Речь в этом материале пойдет о радиационной опасности. Большинство людей убеждено, что такая опасность исходит прежде всего от атомных электростанций и прочих “серьезных” промышленных объектов. Однако эти страхи преувеличены: предприятия, использующие искусственные источники излучения, имеют надежную защиту. Аварии происходят здесь редко. А вот что действительно представляет серьезную опасность, так это природная радиация, которую, случается, “дарят” нам стены и перекрытия каменных зданий, в которых мы учимся, работаем и живем, а также газ радон, непрерывно выделяющийся в отдельных местах из земли, воды, из каменных и бетонных конструкций. Если этот газ действует на человека постоянно и в больших количествах, иммунная система слабеет, начинаются необъяснимые простуды, расстройства нервной системы и более серьезные болезни. Особенно опасен радон для горожан. Он быстро накапливается в закрытых помещениях – офисах, квартирах, где мы проводим почти 90 процентов времени. Жители сел и деревень облучаются гораздо меньше – на открытой местности газ быстро рассеивается.
Радиация существовала на нашей планете всегда: до появления человека и даже до возникновения жизни. Природная, естественная радиация сопровождает нас постоянно. Однако лишь относительно недавно стало известно, что опасным для здоровья человека естественным источником радиации является радон. Расчеты, проведенные в разных странах, показали, что воздействие этого газа формирует около половины дозы, получаемой человеком от всех источников радиации.
В настоящее время именно радон, не имеющий ни запаха, ни цвета, ни вкуса и который в 7,5 раза тяжелее воздуха, привлекает наибольшее внимание во всем мире в связи с проблемой качества воздушной среды в жилище.
Радон-222 является продуктом распада радия-226 – радиоактивного вещества, распространенного повсеместно, но встречающегося в грунтах (почвах) разного состава в различных концентрациях. В связи с этим содержание радона, высвобождающегося из земной коры, значительно отличается в наружном воздухе в разных местах планеты, в отдельной стране, в регионе. Во всех развитых странах уже проведено или ведется в настоящее время картографирование территории с целью определения зон с высокими концентрациями радона. Обследуются также сотни тысяч зданий, чтобы выявить квартиры и дома, в которых содержание радона превышает допустимый уровень. В нашей стране утверждена и действует программа “Радон”. Причиной такого интереса специалистов и властей к данному газу является опасность, которую представляет для здоровья человека повышенное содержание в воздухе помещений радона и продуктов его распада.
В спектре излучения радона основной частью является альфа-излучение, состоящее из тяжелых элементарных частиц (протонов и нейтронов), которые оказывают губительное действие на клетки организма при соприкосновении с ними. Поскольку радон – это газ, самой уязвимой живой тканью оказывается легочная. При вдыхании воздуха с повышенной концентрацией радона намного увеличивается риск заболеть раком легких. Многие ученые считают радон второй по значимости (после курения) причиной рака легких у человека. Эксперты Международной комиссии по радиационной защите полагают, что наиболее опасно воздействие радона на детей и молодых людей в возрасте до 20 лет.
Основную часть дозы облучения от радона человек получает в закрытом помещении (кстати, в зимний период содержание радона в помещении, как показали измерения, значительно выше, чем летом. И это понятно, т.к. условия проветривания помещений зимой значительно хуже). В регионах с умеренным климатом, по оценкам специалистов, концентрация радона в закрытых помещениях в среднем примерно в 5-8 раз выше, чем в наружном воздухе. Чаще всего радон поступает в жилые помещения из грунта, просачиваясь через щели фундамента, хотя возможно его поступление также из материалов, применяемых при строительстве. Радон также входит в состав наружного воздуха, природного газа, используемого для бытовых целей, водопроводной воды. Относительный вклад каждого из названных источников формирования “радоновой нагрузки” в жилище может быть представлен следующим образом.
Грунт под зданием
и стройматериалы 78%
Наружный воздух 13%
Вода, используемая в доме 5%
Природный газ 4%
Неуловимость радиации человеческими органами чувств и слабая информированность населения в этом отношении порождают две крайности. С одной стороны, беспечность, результатом которой может стать жилая застройка не обследованных должным образом земельных участков с последующими печальными последствиями для здоровья жильцов. Здесь в зоне риска оказываются индивидуальные застройщики, так называемые “новые русские”, зачастую просто покупающие понравившийся им участок, не считаясь с установленными нормами и правилами. С другой стороны, люди мнительные часто воспринимают появившиеся у них симптомы болезней именно как результат воздействия радиации и вместо того, чтобы лечиться от реальных заболеваний, как правило, психического характера, донимают медиков, санитарные службы, власти беспочвенными претензиями.
О радиационных опасностях – реальных и мнимых – наш корреспондент беседует с заведующим отделом радиационной гигиены Центральной городской санэпидстанции Казани Евгением Ремизовым.
– Для начала, Евгений Васильевич, расскажите, чем занимается возглавляемый вами отдел?
– До аварии 1986 года на Чернобыльской АЭС вопросам радиационной безопасности населения уделялось крайне недостаточное внимание. Техногенные катастрофы случались и до этого, но они держались в строгом секрете. Закрытость советского общества позволяла скрывать от населения негативные последствия этих происшествий и игнорировать протесты и предостережения из-за рубежа. Широкий международный общественный резонанс, который получила чернобыльская авария, и перемены внутри СССР и России в корне изменили ситуацию. Появились Закон “О радиационной безопасности населения” и Федеральная целевая программа обеспечения радиационной безопасности. Появились службы обеспечения радиационной безопасности, в том числе и наш отдел, укомплектованные штатами квалифицированных специалистов, оснащенные необходимой контрольно-измерительной аппаратурой и наделенные необходимыми полномочиями.
Из приведенной выше таблицы следует, что существуют два естественных источника радионуклидов, которые реально могут представлять угрозу для здоровья населения. Это общестроительные материалы и почва. Вот наш отдел как раз и занимается контролем этих двух источников и проводит необходимые мероприятия по предотвращению угроз, которые они могут представлять.
– Ну вот давайте с почвы и начнем. Насколько благополучна радоновая обстановка в Казани?
– И у нас, и в службе ГО и ЧС имеется карта радоновых загрязнений. Мероприятия по дезактивации таких участков по Казани проводятся уже не первый год. С этой целью исследуется на радон почва на земельных участках, которые идут под застройку общественными или жилыми зданиями, проводится гамма-съемка территории, и уже только после этого решается вопрос о том, что можно здесь строить. Стоит или не стоит проводить на данной территории какие-либо мероприятия, направленные на снижение выделения радона из почвы. И там, где имеется повышенное содержание радона, строительство не ведется.
Данные по радиационному фону в городе Казани в конце года обобщаются, формируется радиационный паспорт города, в который включаются результаты по всем обследованным объектам. В целом радоновую обстановку по городу Казани можно считать благополучной.
– И что же, у нас совсем нет участков, представляющих опасность?
– Почему нет? Участки такие имеются, но мы их своевременно выявляем и принимаем необходимые меры. И к тому же, строго говоря, участки эти не связаны с истечением радона из почвы.
– А с чем они связаны?
– В каждом случае по-разному. Например, на одной из улиц есть такие участки. Там ведется реконструкция двух зданий, и вот в связи с тем, что мы обнаружили зараженные места, постановлением главного санитарного врача работы по реконструкции были приостановлены. Точно установить источник радиации на подобных участках сейчас не представляется возможным. Можно только предположить, что радиоактивные материалы остались там еще со времен войны, когда в Казань были эвакуированы секретные лаборатории. Продукты их деятельности тогда и могли попасть в почву. И вот эту зараженную землю спецкомбинат “Радон” сейчас вывозит на специальный полигон. Грунт собирается специалистами в защитной одежде в подготовленные емкости с соблюдением всех правил безопасности. А тот грунт, который не представляет опасности, вывозится на свалку. Значительная часть работ “Радоном” уже выполнена.
Обнаружен зараженный участок в пригороде столицы. И опять-таки точно установить источник радиационного загрязнения не представляется возможным. Вы ведь знаете, что лет 30-40 назад многие приборостроительные предприятия применяли светящиеся составы для разметки приборных шкал. Часы делались со светящимися циферблатами. А контроля за захоронением отходов такого производства практически не было. Да и просто не придавалось тогда этому никакого значения. По характеру загрязнения можно только предположить, что здесь просто свалили отходы приборного производства. Сейчас на этом участке спецкомбинат также проводит необходимые мероприятия по дезактивации почвы.
Есть еще участок на выезде из Казани по Горьковскому шоссе – шлакоотстойник ТЭЦ-2. Появился он еще в те времена, когда ТЭЦ работала на угле. Сам уголь содержит радиоактивные элементы, и в процессе его сгорания часть из них попадает в шлаки. Шлакоотстойник огорожен, обслуживается специально обученными людьми и какой-либо угрозы не представляет.
– Хорошо. С почвой вроде бы разобрались. Теперь давайте поговорим о строительных материалах.
– Они могут быть завезены из зоны, где имела место техногенная авария, в частности из чернобыльской зоны. Или сам материал может обладать повышенным фоном радиации. Согласно действующим нормативным документам все строительные материалы подлежат радиационному контролю. Если, например, завод ЖБК делает какие-либо железобетонные конструкции, то контролю подлежат в первую очередь песок и гравий, завозимые для производства этих конструкций, а также готовая продукция. Потому что в процессе переработки возможно выделение продуктов распада радона. Для проведения этих исследований мы располагаем полным комплексом всех необходимых приборов. Это дозиметры всех марок, спектрометры и т.п. Кроме того, крупные строительные организации, такие как “Татстрой”, сами располагают собственными лабораториями радиационной проверки и способны самостоятельно осуществлять входной контроль строительных материалов.
– Да, но конечной-то продукцией строителей все-таки является готовое здание или сооружение, в котором предстоит жить или работать людям…
– В соответствии с законом о радиационной безопасности проверке подлежат все объекты. Мы сейчас пытаемся организовать полный радиационный контроль за всеми вновь вводимыми объектами. У нас не бывает ни одного согласования размещения жилого дома на какой-либо конкретной территории без проведения наших исследований. Все, кто обращается по поводу отвода территории, по поводу приемки в эксплуатацию жилого здания, проходят через отдел радиационной гигиены. Акт государственной приемки любого здания не может быть подписан без проведения радиационного контроля. Любое здание, которое сдается в эксплуатацию, предварительно проверяется нами. Мы туда выезжаем и по четко разработанным критериям проводим обследование всех помещений. И только после этого в акте приемки может появиться согласующая подпись Госсанэпиднадзора.
– Но вы же сами говорили, что выходы радона непредсказуемы как по месту, так и по времени. Значит, они могут происходить и через год, и через пять лет после приемки здания в эксплуатацию.
– Если бетонные перекрытия и гидроизоляция подвальных помещений выполнены с соблюдением всех норм, то появление радона в квартирах крайне маловероятно в течение всего срока эксплуатации здания. Если же есть какая-либо неисправность, то мы также можем в любое время выехать на место и провести необходимые исследования. Радон всегда был и всегда будет в недрах земли. Выходы его на поверхность действительно непредсказуемы. Поэтому надо правильно строить жилые здания и другие сооружения, чтобы они соответствовали санитарным нормам, были легко проветриваемы. Чтобы исключить проникновение радона в жилые помещения, должны быть нормально выполнены бетонные стяжки, и тогда никакой газ страшен не будет. Радон опасен тогда, когда он накапливается в помещении. А накапливаться он может в случае, когда помещение плотно закрыто и плохо проветривается. Поэтому все жилые и общественные здания оборудованы системами вентиляции. Где необходимо – приточно-вытяжной, где нет такой необходимости – естественной.
– И все же у кого-то может возникнуть подозрение в том, что ухудшение его здоровья связано с повышенным радиационным фоном в жилище. Как человеку в таком случае поступить?
– Если у человека появились некие опасения, что в его жилище имеется повышенный радиационный фон, то он может обратиться к нам, мы примем необходимые меры. Проверим все документы и определим, есть ли необходимость в проведении радиационного контроля. Если квартира находится на первом этаже, а подвал в неудовлетворительном состоянии, то тогда действительно есть основания для проверки. Если же квартира находится на пятом этаже, куда радон попасть, в принципе, не может, то, значит, причины беспокойства человека надо искать в других сферах. Однако если хоть малейшие основания будут найдены, то мы, конечно, радиационный контроль проведем.
– Что вы могли бы порекомендовать нашим читателям для минимизации угрозы их здоровью от возможной радиации в жилище?
– Есть универсальный рецепт – меньше сидеть в закрытых помещениях и больше гулять на свежем воздухе. А в принципе, основными профилактическими мероприятиями, предупреждающими проникновение в помещение и накопление там радона, являются, прежде всего, герметизация пола и стен подвальных и полуподвальных помещений с одновременной организацией эффективного их проветривания, а также проведение аналогичных мероприятий в остальных помещениях дома.