Такой вот “кентавр” получился из двух пословиц: “Пока гром не грянет, мужик не перекрестится” и “Знал бы, где упадешь, соломку бы подстелил”. Обе вспомнились на пресс-конференции в “Татмедиа”, где шла речь о реализации в Татарстане федерального закона о государственной социальной помощи. Заместитель министра здравоохранения Фарида Яркаева и начальник управления здравоохранения исполкома Казани Айрат Фаррахов рассказали журналистам о “подводных камнях” свободного для федеральных льготников выбора – получать так называемый пакет соцуслуг или небольшие деньги вместо него каждый месяц.
Им снова предстоит сделать этот выбор до 1 октября, так как финансирование на следующий год закладывается уже в этом. Принцип финансирования – подушевой, то есть сколько граждан изъявят желание получать соцпакет, столько средств и отпустят республике федералы. Понятно, что для благополучия здоровья татарстанцев в целом выгодно, чтобы как можно меньше людей захотело взять деньги взамен лекарственных средств. Работники здравоохранения выражают обеспокоенность: 62 процента льготников в этом году отказались от соцпакета. Потому что взять деньги вместо него для относительно здоровых граждан соблазн большой. Да и жалобы есть на то, что “бесплатные” лекарства в аптеках не всегда в наличии, трудно отоварить рецепты.
В отношении последнего Фарида Яркаева заявила, что в лекарственном обеспечении на будущий год произойдут изменения в лучшую сторону. В текущем году в системе дополнительного лекарственного обеспечения нарушился страховой принцип. В республике есть люди, которые получили лекарственных препаратов каждый на миллион рублей. Есть ребенок, лекарства для которого обошлись в 5,5 миллиона. Тысяча льготников была обеспечена лекарственными средствами на сумму от 100 тысяч до 500 тысяч рублей каждый. То есть 1 процент всех льготников (а это 1722 человека), получавших лекарства натурой, использовали половину всех отпущенных средств.
В следующем году этого не повторится: серьезные заболевания, требующие дорогостоящего лечения (всего 7 наименований), будут выделены в федеральную программу, финансируемую отдельно. Так что получить лекарства по бесплатным рецептам льготники в будущем году смогут в большем объеме, чем в нынешнем.
Вместе с тем не надо быть философом, чтобы утверждать: болезнь не предупреждает заранее о своем приходе, она всегда застает человека врасплох. А закон не дает возможности в течение года вернуть льготу “натурой” вместо денег, на которые не купишь лекарства даже на первоначальный курс лечения серьезного заболевания. Например, при онкологии молочной железы требуется 100 тысяч рублей в год на лечение, желудочно-кишечного тракта – 800 тысяч, при болезни Гаше – 17, 5 миллиона рублей в год…
Так, Айрат Фаррахов рассказал о пожилой супружеской паре, отказавшейся от пакета соцуслуг. Посреди года у жены обнаружилось сложное эндокринное заболевание, приводившее к сильнейшим болям и судорогам. Обезболивание стоило 17 тысяч рублей в месяц. Супруги обивали пороги министерства, но изменить ничего уже было нельзя – это считалось бы нецелевым использованием средств. Для них старались что-то придумать, определяли женщину в стационар, но страховые компании вскоре отказывались платить такие суммы. Тогда ее переводили в другую больницу… И таких случаев было немало: посреди года люди хотели бы переменить свое решение, но, как говорится, близок локоть, да не укусишь. Поэтому сейчас, до 1 октября, еще не поздно “подстелить соломку”: аннулировать свое заявление об отказе от соцпакета. И тогда локти кусать не придется, случись непредвиденное.
– Страна наша год от года становится все более европеизированной, заметил Айрат Фаррахов. – Мы узнали целый ряд эффективнейших препаратов, применяемых в Европе, каких не применяли раньше. Они позволяют жить и радоваться жизни несмотря на серьезные заболевания. Да вот беда – стоят дорого, бюджету средней семьи их покупку не осилить.
Программа дополнительного лечебного обеспечения, сказал он, только выстраивается. В позапрошлом году республикой под нее было получено лекарственных средств более чем на миллиард рублей. В прошлом – значительно меньше из-за отказа многих льготников от пакета соцуслуг. Если мы хотим решать задачу увеличения продолжительности жизни татарстанцев, рубить сук, на котором сидим, не следует. Ведь эта программа уже дала результат – на 5 процентов снизился уровень смертности. Пациенты с диагнозом “рассеянный склероз” получили возможность вставать с постели, обслуживать себя, некоторые даже вернулись к трудовой деятельности. А ведь раньше поднять их на ноги мы не имели возможности, сказал Айрат Фаррахов. Медики считают: это сработала программа дополнительного лечебного обеспечения.
И таких примеров немало.