Очереди в поликлиниках… Издерганные и уставшие врачи. Больные на кушетках в коридорах больниц… Это реальные картины дня жизни отечественной медицины.
Как изменить ситуацию – повысить качество медицинского обслуживания, привлечь инвестиции в сферу здравоохранения, улучшить техническое обеспечение медучреждений? Эти и многие другие вопросы должна решить реализация республиканской программы по здравоохранению, которая является частью программы социально-экономического развития Татарстана на 2005-2010 годы. Именно она, учитывая всю важность для населения “медицинской” проблемы, обсуждалась на недавних парламентских слушаниях в Госсовете РТ.
Как отметила выступившая на слушаниях заместитель Председателя Госсовета РТ Римма Ратникова, в связи с проведением муниципальной реформы в нашей жизни появятся новые понятия, в том числе такое, как “муниципальная медицина”. Готовы ли мы к этому? И насколько правильно делить медицину на государственную и муниципальную? На эти вопросы еще предстоит ответить.
Вообще, разделение системы здравоохранения на разные уровни вызывает массу вопросов. Достаточно ли будет средств на местах для сохранения существующей сети медучреждений? С другой стороны, не появится ли у органов местного самоуправления соблазн создать свои замкнутые системы здравоохранения в противовес региональным?
Что касается республиканского проекта программы по здравоохранению, то заместитель директора Национального научно-исследовательского института общественного здоровья Российской академии медицинских наук (организация, которая выступила экспертом татарстанского проекта программы) Евгений Тишук отметил, что документ заслуживает самой высокой оценки. В свою очередь заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по охране здоровья, доктор медицинских наук, профессор Михаил Рокицкий подчеркнул, что если сопоставить татарстанскую и федеральную программы по здравоохранению, то наша выгодно отличается. В частности, он отметил, что в России все еще существует опасность внедрения системы врачей общей практики и резкого сокращения центров новых технологий, чего не скажешь о Татарстане. По его мнению, затеянное реформирование на федеральном уровне ставит перед собой единственную цель – в условиях нищенского финансирования отрасли изыскать пути, чтобы снять с государства ответственность за здравоохранение.
Хотя республиканский документ был высоко оценен московскими специалистами, тем не менее от татарстанских медиков, ученых и депутатов поступило немало замечаний и предложений.
Начиная с 2000 года в республике отмечается некоторое увеличение рождаемости – в женских консультациях просто наплыв беременных по сравнению с предыдущими годами. Однако рано бить в литавры. Простой анализ показывает, что происходит это за счет того, что в детородный возраст вступило поколение женщин, родившихся в середине 80-х годов прошлого века. Тогда рождаемость была еще относительно высокой. В дальнейшем же прогнозируется резкий спад – ведь поколение восьмидесятых годов сменится поколением девяностых, когда был отмечен самый низкий уровень рождаемости за послевоенный период. Так что нынешнее улучшение демографической ситуации весьма обманчиво. И, безусловно, такое направление в здравоохранении, как материнство и детство, должно быть приоритетным. Тем не менее этот раздел в республиканской программе стоит на последнем месте. “Вряд ли это правильно, ведь корни всех болезней берут начало именно из детства”, – подчеркнул, указывая на это, Михаил Рокицкий.
Без квалифицированных кадров не может обойтись ни одна отрасль, тем более медицина. По словам ректора Казанского государственного медицинского университета Наиля Амирова, зарплата начинающего врача, только покинувшего студенческую скамью, составляет чуть более тысячи шестисот рублей. Понятно, что такие деньги мало кого привлекают, поэтому зачастую диплом медика отправляется в ящик стола, а начинающие врачи идут в другие отрасли с более высокими зарплатами. Однако в республиканской программе кадровая проблема не нашла должного отражения.
Еще один важный момент, который отметил депутат Госсовета Тауфик Сафин. После трехчасового стояния в очереди к врачу к нему, мягко говоря, не испытываешь особых симпатий. Да и качество лечения оставляет желать лучшего. Но корень проблемы кроется не столько в плохих врачах, сколько в системе финансирования здравоохранения. При нынешней системе лечить быстро и эффективно просто невыгодно. Так называемые “койко-дни” никак не стимулируют больницы. Если больных как можно больше и лежат они на койках как можно дольше, учреждение более-менее финансируется из бюджета. Если же лечить быстро и хорошо, то больницу в скором времени придется закрывать. Вот и приходится медикам балансировать между этими “ножницами” – и пациентов лечить надо, и деньги у учреждения на это самое лечение должны быть.
Выход же достаточно прост – изменить схему финансирования и осуществлять ее не по “койко-дням”, а по пролеченным больным. Это мнение высказывали практически все выступающие. Тем более, что в этом отношении есть положительный опыт. В частности, в Детской республиканской клинической больнице применялась подобная схема финансирования, и результаты оказались превосходными.
Вообще, вопрос финансирования оказался самым обсуждаемым. Как ни крути, модернизация здравоохранения без денег невозможна. На парламентских слушаниях были озвучены следующие цифры. Затраты российского государства в этой отрасли на душу населения в 40 раз ниже, чем в Америке; в 20-30 раз ниже, чем в Западной Европе; в 6,5 раза ниже, чем в Чехии; в 3,5 раза ниже, чем в Польше и в 2 раза ниже, чем в Турции. При таком раскладе нет ничего удивительного в том, что бесплатная медицина – это миф. И практически большая часть затрат на здравоохранение осуществляется за счет кармана пациента. Действительно, как накормить больного полноценным трехразовым питанием на 28 рублей в день? Или осуществлять его бесплатное лечение на 63 рубля в день, когда только один флакон физраствора стоит полтинник? Эти вопросы задал с трибуны глава администрации Елабужского района и города Елабуги Ильшат Гафуров.
Тем не менее в республиканской программе нет ни слова ни о количестве средств, которые понадобятся для ее реализации, ни об источниках финансирования. Это, пожалуй, самый серьезный ее недостаток, который был выявлен на парламентских слушаниях. Говоря об опыте Елабужского района в сфере медицины, Ильшат Гафуров отметил, что в районной программе по здравоохранению, так же как и в республиканской, было записано, что она осуществляется за счет текущего финансирования. “Мы до сих пор ищем деньги на ее реализацию, – подчеркнул он. – Не стоит повторять эту ошибку, здесь необходима конкретность”.
Оратор предложил несколько вариантов для решения финансовой проблемы. В частности, создать специальные фонды для учреждений здравоохранения, как это происходит в сфере промышленности и жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, здоровье населения – это не только проблема Минздрава, но и министерств соцзащиты, образования и науки, по делам молодежи, спорту и туризму, которые также должны участвовать в ее решении.
На парламентских слушаниях была поднята и масса других проблем, имеющих отношение к платной и бесплатной медицине, профилактике заболеваний в школах и дошкольных учреждениях, медицинскому страхованию и так далее. Подводя их итоги, председатель Комитета по социальной политике Чингиз Махмутов отметил, что все высказанные предложения будут учтены в рекомендательном документе, проект которого был принят за основу.
В нем сказано о необходимости обращения в Госдуму РФ с предложениями о внесении изменений в основы российского законодательства об охране здоровья граждан в части конкретизации полномочий органов власти по реализации территориальных программ, изменения действующего порядка финансирования программ обязательного медицинского страхования, перевода учреждений здравоохранения, финансируемых из всех уровней бюджета, на региональный уровень финансирования.
Правительству республики рекомендовано внести на рассмотрение парламента программы по приоритетным направлениям развития здравоохранения, разработать программу государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на 2006 год одновременно с проектом бюджета на будущий год. Необходимо разработать и утвердить порядок функционирования и финансирования межрайонных центров и отделений, муниципальных медицинских учреждений, а также нормативно-правовую базу по внедрению дифференцированных отраслевых критериев оплаты труда в учреждениях здравоохранения.
Главам же администраций городов и районов и органам местного самоуправления предлагается разработать территориальные программы профилактики заболеваний населения, обеспечить устойчивое функционирование муниципальной системы здравоохранения, решение жилищных проблем медработников, а также сохранение льгот по оплате коммунальных услуг тем, кто работает в сельской местности.