦРБ должны быть узкие специалисты – без них достоверной диагностики не получится.

Если нам завтра не оставят госзаказ на оказание неотложной травматологической помощи, то наши специалисты уедут отсюда. Потому что не согласится высококвалифицированный специалист работать как травматолог на приеме. И хотя у него здесь семья, жилье, зачем ему квалификацию терять? А кадровый вопрос на селе очень сложен и сегодня. Чтобы его решить, сначала придется разобраться с жилищным. Вот у нас сегодня девяносто девять процентов врачей жильем обеспечены, спасибо администрации. И потерять вот так наработанное годами…

Да и количество коек в стационаре нельзя сокращать до бесконечности. Думаю, сейчас мы достигли оптимального числа. Пока уровень пенсий и зарплат не поднимется на серьезный уровень, сельчане всегда будут стремиться лечь в стационар – так удобнее и дешевле. Чтобы качественно пролечиться амбулаторно, у них пока просто денег не хватает.

Сельская служба "скорой помощи" – еще один камень преткновения. Вот сейчас хотят оплату медицинских услуг "скорой" проводить по системе ОМС. То есть оплата половины вызовов пойдет по смете, как скорая помощь, а половина – по счетам-реестрам, как неотложка. Что получится – большой вопрос. Выходит, бригада выезжает и на вызове оформляет все через паспорт, страховой полис. А у нас, например, восемьдесят процентов пациентов по неотложке полисов не имеют. Вы многих знаете, кто в автомобиле, например, с собой этот документ возит? Так что же теперь – оставить пострадавшего умирать на дороге? И получится так: помощь пострадавшему окажут, медикаменты на него потратят, а фонд денег за него не даст, пациент-то "бесполисный". Зарплату врачей "скорой", инфекционных больниц и роддомов, где количество пациентов спрогнозировать практически невозможно, нужно оставить по смете, а вот расходы – по факту. Товарные отношения в здравоохранении – почти нонсенс.

А из оборудования, которое не мешало бы еще получить? Службу врачей общей практики нужно оснастить и переносными аппаратами ЭКГ, и переносными же анализаторами мочи и крови. Имея такое оборудование, врач сможет на месте быстро поставить диагноз, опираясь не только на свои знания, но и данные анализов, определиться с методикой и быстро назначить лечение. Уже сегодня в переносной сумке врача общей практики есть аппарат для определения сахара в крови, осмотра глазного дна, измерения давления, но хотелось бы больше.

Мне кажется, для развития здравоохранения в сельских районах нужна какая-то своя, отдельная программа. Если в селе не будет школы, клуба и медпункта – оно обречено, это на опыте подтверждается.

В нашей ЦРБ проводится без малого тысяча операций в год – это один из лучших показателей среди сельских районов республики с учетом исходов оперативного лечения. Мы можем и должны оказывать эту помощь здесь. Даже при наличии великолепных дорог, а к этому сегодня есть все предпосылки, везти больного два часа до центра слишком опасно. Дополнительный фактор риска – и пробки, и опасности дороги, и ускользающее время. Поэтому рассчитывать нужно все.

Важно не потерять голову от заманчивых перспектив, ведь реорганизация здравоохранения – штука тонкая. ЦРБ сохранить нужно, и в условиях нацпроекта "Здоровье" это вполне возможно.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще