Парадокс, но казанцы – жители столицы Татарстана – частенько не могут получить направление на госпитализацию в клиники республиканского статуса. Как правило, врач поликлиники предлагает лечение в городской больнице, где (чего уж греха таить!) и оборудование похуже, и условия лечения оставляют желать много лучшего. Понятно, что у казанцев возникает вполне обоснованное чувство обиды: “выходит, мы уже и не жители республики?” Вроде бы право на свободный выбор лечебного учреждения предписывается законом и подкреплено страховым медицинским полисом…
Так есть ли у жителя столицы республики такое право – выбрать больницу по своему вкусу? На госпитализацию в какое медучреждение может претендовать казанец?
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день…
Какими документами регламентируется пресловутое право выбора? Начнем с полиса медицинского страхования, который должен быть у каждого из нас. Вот пункт “Права и обязанности застрахованных граждан”. Увы, ни о каком свободном волеизъявлении здесь ни слова. А в Законе РФ от 28 июня 1991 года “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации” в статье 6 черным по белому: “Право на выбор медицинского учреждения и врача определено в соответствии с программой и правилами обязательного медицинского страхования и условиями договора”. Однако и тут не все так просто. На самом деле это касается лишь выбора пациентом медучреждения амбулаторно-клинической помощи и врача первичной медико-санитарной помощи – участкового терапевта, врача общей практики. То есть согласно приказу № 907 по Минздраву РТ от 1997 года мы вправе выбрать только поликлинику (но, заметьте, лишь на территории района проживания) и в этой поликлинике – участкового врача. Вроде бы все логично – во-первых, поликлиника может быть “под завязку” перегружена (на одного врача не может приходиться более 1700 пациентов), во-вторых, разве удобно пациенту ехать каждый раз, к примеру, из Дербышек в Кировский район на консультацию к врачу? В пользу логики составлявших приказ свидетельствует и практика: более 95 процентов горожан, получивших право выбора медучреждения в 1997 году, остались “приписанными” к прежним поликлиникам, только три из каждых ста пожелали сменить врача и два из сотни – поликлинику.
Кстати, для несведущих: если есть все же желание поменять “личного эскулапа”, то сделать это можно и сейчас. Только не чаще одного раза в год.
Но вот про выбор стационара в законе ничего…
Кто последний?
Припомните свой последний визит в родную поликлинику, когда у вас чего-то в боку закололо. Куда вы обращались? Правильно, в регистратуру. Вы красноречиво поохали возле окошечка, потыкали пальцем в больной бок, и девушка в белом халате выдала вам талончик к невропатологу. А могла бы – к гастроэнтерологу или к другому специалисту. Абсурд, но роль направляющего к тому или иному специалисту медика играет именно работник регистратуры, который даже не обязан иметь медицинского образования. В регистратуру же звонят и те, кто хочет вызвать врача на дом. Но, позвольте, дело регистраторши – выдавать карточки, подклеивать в них всякие бумажки с анализами, но уж никак не распределять поток пациентов, “ставя диагноз” по его жалобе. А ведь вопрос “сортировки” больных – один из самых важных, это вам любой специалист скажет…
Второй вопрос – очередность. На талоне, правдами-неправдами добытом в регистратуре, всегда указано время приема. А сколько раз вы попали к специалисту именно в то время, которое указано в талоне? Могу поспорить, что если такое и было, то лишь по счастливой случайности. Как правило, получив талон, больной устремляется к кабинету и занимает очередь. В результате в начале приема все больные концентрируются у кабинета и подгоняют друг друга, чтобы не сидеть в очереди слишком долго, а в конце рабочего дня глянь – у кабинета-то никого и нет. В восемь утра поликлиника гудит, как улей, а к вечеру – пусто. За все городские медучреждения не поручусь, а вот в сельских и к обеду все больные разъезжаются.
По идее же каждое обращение больного должно начинаться со своего врача – участкового терапевта, врача общей практики. Именно он обязан направлять пациента к специалисту. Сегодня во многих поликлиниках – районных, например, в Авиастроительном районе Казани – оставили регистратуру лишь для обращений по платным услугам. А все амбулаторные карты пациентов передали в кабинеты врачей. Создали кабинеты медицинской сестры и врача общей практики, сделали каждому врачу визитки, раздали их прикрепленному населению. Пациент теперь может позвонить, договориться о времени приема с врачом или медсестрой. Вызов на дом теперь тоже поступает непосредственно врачу. Тот поднимает амбулаторную карту и смотрит, есть ли необходимость в посещении больного на дому, какую помощь ему можно оказать в таком случае, возможно, он сам может прийти на прием. Тут ведь наверняка необходимо сделать какие-то анализы, обследования.
Врач определяет дальнейший маршрут пациента по специалистам, решает, куда направить больного на госпитализацию, договаривается о ней. Таким образом, он становится доверенным лицом пациента и несет солидарную ответственность с гражданином за его здоровье.
К сожалению, в общей массе уровень амбулаторно-поликлинической помощи нынче оставляет желать лучшего. И основная масса наших больных устремляется в стационары, считая, что только здесь работают настоящие профессионалы. И они во многом правы. Но получается – из огня да в полымя…
Сельчан и горожан – в равные условия
Попробуйте убедить врача, что в случае необходимой стационарной помощи вы могли бы получать ее в РКБ. Я имею в виду допустимые законом методы. Про “барашка в бумажке” и выходы на высокое начальство речь не идет. С одной стороны, вроде все правильно: каждое медучреждение имеет свою специфику и специализацию, и если больному показан определенный вид лечения, если такие специалисты и такое оборудование есть в городской клинике, то так ли необходимо госпитализировать его в РКБ? Но стоит посмотреть на обшарпанные коридоры, кабинеты и палаты большинства городских больниц, допотопное оборудование, как понимаешь, почему казанцы правдами и неправдами стремятся попасть в РКБ.
– В предыдущие годы, особенно в последнее десятилетие прошлого века, в Казани мало внимания уделялось здравоохранению, поэтому во многом – к примеру, по сервису пребывания – уровень не только РКБ, но и центральных районных больниц куда выше столичных, – соглашается заместитель министра здравоохранения РТ Анас Гильманов. – У нас сегодня в половине районов республики больницы европейского уровня. В Казани таковых практически нет. Причины? Видимо, по стечению обстоятельств у градоначальников были другие проблемы, не связанные со здравоохранением.
Ситуацию нужно выправлять. Построить в Казани в одночасье три-четыре прекрасные больницы с современным оборудованием, согласитесь, невозможно. Но и оставлять казанцев в тех условиях, в которых они находятся, тоже нельзя. Мы предлагаем такой выход. Сегодня развитие столичного здравоохранения рассматривается вкупе с развитием республиканского. Исходя из ситуации, решено пересмотреть структуру больничных учреждений Казани, чтобы республиканские учреждения отныне принимали и горожан, и жителей районов на равных основаниях. Но для начала все медучреждения нужно сделать специализированными…
В принципе, специализированные республиканские клиники, расположенные в Казани, и так принимают жителей города. Уже сегодня, допустим, институт травматологии и ортопедии на улице Горького процентов на восемьдесят работает на город. И это понятно – с травмой везти сюда больного, к примеру, из Мамадыша, было бы, по меньшей мере, неосмотрительно.
Республиканская офтальмологическая клиника также процентов на девяносто работает на город. Кстати, в октябре этого года ожидается введение в строй ее нового корпуса, так что возможности больницы еще расширятся, здесь будут концентрироваться все офтальмологические койки республики.
Эффективно решать эту проблему должен и крупнейший Межрегиональный клинико-диагностический центр. По объему коек стационара он не слишком велик – здесь около четырехсот мест, это уровень городской больницы № 18. Но центр – клиника европейского уровня с высочайшими медицинскими технологиями, содержание которого будет обходиться в сумму более миллиарда рублей в год. Для сравнения: бюджет обычной больницы с таким коечным фондом – около ста двадцати миллионов рублей в год. При полной загрузке учреждения, по подсчетам специалистов, его содержание вместе с услугами и медицинской помощью, обслуживанием оборудования обойдется республике в сумму от двух до двух с половиной миллиардов рублей. Деньги, конечно, огромные, но ведь и значимость центра для татарстанцев переоценить сложно.
Изменившаяся структура патологий требует иного подхода, только таблетками здоровье во многих случаях, как прежде, уже не поправишь, без хирургического вмешательства не обойтись. Простой пример. Сердечно-сосудистые заболевания – те же инфаркты и инсульты – сегодня стремительно молодеют. И как с ними борются? Как правило, сначала длительное консервативное лечение, потом – санаторно-курортное. А в итоге – все равно инвалидность. Но ведь современные технологии, при условии что операция будет сделана в течение шести часов после сердечного приступа (хирурги именуют это время периодом терапевтического окна), дают пациенту все шансы остаться практически здоровым человеком. Операции – инвазивные, то есть без открытого доступа. Например, через бедренную артерию, когда участок сосуда меняется на протез (такие делаются и на сердце, и на сосудах головного мозга), и открытым способом, как при аорто-коронарном шунтировании. И они вполне по силам нашим хирургам.
И когда клинико-диагностический центр начнет работать – в том числе и в режиме скорой помощи, целесообразно ли будет везти пациента с подозрением на инсульт в обычную городскую “отлежку”?
По всей видимости, одна из столичных больниц – шестая городская – по согласованию с мэрией Казани получит статус больницы скорой помощи. Только за этот год в ней предполагается провести капитальный ремонт на пятьдесят миллионов рублей, а к концу года больница заработает в полную силу в новом качестве. Здесь будут оказывать и терапевтическую, и хирургическую, и неотложную неврологическую, урологическую, гинекологическую помощь, проводить гемодиализ.
Часть коек для больных, поступающих по экстренной помощи, предполагается размещать в других потенциально готовых для этого больницах – в той же восемнадцатой, которая получит еще и другие виды коечного фонда дополнительно к существующим. То есть она будет работать не только на плановую госпитализацию, но и в режиме “скорой”. Здесь предполагается открыть отделение неотложной гинекологии.
Республиканские медучреждения – РКБ-2 и РКБ-3 расширяют свое участие в плане оказания экстренной помощи, учащается дежурство РКБ по неотложным состояниям для жителей Казани.
Можно уже говорить о том, что республиканский Минздрав совместно со столичными властями готов провести реорганизацию городского здравоохранения, и цель благороднее некуда – изменения ориентированы на то, чтобы люди получали медицинскую помощь высокого уровня.
Из бюджета выделены существенные суммы для глубокой модернизации медицинских республиканских учреждений – это и ДРКБ, где сегодня практически полностью обслуживается все детское население столицы, и РКБ, где создается новый современный операционный блок, затем – Онкологический центр, Институт травматологии и ортопедии. По всей видимости, скоро последний получит новое помещение – неподалеку от РКБ.
Часть казанских больниц будет закрыта – в городе хватает маломощных больниц с коечным фондом около сотни, где оказывают так называемую монопомощь. То есть если больной поступает с несколькими патологиями (а у кого из нас сегодня только одна “болячка”?), то необходимо вызывать специалиста из другой больницы, а то и через недельку-другую переводить в другой стационар – долечивать. Понятно, что и больному при этом неудобно, и время драгоценное тратится.
И необходимо все же менять отношение людей к стационарам. В прошлом году в республике получили стационарное лечение около 900 тысяч татарстанцев – без малого тридцать процентов жителей республики. Не многовато ли? А ведь при условии нормального оборудования поликлиник значительную часть пациентов можно было бы лечить в амбулатории с не меньшим успехом.
– Сегодня мы вынуждены создавать новое здравоохранение, – говорит Анас Гильманов. – И базовым элементом его должна стать общеврачебная практика. И есть еще новшество, к которому предстоит привыкнуть и пациентам, и врачам. Это так называемые стандартизованные технологии. Дело в том, что сегодня нет понятного для больных стандарта, по которому ведется лечение. Если сказать проще, то должен существовать план – что и в какой последовательности делается для лечения того или иного заболевания. Задача нового здравоохранения – четко ориентировать пациента на результат, на который можно рассчитывать. Конечно, это говорится куда быстрее, чем делается: не привыкли мы подходить к здоровью так “технологически”. Но доказательной медицины без стандартов не бывает…
А что касается чаяний казанцев получать достойное лечение в стационарах республиканского уровня, то, похоже, в ближайшем будущем им предстоит сбыться. Насколько быстрой и безболезненной для пациентов станет медицинская “перестройка”, покажет время. Главное – она началась.