Кто виноват и что делать

В последнее время одна из особо острых обсуждаемых общественных проблем – дополнительное лекарственное обеспечение льготников (ДЛО).

В последнее время одна из особо острых обсуждаемых общественных проблем – дополнительное лекарственное обеспечение льготников (ДЛО). Здесь случилось известное: “хотели, как лучше, а получилось, как всегда”.


Государство, определив главную цель – здоровье населения, выделяет на это огромные средства. Так, в России на ДЛО в 2005 году было выделено 52 млрд.руб., в 2006 году – 44 млрд.руб. На 2007 год в бюджете Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) запланировано 34,9 млрд. рублей.


На мой взгляд, имеют место три причины сбоев в обеспечении льготников.


Во-первых, это чрезмерная централизация. Существующее обеспечение программы показало свою неповоротливость и неэффективность. Из-за централизации раздут и заорганизован документооборот. Невозможно организовать контроль за каждым этапом исполнения программы и ее участником. Например, в прошлом году по стране только количество выписанных рецептов составило около 140 млн. Система оказалась затратной, так как требует учета, постоянных отчетов, информации по всей вертикали власти. Она вынуждает держать в центральных районных больницах дополнительные штаты, в том числе для мониторинга за реализацией ДЛО. Врач стал подконтролен чиновнику и недоступен больному.


Продолжаются жалобы на отсутствие нужных препаратов, потому что при централизованной трехуровневой системе доставки с учетом территории России сложно своевременно обеспечить больного лекарством, которое необходимо ему уже сегодня.


Граждане, в том числе действительно нуждающиеся в государственной поддержке, постепенно отказываются от лекарств. В настоящее время количество отказников составило около 52 процентов от общего числа льготников.


Поступают обращения на несправедливое разделение граждан на “федеральных” и “региональных” льготников.


Полагаю, необходима децентрализация и создание системы, максимально приближенной к больному льготнику. Для этого необходимо передать полномочия и финансовые ресурсы субъектам РФ, тем более что банк данных льготников на местах сформирован.


Следующая причина. Произошло разделение льготников по двум основным группам заболеваний. Первая – те, кому лекарства нужны по жизненно важным показаниям, и вторая – остальные граждане, имеющие право на льготы. Полагаю, необходимо поддержать предложение перевода больных по жизненно важным заболеваниям из ФОМС на обеспечение через государственные целевые программы по каждому виду заболеваний в лечебно-профилактических учреждениях, где они находятся на учете, с выделением средств в бюджеты регионов. Суть обязательного медстрахования – через страховой принцип вовлечение работодателей и человека в соучастие по расходам на свое лечение. Сегодня же происходит обезличивание выделяемых на эти цели средств.


Третья причина – отсутствие жесткого государственного регулирования лекарственного обеспечения как особого вида деятельности.


В процессе решения государственной задачи – сохранения здоровья населения – не регулируются отношения между производителями и крупными фармацевтическими организациями. Условиями государственных контрактов даже не предусмотрен порядок расчетов между ними, поэтому задержка с оплатой за отгруженную продукцию отечественным предприятиям составляет до 270 дней. Из-за этого из национальной программы уходят российские предприятия, которые менее кредитоустойчивы, чем зарубежные. В цене отечественной продукции традиционно не заложены также расходы на рекламу.


В основе ДЛО сегодня – не интерес пациента, а коммерческие интересы посредников. Лекарственное обеспечение, особенно льготное, не должно быть сферой предпринимательства. На здоровье нельзя делать бизнес. Например, на один и тот же препарат в системе ДЛО у разных производителей зарегистрированы раз-


ные цены. Так, нитроксолин


ОАО “Татхимфармпрепараты” стоит 9,4 руб., ОАО “Биосинтез” (г.Пенза) – 10,90 руб., ремантадин ОАО “Татхимфармпрепараты” – 13 руб., ОАО “Марбиофарм” – 14,4 руб., ОАО “Биосинтез” -14 руб. и т.д. То есть здесь изначально заложены предпосылки для коррупции.


Из-за агрессивной рекламы импортной продукции, в себестоимости которой до 70 процентов составляют расходы на ее продвижение, отдается предпочтение зарубежным препаратам. Европейские фармкомпании в год тратят на рекламу более 60 млрд. долларов. Поэтому стоимость льготного рецепта выросла в два раза по сравнению с 2005 годом. Идет перерасход средств бюджета. В связи с тем, что дорогостоящие лекарства приносят большую прибыль, под давлением крупных фармкомпаний отечественная программа ДЛО превратилась в “импортную”, около 90 процентов лекарственных средств поставляют зарубежные производители. Кроме этого, они всеми средствами пытаются влиять на льготные списки, включая часть своих инновационных препаратов в данный перечень, который составил уже около двух тысяч наименований. Тем самым отечественные лекарства вытесняются из госпрограммы. Основное достоинство бывших советских лекарств – доступность по цене и надежность по качеству – обернулось главным недостатком для производителя. Вся коммерческая цепочка – от дистрибьюторов до аптеки – не заинтересована в реализации наших препаратов. Интересы больного не учитываются. В связи с засильем импорта увеличивается опасность поставки фальсификатов, так как препараты обычно проверяются только по внешнему виду. Содержание лекарств и условия производства зарубежной продукции невозможно проверить. По данным МВД России, ежегодные объемы продаж поддельных лекарств в стране составляют около 30 млн. долларов. По данным ВОЗ, от них на планете в год умирают около миллиона человек.


Кроме этого, к сожалению, есть факты, когда на наших гражданах, в том числе на детях, проводят клинические испытания новых дорогих импортных препаратов (“Комсомольская правда” от 01.03.2007 г.).


С учетом вышеизложенного необходимо, полагаю, ускорить передачу полномочий и финансовых ресурсов субъектам РФ, что увеличит возможности и повысит ответственность региональной власти за здоровье населения, уменьшит количество посредников, сократив цепочку от власти к больному льготнику. Обеспечение лекарствами пациентов с опасными для жизни заболеваниями необходимо осуществлять через лечебно-профилактические учреждения, где они находятся на учете.


Здоровье граждан – основа благополучия и национальной безопасности страны, поэтому власть обязана установить


жесткий государственный контроль за лекарственным обеспечением.


Фарит МУСИН, депутат
Государственного Совета РТ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще