Недетские болезни наших детей

Если у вашего ребенка регулярно болит живот, не спешите списывать это на привычный гастрит, которым, как считается в народе, страдают почти все школьники.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

information_items_1347367640

Если у вашего ребенка регулярно болит живот, не спешите списывать это на привычный гастрит, которым, как считается в народе, страдают почти все школьники. И не удивляйтесь, если врач заподозрит у подростка язву. Этот диагноз, который многие расценивают исключительно как “взрослый”, сегодня ставят даже детям четырех-пяти лет. О “желудочных” проблемах наших детей мы говорили с главным внештатным специалистом по детской гастроэнтерологии г.Казани, руководителем городского детского гастроэнтерологического центра на базе детской больницы №2 Ринатом Нарыковым.


– Ринат Хамитович, неужели и впрямь язва становится детским заболеванием?


– Сегодня заболевания желудочно-кишечного тракта у детей занимают второе место после болезней органов дыхания (ОРЗ, бронхиты, пневмонии). В течение прошлого года в детских медицинских учреждениях Казани более чем шести тысячам детей и подростков был первично поставлен тот или иной гастроэнтерологический диагноз. У значительной части всех больных выявлены язвы. И каждый год их доля в общем числе диагнозов увеличивается. В этом году язвенников стало больше на 15 процентов, а в прошлом вообще на 35. Да вот хотя бы сегодня – я обследовал на ФГДС восемнадцать детей и подростков, и у одиннадцати из них была выявлена язва.


– Откуда же она у детей?


– Наверняка все слышали, что в последние два десятилетия большое внимание уделяется инфекционному фактору как причине развития гастритов и язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Мы у себя в больнице с 1991 года занимаемся проблемой язвенной болезни именно с учетом хеликобактериоза. И если у взрослых в числе причин возникновения язвы играют роль дополнительные факторы: кто-то долго принимает гормоны, кто-то употребляет противовоспалительные вещества, – то у детей именно хеликобактериоз выходит на первые позиции.


– И откуда он берется?


– Чаще всего дети инфицируются от собственных родителей в раннем возрасте. Да, как правило, мы сами “дарим” своим детишкам эту инфекцию, не подозревая того. Даже в санбюллетенях ее иногда называют “болезнью поцелуев”. Поэтому, когда лечишь ребенка, надо обязательно обследовать ближайших родственников и пролечить также.


Кстати, очень много зависит от санитарно-гигиенической культуры родителей. Ведь когда, например, грибковую инфекцию лечишь – обязательно регулярно меняешь чистое белье, чтобы других не заразить… Если начинается эпидемия ОРЗ, в больнице все ходят в масках – это нормально. Дома у нас такого нет. Конечно, не надо зацикливаться на стерильности. Но нельзя забывать и о возможности повторного инфицирования. Поэтому не надо пить воду из одной чашки, пользоваться одной ложкой, яблоки вместе раскусывать… В ротовой полости эти бактерии очень хорошо живут.


Мало того, если гастрит или язва выявлена в детском возрасте, надо пациента взять под наблюдение, регулярно проводить лечение, потому что итогом развития хеликобактериоза являются атрофические изменения слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта, которые впоследствии, уже у взрослого человека, могут привести к онкологическим заболеваниям.


Хеликобактер пилори (так правильно называется этот инфекционный агент) является облигатным (то есть явно определенным) онкогеном. Поэтому если вовремя выявлять и не допускать дальнейшего развития гастрита или язвенной болезни у детей, то можно влиять на общую картину онкологической заболеваемости желудочно-кишечного тракта. Только надо заниматься этим достаточно долго, чтобы получить ощутимые результаты. Может быть, имеет смысл даже включить эту работу в одну из национальных программ здоровья в России. Или на уровне одной республики, что было бы, наверное, более реально.


– А в народе издавна считалось, что, если проблемы с желудком, виновато плохое и нерегулярное питание…


– Да, раньше говорили “в студенчестве заработал гастрит”. Так вот, нарушение диеты играет роль, но лишь в определенной степени, как и другие причины. Чаще всего боли в животе при нарушении диеты являются определенного рода сигналом и проявляются в период обострения уже сформировавшегося хронического заболевания желудка. Большое влияние на формирование желудочно-кишечной патологии оказывают хронические стрессы. А что это такое? Это и умственные, и эмоциональные перегрузки. Если подойти абстрактно, это могут быть и холод, и жара, и экзамены. У нас в “детстве”, например, основной поток больных начинает идти к концу сентября – в октябре, лавинообразно увеличиваясь. У школьников стресс – начинается учеба. А стресс может приводить к угнетению иммунитета. Хронические болезни переходят в состояние обострения. Бактерии при угнетенном иммунитете хорошо живется. И плохое питание тоже вносит свой вклад, это тоже часть стресса.


