Мое сердце остановилось…

Помните эти слова из песни?

Автор статьи: Светлана АРСЕНТЬЕВА

Помните эти слова из песни? Увы, подобные “вольности” допустимы только на эстраде. А в жизни все гораздо сложнее. Сердечные перебои могут стать роковыми… Сегодня смертность от болезней сердечно-сосудистой системы – на первом месте во всем мире. Аритмия (нарушение работы сердца) остается одним из самых распространенных сегодня кардиозаболеваний.

Как-то один мой хороший знакомый, электрохимик по образованию, назвал человека “разумным комплексом электрохимических реакций”. Такое определение тогда меня смутило: а как же душа, возвышенные чувства? Однако прав оказался химик, и без передачи электроимпульса от одних участков сердца к другим ни о любви, ни вообще о жизни говорить не приходится. И современная кардиология, во всяком случае, та ее часть, которая занимается профилактикой и лечением аритмий, нарушений нормального ритма сердца, базируется на применении… электричества. Точнее, электроимпульсов, вырабатываемых сердцем – биомотором.

– Без преувеличения можно сказать, что мы работаем, пожалуй, в самой сложной области кардиологии, – говорит заведующий отделением аритмологии Республиканской клинической больницы Тахир Габитов. – Аритмология как наука, точнее как практическое направление кардиологии, возникла относительно недавно, если считать от первой имплантации кардиостимулятора в пятидесятых годах прошлого века. Несмотря на значительный прогресс, достигнутый в лечении ишемической болезни сердца, на долю коронарной болезни приходится около восьмидесяти процентов от числа случаев сердечно-сосудистых заболеваний, приводящих к внезапной смерти. В последние годы нарушениями ритма сердца в нашей стране стали заниматься более интенсивно. Это связано прежде всего с новыми открытиями в понимании механизма аритмий, которые дали возможность лечить больных эффективней.

– Откуда же у человека появляется аритмия?

– Условно есть три причины ее появления. Аритмия может быть симптомом сердечной патологии – перенесенного воспаления сердца, ишемической болезни, врожденного или приобретенного порока. Основное заболевание можно устранить, например, операцией. Но изменения в миокарде уже произошли, и они необратимы. Болезнь ушла – аритмия осталась.

Аритмия может появиться при заболеваниях, не связанных с сердцем, например, при нарушениях эндокринной системы, у больных с вегетативными расстройствами. Если устранить основное заболевание, исчезнет и аритмия. Но она может быть и самостоятельным заболеванием.

Замедленное сердцебиение – это брадикардия. Нормальным считается пульс от сорока – сорока пяти ударов во время сна до ста пятидесяти при физических нагрузках, а на фоне блокады – при нарушении передачи нормального электрического импульса от одного участка сердца к другому – возникает катастрофическое снижение сердечного ритма. И при нагрузке, и в покое он может составлять всего тридцать ударов в минуту. Такое состояние угрожает жизни. А в момент возникновения полной блокады наступает смерть. В менее жутком варианте у человека возникают слабость, головокружение, тошнота, он не переносит никаких физических нагрузок, любой стресс может стать роковым.

Больных этой группы спасает только кардиостимулятор – крошечный прибор, который в случае остановки “запускает” сердце, вырабатывая электроимпульс. Меняют его раз в семь-восемь лет. С технической точки зрения эта операция не очень сложна, даже общего наркоза не требует, длится она около часа. На третий день после операции больной уже уходит домой.

Сейчас ежегодно, например, в США вживляется более ста тысяч таких приборов, а среднеевропейский показатель – около трехсот на миллион населения. В России эта цифра несоизмеримо меньше, хотя потребность в таких операциях высокая, в среднем по стране восемьдесят человек на миллион населения нуждаются в срочной установке кардиостимулятора, то есть без него завтра они могут умереть. По Татарстану таких – чуть более трехсот человек. Вот этот минимум мы и обеспечиваем.

