Под мощным “воздействием” психотерапевтов находилась всю минувшую неделю столица Татарстана. На своеобразный слет под названием “декадник” в Казань съехались лучшие врачеватели душ со всей России. Съехались, чтобы не просто пообщаться, обменяться опытом, но и обучить кое-каким премудростям и нас, простых смертных. Тем более что народ наш нынче, как сказал, открывая эту встречу, президент Профессиональной психотерапевтической лиги России, профессор, доктор медицинских наук Виктор Макаров, весьма и весьма нуждается в душевном разговоре с профессионалами.
Да, техники вокруг нас становится все больше, она усложняется с каждым днем. Но не машинные технологии правят миром, в основе прогресса – сам человек и его способности, в том числе психологические. И Запад уже давно сделал на них ставку. Мы же только-только вошли в тот период, когда психотерапия становится неотъемлемой частью нашей жизни.
Спорит Казань и спорит Москва…
Впрочем, у психотерапии масса своих проблем. Многие из “психотерапевтов” страдают манией величия и скрывают под своей маской банальное миссионерство, манипулирование сознанием, навязывание своей воли. Взять хотя бы такой элемент в лечении алкоголизма, как кодирование, не применяемое больше нигде, только в России, да, правда, еще в Германии…
Это выдержка из доклада известного казанского психиатра, профессора Владимира Менделевича. И хотя читал он его не сам, доверив помощнице (мэтр в это время пребывал в заграничной командировке), но именно это выступление оказалось самым нестандартным и спорным на профессорской дискуссии, прошедшей в рамках декадника.
Доклад Менделевича отличался резкостью, категоричностью и заставил участников встречи поспорить. А в споре рождаются интересные выводы.
Профессор Прохоров, например, назвал психотерапию даже не отраслью медицины, а искусством. Профессор Тукаев подметил, что Россия в своем развитии бежит вдогонку за Западом, торопливо насыщаясь тем, что нам раньше было недоступно, а торопиться – значит часто ошибаться. Психотерапевты же могут помочь не совершать ошибок или хотя бы смягчить их последствия.
Профессор Хусаинова многозначительно заявила, что хорошее всегда хрупко и потому требует особой защиты в наше время всеобщей усталости и нестабильности.
Профессор Бурно назвал главной задачей современной российской психотерапии служение домашнему очагу. Например, по его мнению, в нашем обществе предпочтение отдается женщине-труженице и недостаточно почитается женщина-мать, в результате – снижение рождаемости, катастрофическое положение с демографией.
Ну а после того как высказались профессора, каждый желающий мог подойти к микрофону и “излить душу”. Кстати, это тоже один из методов психотерапии: если тебе плохо, попробуй выговориться, как бы вытолкнуть из себя мрачные мысли и плохое настроение.
Подобные психотерапевтические декадники проводятся в России уже лет двадцать. Москва, Питер, Нижний Новгород давно в “пространстве” подобных встреч, а вот Казань только-только в него вошла – здесь психотерапевты собираются лишь во второй раз.
Нынче в Казань приехал и доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник НИИ психиатрии Минздрава России Рашит Тукаев. Он москвич, но с татарскими корнями – его родители в свое время окончили Казанский медицинский институт. Вот что говорит Тукаев о декаднике и о Казани:
– Это хорошая форма работы с обществом в плане образования, формирования отношений, спроса на психотерапию, ее понимания. Потому что иначе люди, не зная, что многие их проблемы решаются через психотерапию, начинают искать утешения у колдунов, знахарей, магов. А это чревато.
Что касается Казани, то, поверьте, мне здесь есть с чем сравнивать. В вашем городе царит атмосфера интеллектуальности и интеллигентности. Если же говорить о психотерапевтической культуре, то Казань – один из немногих городов, где есть кафедра переподготовки в области психотерапии при государственной медицинской академии. Это о многом говорит. У вас мощная самостоятельная психологическая школа.
“Блестящий бал психотерапевтов”
Еще одна изюминка именно казанского декадника – бал психотерапевтов. Как ни смешно это звучит, но на такой бал (он действительно назывался “блестящим”) – с танцами, шампанским, розыгрышами и шутками – психотерапевты охотно собрались. Извините за каламбур, но бал на этом бале правила исключительно импровизация, которую так любят психотерапевты. Например, участникам было предложено не просто посмотреть спектакль Островского про Снегурочку, а самим быть в нем актерами. Вот вы, уважаемый Марк Бурно, в данной ситуации не доктор медицинских наук и не представитель Единого реестра профессиональных психотерапевтов Европы, а только Мизгирь. А вы – не доктор психологических наук Леонид Попов, а кокетливый, влюбчивый и звонкоголосый Лель… Вы – Снегурочка, вы – Купава. Играйте, господа! Как хотите, как вам это видится и слышится, куда, как говорят, кривая вывезет. Но с одним условием – чтобы было весело. И здесь в самом деле никто не скучал. Психотерапевты – люди необыкновенно раскованные, абсолютно без комплексов, все великолепно танцуют, поют, перевоплощаются. Хоть создавай театральную труппу – успех обеспечен. И вообще, они настолько интересные, творческие натуры, что с ними хочется общаться и общаться.
Вот, к примеру, Людмила Ионова – психолог детской поликлиники №1 города Нижнекамска. Очень любит рисовать, особенно пейзажи. Она не просто увлечена арт-терапией, но считает ее при работе с детьми самым результативным методом. Многое Людмила “изобрела” сама, кое-что вычитала в литературе, взяла из учебников, но очень бы хотела использовать в своей работе психолога какие-нибудь современные “изюминки” арт-терапии. Вот за этим “свежачком”, за новой информацией Ионова и приехала на декадник в Казань.
– Работаю психологом уже семь лет, – рассказала Людмила. – Считаю свою специальность не просто очень интересной, но и необходимой людям, детям. Радует, что в последнее время общество это осознало, что нас перестали сторониться. Сужу это по возросшему потоку посетителей в мой кабинет.
Поговорим о жизни при свечах
…Стою у доски объявлений в некоторой растерянности: куда пойти, какой тренинг или семинар выбрать, чтобы и читателям рассказать о нем, и самой время провести не зря? На какие только мастер-классы не приглашают психотерапевты: тут тебе и бизнес-психология, и динамическая медитация, и стратегия состоятельности, и семейные проблемы, и “построение” мечты, преобразующей жизнь, и даже психотерапия в работе с массой своего тела “Идеальный вес” (больное место всех женщин – неплохо бы попробовать)…
Все-таки, что греха таить, нам в Татарстане с психотерапевтами дело иметь приходится нечасто. А уж тем более с московскими звездами… Это рассуждение и навело на мысль – надо идти к “мэтру”. И выбираю тренинг под названием “Терапия творческим самовыражением”.
С легким скрипом открываю дверь… В помещении полумрак, на низеньком столике стоит ваза с цветами, мерцают свечи. Их трепетный свет озаряет лица сидящих вокруг людей. Я тоже опускаюсь на свободный стул. Ведущий, психотерапевт Марк Бурно, читает рассказ “Роза Парацельса” – тихо, неторопливо и так естественно, что видишь всех героев как наяву. И представляешь алую розу, чистую и свежую, с каплей росы на лепестках и, ах! упавшую в огонь, но вдруг вновь ожившую в руках мастера… Почему так случилось и роза воскресла?
Бурно задает вопросы, требующие мысли, воображения, психологического самоанализа. Люди начинают высказываться, Марк Евгеньевич слушает их предельно внимательно, он “настроен на волну”, его терпеливая открытость безмерна. Настолько, что я, решившая просто наблюдать и слушать, вдруг тоже начинаю спорить, анализировать, да еще так откровенно…
Вот это и есть уровень психотерапевта высочайшего класса – на его занятиях люди как бы резонируют с ведущим и друг с другом, у них рождается желание общения, самовыражения. Куда деваются застенчивость, чувство скованности? Идет активное обсуждение – процесс самораскрытия и самопонимания, рождения душевной радости и нового мироощущения. Как же нам в суете жизни именно этого не хватает! Психотерапевтическая мастерская Бурно учит людей жить целебно-творчески и особенно помогает людям с тягостными переживаниями своей неполноценности.
Этот исцеляющий гипноз
Наверняка у каждого из нас психотерапия прежде всего ассоциируется с гипнозом. И глаза у гипнотизирующего должны быть особые – черные, большие и пронзительные. А у ведущего семинара-тренинга “Методы современной гипнотерапии” Рашита Тукаева глаза серые, обычные и немного уставшие. Но это не помешало ему “усыпить” практически всю группу из 30 человек, “отправив ее в горы”. Усыпил он всех, кроме… меня. Тут гипноз почему-то не сработал. Я даже расстроилась: все, значит, спали и при этом понемногу лечились, а я вертела головой, подсматривала за всеми, бодрствовала и осталась “при своих интересах”. Может, у меня не все в порядке с этой самой психикой? С таким тревожным вопросом я подошла к профессору, но он утешил, что все нормально, просто разные люди по-разному реагируют на гипноз. Обычно те, у кого есть мотивация, легко ему поддаются, а те, кто окрылен лишь любопытством, превращается в зрителя в кинотеатре. Что и случилось со мной.
А вообще гипнотерапия издавна применяется в мировой научной психотерапии, сохраняя свою актуальность и сегодня. Профессор Тукаев на своем занятии продемонстрировал методику современного гипноза, основанного на принципах обратной связи, что может пригодиться и практикующим врачам, и психологам, и педагогам.
О любви все сказано?
Узнать о любви что-то новенькое можно было на тренинге “Любовь и другие человеческие отношения”. Эту “науку” преподнес кандидат психологических наук из Казани Сергей Петрушин.
Тридцать человек сидели кружком, вооружившись ручками и тетрадями, стараясь записывать каждое его слово. Сергей Владимирович едва успевал отвечать на вопросы, например, такие:
– Как бороться с любовью?
Ответ звучал тут же:
– Это удивительная способность человека, и не надо с ней бороться. Не каждому она дана, кому-то всю жизнь приходится учиться любить.
А потом начались игры, в процессе которых пришлось превратиться в художников. Рисовали, выбирая из толпы “на глазок” самых любвеобильных, искали сходство внешности и характера и под веселый смех вручали им портреты. Надо заметить, что после таких “подарков” напряжение в группе исчезло бесследно.
По просьбе ведущего тренинг вся группа легла на палас. Погас свет, зазвучала красивая мелодия. Голос Сергея Петрушина водил нас по лабиринтам душ до тех пор, пока “на поляне мы не нашли маленький домик”. Три двери было в нем, и на одной надпись – “Любовь”. Каждый мог открыть эту дверь и со стороны посмотреть сокровенные тайны своей души. Музыка стала волнующей и тревожной, и вдруг в зале заплакала женщина… То, что она увидела за таинственной дверцей, навсегда останется известно только ей – женщина не захотела делиться своей тайной, украдкой вытерев слезы. А молодую симпатичную девушку так переполнили эмоции, что она лишь размахивала руками в воздухе, пытаясь изобразить, как там, где живет любовь, было прекрасно.
Кто бы мог подумать, что всего за три часа тренинга могут стать понятными причины семейных войн, конфликты отцов и детей! Если бы все общество имело тот бесценный багаж знаний, которым владеют психотерапевты, наверняка ссор, обид, разочарований у нас было бы гораздо меньше.
Вывод после этой встречи у меня один – надо крепче дружить с психотерапевтами, способными вылечить душу, подсказать решение самой неразрешимой задачи, надо не стесняться идти за душевными советами именно к ним, как делают все в цивилизованном мире, а не к сомнительным колдуньям, знахарям и магам.
Важность психологического консультирования сегодня трудно переоценить. Оно необходимо прежде всего в кризисных ситуациях, таких как разлука, развод, потеря близких, смена образа жизни. По научным прогнозам, к 2020 году психические заболевания будут ведущими среди остальных патологий человека. Депрессии по смертности выйдут на второе место… Это говорит о том, что к развитию психологической помощи населению нужно относиться очень серьезно.
В некоторых странах так и делают. Например, США за последние годы увеличили затраты на развитие психотерапии и консультирование с 3 до 28 миллиардов долларов в год. Есть мнение, что на 1000 жителей должен быть хотя бы один психотерапевт. Таким образом, в России специалистов этой деликатной профессии необходимо 150 тысяч. У нас же пока всего 3,5 тысячи дипломированных врачей-психотерапевтов да 35 тысяч психологов. Правда, несказанно богата наша страна сегодня на народных целителей – их в России аж полмиллиона…