– Но все-таки столь популярный фастфуд – он вреден?


– Фастфуд – в принципе вредная еда, потому что она не сбалансирована. А ребенку нужно давать нормальную сбалансированную пищу, поскольку родители напрямую отвечают за его здоровье. Без острого, без копченого, без консервированного, без сильно соленого. Питьевой режим должен быть достаточный. Вообще, маленькие дети могут научить взрослого питаться. Обратите внимание, что выбирает со стола ребенок 5-6 лет. Он не будет есть салат с майонезом. Он выберет картофельное пюре, котлету, не будет добавлять туда горчицу, хрен, не будет зажаривать что-нибудь хорошенько, чтобы корочка была коричневая, хрустящая, с сажей… Дети даже чай и кофе избегают, предпочитают обычную воду.


– Диагноз “язва” означает постоянное следование определенной диете?


– Раньше в народе считалось, что больной язвенной болезнью – это практически инвалид на всю жизнь. “Он у меня язвенник” – звучало как приговор. Сейчас мы этого не говорим, потому что мы язву лечим и вылечиваем. В период обострения – да, нужно обязательно соблюдать диету. Это физически и химически щадящая пища. Физически – негорячая, нехолодная, гомогенная (однородная). Химически – без острых приправ, нежареная, несоленая, не очень сладкая, некислая. В этот период нарушение диеты приводит к сильным болевым проявлениям. А потом диету можно расширять, по мере улучшения состояния больного.


– То есть язва – это все-таки нефатально?


– Когда мы ставим на учет больного ребенка, то обязательно даем ему рекомендации на полгода. С расчетом на то, что через полгода он должен снова появиться у врача. Конечно, этих рекомендаций нужно обязательно придерживаться. Если заболевание протекает без обострений, мы рекомендуем расширение диеты. Если возникает обострение, опять меняем тактику лечения и рекомендации по диетическому питанию.


В 1993 году на базе нашей больницы открылся городской гастроэнтерологический центр. За эти годы у нас улучшилась диагностика, мы лечим согласно стандартам, как это принято в мировой практике. В итоге с 1998 года количество детей с рецидивами язвенной болезни по Приволжскому и части Советского районов города стало стабилизироваться. Наметились определенные тенденции к уменьшению количества активных форм язвы. В педиатрии мы всегда следуем принципу – если поставлен диагноз “язвенная болезнь”, больной должен находиться на учете, даже если давно не было обострений, до передачи его во взрослую сеть. Другое дело, что потом, во взрослой сети, начинаются миграции населения, сложности с обследованием, и наши больные где-то растворяются.


– Многие родители не ведут ребенка обследоваться, потому что боятся, что ФГДС – это травмирующая процедура…


– Поскольку мы имеем дело с детьми, нам надо суметь провести обследование так аккуратно, чтобы он не успел испугаться и сообразить, что с ним происходит. Мы уже привыкли работать с этим контингентом, делаем все быстро и безболезненно. Обследование совершенно нетравматично ни в физиологическом, ни в психологическом аспектах.


– На что родителям надо обращать внимание, когда стоит забеспокоиться и прийти в больницу на обследование?


– Если ребенок в течение года, месяца, недели жалуется на периодические боли в животе, неправильно будет со стороны родителей дожидаться каникул, отпуска, чтобы заняться здоровьем ребенка. Лечить надо в период обострения, и, если ребенок жалуется на живот, невзирая на то, что завтра у него контрольная, послезавтра – какие-то определяющие тесты для поступления в институт, надо прийти к врачу, быстро поставить диагноз и вовремя начать лечить. Иногда приходят, говорят – да, мол, болело сильно полгода назад… Мы начинаем обследовать, а у детей некоторые формы язв заживляются без образования рубцов, которые определяются впоследствии при эндоскопическом исследовании, а с эпителизацией, покраснением на месте неглубокой язвы. Врач ставит гастрит вне обострения, ребенку назначается какое-то минимальное лечение, он уходит домой, а впоследствии у него опять начинает болеть. А его надо круглогодично лечить от язвенной болезни, так как это – рецидивирующее заболевание. И нередко бывают случаи, когда больной обращается поздно, к этому времени происходят глубокие рубцовые изменения с выраженной деформацией, вплоть до того, что нарушается проходимость желудочно-кишечного тракта. А это уже не терапевтическая, это хирургическая проблема, которой можно было избежать.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще