Несмотря на подогреваемое оппозиционными партиями недовольство пенсионеров и инвалидов переменами в области обеспечения лекарствами всех категорий “льготников”, такая реформа назревала давно и вызвана осознанной необходимостью. Огромные средства, выделявшиеся государством на оплату льготных лекарств в “дореформенное” время, использовались крайне неэффективно – те же “льготники” всегда жаловались на постоянное отсутствие в аптеках бесплатных препаратов задолго до “зурабовской” монетизации.
В 2005 году общее количество средств, выделяемых государством на закупку “льготных” лекарств, увеличивается по сравнению с прошлым годом более чем в 3 раза. То есть если раньше на одного человека выделялось около 35 долларов в год, то теперь эта сумма будет составлять около 130 долларов. По сути, ни одна категория населения в России никогда не получала лекарств на такую сумму. Чтобы представить себе значимость этих цифр, достаточно привести следующую статистику: в 2004 году даже в относительно богатой Москве среднее потребление лекарств (и тех, которые граждане покупали за свой счет, и тех, которые они получали по льготам, так и лекарственное обеспечение в госпитальных учреждениях) на одного человека составило около 100 долларов США. Сторонники же реформы утверждают, что после ее принятия 14 миллионов россиян будут получать лекарств почти на 130 долларов в год. То есть льготное финансирование в этой области фактически перекрывает реальные нужды льготных категорий населения. Почему же так “взволновались” оппозиционные политики и – что гораздо важнее – сами получатели льгот?
По мнению Юрия Крестинского, председателя совета директоров центра маркетинговых исследований “Фармэксперт”, главная причина “бунта на льготном корабле” – плохая информированность населения о сути происходящего. Все потребители бесплатных лекарств, которых так или иначе затронула монетизация, слышали из уст правительственных чиновников только цифру “350 рублей на человека в месяц”, что, конечно же, привело в ужас людей с “дорогими” хроническими заболеваниями типа диабета, астмы и др. Как это часто случается, энтузиасты реформ забыли сказать народу главное: лекарств хватит на всех! Причина такой уверенности сторонников реформы в ее положительном результате в новом принципе поставок – страховом. То есть, сама по себе цифра 350 рублей никак не означает, что чем бы человек ни был болен, он получит лекарств только на эту сумму. 350 рублей – это средняя страховая компенсация на одного льготника. И не более того. То есть, если сегодня кому-то нужен пакет лекарств на 2000 рублей в месяц – этот человек его непременно получит за счет тех людей, которые в этом месяце свой пакет бесплатных медикаментов не использовали или использовали не до конца. Статистические выкладки экспертов, готовивших реформу, показывают, что при страховом принципе формирования лекарственной корзины сумма в 350 рублей на человека в месяц является не просто достаточной, а даже избыточной.
Второй безусловный плюс реформы, с точки зрения ее авторов, состоит в минимизации потерь федеральных средств на пути к конечному потребителю. В отличие от прежней практики, когда “льготные” деньги просто переводились в местные бюджеты и региональные власти распоряжались ими так, как им заблагорассудится (например, закупали лекарства через свои “карманные” фирмы по завышенным ценам или просто гоняли эти средства по “нужным счетам”, в то время как в аптеках не хватало бесплатных лекарств), то теперь ситуация в корне изменилась. Государством определены всего пять основных поставщиков лекарств на федеральном уровне (уполномоченные фарморганизации, или УФО), отвечающих за своевременное и правильное распределение медикаментов по аптекам всей страны. Эти поставщики получают свои деньги от государства только тогда, когда лекарство уже оказалось в руках конечного потребителя, потому что только после этого специальная страховая компания переводит ему средства в соответствии с предъявленными аптекой погашенными рецептами. Таким образом, скорейшее поступление лекарств в руки “льготников” становится вопросом кровного интереса поставщика, чего раньше не было и в помине.
Но, тем не менее, проблемы у новой системы снабжения лекарствами есть. И очень серьезные. Кроме недостаточной информированности самих получателей государственной помощи, это, например, прямой саботаж части медперсонала, связанного “откатными” договоренностями с представителями различных фармацевтических фирм. Как и прежде, такие врачи работают по принципу: “выписал дорогое лекарство вместо положенного бесплатного – получил процент от его стоимости”. Вторая проблема – пока еще слабое промежуточное звено между уполномоченными фарморганизациями (УФО) и аптеками – так называемые “дилеры второго и третьего уровня”, отвечающие за развоз лекарств по аптекам. Обычно это региональные компании, поэтому, несмотря на жесткий отбор, проводимый УФО и Минздравсоцразвития, местным властям иногда удается “протолкнуть” на эту позицию “карманные” фирмы, срывающие графики поставок и вносящие хаос в систему отношений между всеми элементами системы. Несмотря на эти и другие недостатки новой системы снабжения лекарствами, ее создатели полны оптимизма – они утверждают, что на ликвидацию всех “шероховатостей” и окончательную “притирку” новой системы понадобится не более двух месяцев, по прошествии которых все претензии к лекарственным “монетизаторам” отпадут сами собой.
Конечно, только время позволит оценить все “за” и “против” реформы, вызвавшей столько споров и политических битв, однако уже сегодня ясно – любой следующий шаг Минздравсоцразвития навстречу интересам “льготников” уже не сможет быть шагом назад, к изжившей себя и потерявшей всякий смысл советской системе лекарственного снабжения.