Уже сколько лет реформируют и оптимизируют систему здравоохранения. И все для “повышения качества обслуживания населения”. А качества по-прежнему нет. Очереди в больницах пока не уменьшаются. О чем же люди думают, ожидая приема у специалиста? О прошлом, будущем, о любви или о жизни и смерти? Об этом мы и спросили наших читателей.
Гуля Хазиева, менеджер коммерческой фирмы: В очереди к врачу я думаю о том, что в нашей стране болеть нельзя. В больницу иду не за медицинской помощью (в государственных учреждениях ее вряд ли окажут квалифицированно), а за больничным. Чаще всего медики предлагают сделать ту или иную процедуру платно, выписывают лекарства (весьма дорогие), которые рекомендуют им коммерческие аптеки, хотя существуют и более дешевые отечественные аналоги. Врачи тоже научились делать бизнес – низкая зарплата заставляет.
А вообще, мне кажется, что нашим врачам все равно, сидят люди в очереди или нет, и сколько часов сидят. Хотя формально все делается для того, чтобы очередей не было. Сначала нужно взять талон к врачу (но как-то все забывают, что в регистратуре необходимо также выстоять очередь, причем занять ее в шесть часов утра). Затем приходишь к специалисту в назначенное время и… все равно сидишь и ждешь своей очереди часами. Зачем же талоны?
Зинаида Иштерякова, домохозяйка, Набережные Челны: Не так давно, еще до сезонного всплеска в городе заболеваний гриппом и ОРЗ, чтобы попасть на прием к участковому терапевту, я простояла в очереди ровно четыре часа. Этого времени с лихвой хватило, чтобы подумать о жизни.
В чем убеждаешься, оказавшись, к примеру, в поликлинике №3? Старая система здравоохранения развалена, а новая – не создана. В длинном крыле здания на этаже работают 2-3 врачебных кабинета, остальные закрыты. Некомплект врачей в полумиллионном городе, как в захудалом совхозном поселке.
Оплата труда медиков в нашей стране и раньше вызывала недоумение: к примеру, бульдозерист получал больше хирурга. Конечно, трудно дергать целый день за рычаги тяжелой машины. Никто не согласится за “просто так” нюхать солярку с маслом. Но ведь и больничные пациенты источают отнюдь не запах роз. А по сложности устройства с человеком не сравнится даже американский трактор “Катерпиллер”, не говоря уже о нашем ДТ-75. Профессия врача – одна из самых интеллектуальных на свете и требует огромных затрат физических и моральных сил.
Идеологи социализма этого старались не замечать. И когда в очередной раз ставили перед отечественной медициной задачу выйти на мировой уровень качества, давили в основном на сознательность “передового отряда советской интеллигенции”, не забывая, впрочем, и об административных рычагах. Грозные комиссии горкомов и райкомов партии могли снять с работы не слишком усердного главврача поликлиники или стационара. Те в свою очередь “давали прикурить” своим подчиненным. Но сегодня угрожать увольнением врачу, зарплата которого едва превышает прожиточный минимум, смешно. Выгонишь, а кто придет вместо него?
То, что Минздрав РТ собирается увеличить нормативное время приема пациентов участковыми врачами, вряд ли улучшит качество медицинского обслуживания населения. Эта мера лишь приведет к увеличению очередей в поликлиниках. Можно работать и медленно, и плохо. А можно, наоборот, – быстро и хорошо. Понятно, второе по силам талантливым врачам. Кстати, программа обязательного медицинского страхования в свое время предусматривала добровольный выбор обладателями полиса поликлиники и врача. Включался механизм селективного отбора: бездари рисковали остаться без пациентов, а настоящие профессионалы обретали повышенную нагрузку и соответствующее материальное вознаграждение за труд. Увы, затем все вернулось на круги своя – к закреплению населения за лечебными учреждениями по территориальному признаку. Роль государственной больничной кассы в контроле качества оказываемых ими услуг была практически сведена к нулю.
Отсутствует орган, который стоял бы на страже интересов пациентов и в платной медицине. По этой причине, а не только из-за низкой покупательской способности населения она до сих пор не получила заметного развития. Где гарантия, что, заплатив деньги, я получу квалифицированную медицинскую помощь? И соответствует ли цена качеству услуги? Ответить на эти вопросы без посторонней помощи нельзя. Это туфли или кофточки можно купить, полагаясь на собственный вкус. На Западе, как известно, посредниками между медицинскими учреждениями и потенциальными потребителями их услуг являются страховые компании. Появятся ли они когда-нибудь у нас?
Валентина Строева, главный специалист Минземимущества РТ: Последний раз я была у стоматолога перед Новым годом. Пока сидела в очереди, чтобы как-то расслабиться, перечитала все материалы на стендах – как надо чистить зубы, какие пасты для какого возраста подходят… Кстати, открыла много полезного для себя. Потом, когда читать уже было нечего, я стала переживать: какой неутешительный “приговор” вынесут, опять сделают больно… Между прочим, это внутреннее беспокойство в нас присутствует еще с детства, когда родители водили делать прививки, – люди в белых халатах всегда подсознательно ассоциируются с болью. Хотя это неправильно, ведь именно врачи оказывают первую помощь, поправляют наше здоровье. Поэтому хочу предложить работникам поликлиник вывешивать как можно больше познавательных материалов – с одной стороны, они отвлекают, с другой – дают нам возможность стать более грамотными. Глядишь, после профессиональных советов медиков мы станем меньше болеть, а значит, и народу в очередях поубавится.
Наиля КЛЕВЛЕЕВА.