Но есть еще пациенты в пограничном состоянии, которое ухудшается с каждым днем. Им кардиостимулятор необходим потому, что без него вести нормальный образ жизни эти пациенты не могут. Таких по республике выявляется около двухсот пятидесяти в год. Третья категория – люди, которые пока не ощущают необходимости в операции, но показания уже есть. То есть из года в год сократительные возможности сердца все хуже. Если такому пациенту вовремя не поставить стимулятор, то лет через двадцать человек станет инвалидом. Эта группа – пятьсот человек в год. Вот и считайте – как минимум тысячу кардиоимплантантов ставить нужно ежегодно только в Татарстане.

Единственный, но весьма существенный недостаток установки кардиостимуляторов – дороговизна операции. Больших денег стоят и сам стимулятор, и расходные материалы. Импортный “моторчик”, который обеспечивает работу сердца самого высокого качества, стоит от двух до семи с половиной тысяч долларов. Отечественные стоят в пределах двадцати тысяч рублей, их мы ставим бесплатно. Они, конечно, спасают человеку жизнь, но имеют очень мало функций. Импортный электрод для облации – “прижигания” очага аритмии – стоит полторы тысячи долларов, а пользуется хирург им всего один раз. Сегодня операция обходится почти в семьдесят тысяч рублей.

Но даже при условии достаточного финансирования кардиостимулятор не панацея от всех аритмий. Это лишь решение одной, пусть очень важной, задачи из ряда существующих в аритмологии. У наших пациентов чаще встречается не урежение, а учащение ритма – тахикардия. При таком нарушении ритма, когда резко снижается эффективность “мотора”, возникает угроза возникновения многочисленных осложнений и сердечно-сосудистой системы, и органов дыхания, и центральной нервной системы, и печени, и почек. Если тахикардия сочетается с нарушениями сердечного ритма (тахиаритмия), то высока вероятность развития желудочковой тахикардии или фибрилляции желудочков. Именно фибрилляция желудочков является наиболее распространенным видом остановки кровообращения – остановки сердца.

Тахикардия может начинаться и заканчиваться внезапно или носить хронический характер. Задача хирурга – найти уязвимую зону миокарда, с которой связана тахикардия, и, воздействуя на нее, нормализовать ритм.

– На чем базируется аритмология?

– На электрофизиологических исследованиях. Со временем они становятся все более сложными. В конце прошлого века появились компьютерные программы, которые обрабатывают сердечный сигнал и показывают, в какой точке миокарда происходит нарушение ритма. Хирург-аритмолог, располагая точной информацией, с помощью операции устраняет нарушение. Появилась возможность лечить больных с самой распространенной патологией – мерцательной аритмией, чего мы раньше не делали. Кстати, мерцательной она названа потому, что в момент приступа предсердие сокращается не ритмично, выдавая постоянный электроимпульс, а пульсирует множеством разобщенных точек – “дребезжит”, мерцает. Второе ее название – фибрилляция предсердия. С ним можно бороться и медикаментозно, как это происходило в течение длительного времени, и хирургическим путем. Резкий скачок в развитии аритмологии произошел с появлением возможности эндокардиальных, без вскрытия грудной клетки, операций, проводимых через бедренную вену.

Подобные операции (радиочастотная облация) исключительно эффективны. Например, при таких распространенных кардиозаболеваниях, как пароксизмальная АВ-тахикардия и синдром Вольфа – Паркинсона -Уайта, успех достигается в девяноста восьми процентах случаев. При трепетании предсердий эффективность около восьмидесяти процентов, при мерцательной аритмии – в разных клиниках колеблется от пятидесяти до восьмидесяти.

– А каков средний возраст ваших пациентов?

– Аритмии, как любви, все возрасты покорны. У молодых встречается как врожденная патология, так и приобретенная. У пожилых нарушения чаще связаны с возрастными изменениями.

– Больных с нарушением ритма становится больше?

– Их всегда было много. Кому-то назначаем лекарства, иногда больного сразу госпитализируем. В первую очередь оперируем больных, жизнь которых находится под угрозой. Остальных – в плановом порядке.

Говоря о лечении аритмий, не могу не коснуться вопроса медикаментозной терапии. Если с оперативной частью все понятно, то с антиаритмической терапией не столь очевидно. Широко используемые сегодня при лечении нарушений ритма медикаменты далеко не всегда безобидны.

Был довольно длительный период в развитии всей медицины, когда для лечения различных видов аритмий применялись препараты магния. Сегодня на смену им пришли более современные. Но стоит ли вот так, с маху, отказываться от методов, наработанных десятилетиями? Известно же, что при нехватке магния антиаритмические препараты могут ухудшить состояние больного.

Ионы магния нормализуют нормальную работу всех ферментных систем, в том числе и сердечных. Когда этот факт был признан, в Соединенных Штатах, например, высчитали, что приблизительно восемьдесят процентов жителей страны страдают от недостатка магния. После этого была принята программа добавления магния в основные продукты питания, например, в хлеб и соки. США пока единственная страна, которая на государственном уровне решает эту проблему. А ведь Америка не из тех, кто решится швырять миллиарды долларов, не обосновав идею экономически.

Большая часть больных, поступающих к нам сегодня, приходит с прямыми осложнениями после противоаритмической терапии. И мы вынуждены ставить больному кардиостимулятор, хотя в свое время без этого можно было обойтись. Широко используемые у нас препараты – тот же кардарон или бета-блокаторы – часто дают серьезные осложнения. У кого-то через несколько дней после отмены новомодных препаратов блокада проходит сама собой, а кому-то, если сердце находится в достаточно пораженном состоянии, уже нужны более кардинальные меры.

Кардарон, например, вообще вызывает необратимые изменения в сердце. Американцы тоже широко используют этот препарат, но только в тех случаях, когда возникает угроза жизни и больному уже назначена замена сердца – то есть нужно протянуть год-два, пока ему не подберут подходящий по всем параметрам донорский орган. У нас же кардарон порой назначают в совершенно безобидных случаях. К примеру, при экстрасистолии предсердий или желудочков – аритмии, которая встречается и у здорового человека. А что произойдет с этим человеком через год, два, три? В результате у этих больных развивается так называемая кардароновая кардиопатия, когда деятельность сердца начинает угасать. У кого медленно, у кого – побыстрее. Но – все равно угасать.

Сердце ведь единственный орган, который вообще не отдыхает. И чтобы эффективно работать долгие годы, миокард должен быть очень эластичным – в одно мгновение сокращаться и быть твердым, а в следующее – расслабляться и становиться мягким. Только сочетание этих двух возможностей обеспечивает биомотору возможность эффективно работать с момента рождения и до самой смерти. А при употреблении кардарона сердце теряет возможность эффективно расслабляться, “каменеет”. И, соответственно, не отдыхает. Получается, что через год-другой уставшее сердце теряет способность перекачивать кровь при больших физических нагрузках. И эта усталость необратима.

В общем, хотите быть молодыми и здоровыми – употребляйте магний. Можно в натуральном виде – не менее полкило зелени в день, можно – в виде витаминов, содержащих магний. Это и аспаркам, и панангин, и магний-В6. Вполне годится обычная магнезия. Причем не обязательно в виде уколов – одной ампулы жидкости, размешанной в стакане воды, в день вполне достаточно. Эффект один и тот же, просто магнезия намного дешевле импортных витаминных препаратов. Такая профилактика помогает отдалить и наступление атеросклероза. Мужчинам с тридцати лет ежедневное употребление магния просто необходимо, да и женщинам не помешает. Кстати, еще в древние времена магнийсодержащие продукты рекомендовали женщинам для сохранения красоты и молодости.

Тут одно условие – принимать магний нужно постоянно, изо дня в день. Дело в том, что он в организме не накапливается, в отличие от большинства микроэлементов, того же кальция, которым организм можно обеспечить, например, на полгода вперед. Особенно важно подкреплять магнием организм при физической нагрузке и летом – при потении магний из организма улетучивается быстрее других микроэлементов.

Замечено, что аритмии чаще подвержены гипертоники. Исключительно важен и фактор нервного стресса. А мы все сегодня живем в состоянии хронического, а иногда и острого стресса. Мужчины подвержены более опасным аритмиям, чем женщины. У женщин это, как правило, следствие хронического стресса, тогда как у мужчин – резкого. И потом, у женщин выше эмоциональный фон, больше возможности выплакаться, даже истерику закатить. Мужчинам мы отказываем в возможности плакать. А невыплаканные слезы заставляют плакать сердце, это давно сказано. Так что эмоциональная разрядка – один из залогов здорового сердца.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще