Оказывается, у человеческого организма есть потребность всего лишь в одной ложке йода. И это за всю жизнь! Но как добыть и распределить эту ложку по дням и годам? Да и где взять ее? Как сохранить свой интеллект, съедаемый дефицитом этого важного микроэлемента? Где, наконец, почерпнуть информацию о возможных последствиях йодного голодания?
Об этом и о многом другом шел разговор за “круглым столом”, организованным ФГУ “Центр госсанэпиднадзора в РТ”. Проблема йодного дефицита настолько остра, что к участию в разговоре был приглашен довольно широкий круг ученых, медиков, а также производители лекарственных средств, представители предприятий, выпускающих йодсодержащую продукцию. Приехали и гости из Москвы: академик РАМН, лауреат Государственной премии, директор Медицинского радиологического научного центра Российской академии медицинских наук Анатолий Цыб, профессор этого же центра Владимир Шахтарин и генеральный директор НПП “Медбиофармцентр” Сергей Цыб.
Из глубины веков
Серьезность последствий йодного голодания была осознана не сегодня. Еще наши древние предки заметили, что человек с сильно увеличенной щитовидной железой не только хил здоровьем, мал ростом, но и глуповат. В средние века в Австрийской национальной библиотеке был обнаружен любопытный рисунок, изображающий человека с тремя большими зобами, глупым выражением лица и погремушкой в руке – “скипетром дурака”, как ее окрестили. А в 1754 году в “Энциклопедии” Дидро появился термин “кретин”, определяющий “слабоумного, который глух и уродлив, с зобом, свисающим до пояса”. Однако, только крайнюю степень зоба, уродующую шею, наши предки связывали со слабоумием. Небольшое же увеличение щитовидной железы тогда встречалось так часто, что считалось нормой. Даже художники эпохи Возрождения Лукас Ван-Дер-Лейден и Ван Эйк увековечили эту характерную припухлость на прелестных шейках своих мадонн.
Не только эскулапов, но и сильных мира сего заботили проблемы с щитовидкой. Наполеон, например, понимая, что с дураками сражения не выиграть, приказал систематически обследовать состояние щитовидной железы у своих подданных, выбраковывая нездоровых новобранцев.
Догадываясь, что зоб вызван недостатком йода в пище, эскулапы древности пытались лечить его продуктами моря и вытяжкой из щитовидной железы животных. Научная основа под эти догадки была подведена лишь в ХIХ веке, когда в 1846 году Жан-Луи Прево впервые заявил, что причиной зоба является недостаток йода в организме в результате нехватки его в окружающей среде. Это открытие имело революционное значение. Миллионы людей получили помощь, и интерес к проблеме практически угас.
Раз причина, два причина…
В начале ХХI века медики снова забили тревогу. На земном шаре сегодня 200 миллионов человек страдают из-за увеличенной щитовидной железы. Для одного миллиарда землян, а это почти каждый шестой житель нашей планеты, существует повышенный риск недостаточного потребления йода, а 20 миллионов в результате йодной недостаточности умственно отсталы. Не случайно ВОЗ назвал эту проблему глобальной и поставил ее в один ряд с ростом сердечно-сосудистых заболеваний.
В России более половины территорий: Урал, некоторые районы Сибири, Центрально-Европейская часть, Север, Среднее и Верхнее Поволжье – традиционно считаются йододефицитными. Кроме недостатка йода, в окружающей среде можно назвать еще две основные причины роста заболеваний. Первая причина заключается в том, что в последние лет двадцать в стране ликвидирована система, обеспечивавшая проведение йодной профилактики. Между тем, чем раньше она начата, тем лучше. Согласно результатам обследования, проведенного специалистами Эндокринологического центра, распространенность эндемического зоба у школьников составляет 15-20 процентов, а по отдельным регионам доходит до 40. Исследования показали, что если в популяции у 15-20 процентов населения имеется зоб, то общий уровень интеллекта снижается примерно на столько же.
Вторая причина зобной эпидемии – экономический кризис в стране в 90-е годы, который резко обеднил стол россиянина. По данным Института питания, потребление богатой йодом морской рыбы сократилось в 3-4 раза. Если раньше хек и треска стоили значительно дешевле мяса, то сейчас даже эту “недорогую” рыбу может позволить себе не каждый. Зато значительно возросло потребление хлеба, макарон, каш, овощей, где йода значительно меньше. Существенным подспорьем для многих стали дачные участки, но известно, что по своему геохимическому составу вода и почва на большей части России всегда были бедны йодом, бедны и овощи, произрастающие на такой земле и поглощающие такую воду.
Между тем йод – один из важнейших микроэлементов, необходимых организму. Он участвует в синтезе гормонов щитовидной железы, которые оказывают влияние на весь организм. Они регулируют энергетический обмен, активно воздействуют на физическое и психическое развитие, созревание тканей, участвуют в регуляции центральной нервной системы, влияют на деятельность печени, сердечно-сосудистой системы. При недостатке йода в организме происходит снижение уровня тиреоидных гормонов, и развивается эндемический зоб. Состояние организма, связанное с дефицитом йода, характеризуется вялостью, сонливостью, запорами, чувствительностью к холоду, увеличением веса, сухостью кожи и волос, бледностью. Кроме того, дефицит йода может привести к патологическим процессам различных органов и систем: нарушению слуха, репродуктивной функции, дисфункции сердечно-сосудистой и нервной систем.
Не было бы счастья…
Как ни удивительно, а уснувшая было бдительность российских ученых по поводу йододефицита была разбужена Чернобыльской аварией. Академик А.Цыб поведал собравшимся о трагических последствиях. Облако радиоактивного йода тогда накрыло обширные территории Украины, Белоруссии и России. По иронии судьбы именно эти территории всегда относились к йододефицитным. А при недостаточном поступлении йода, как известно, щитовидная железа работает энергичней, захват ею йода увеличивается до 30-40 процентов. Результат – “изголодавшаяся” щитовидка проживающего здесь населения в полной мере смогла насытиться токсичными изотопами йода, которые вместе с радиоактивными осадками попали в воду, почву и продукты питания.
Опасные последствия внутреннего облучения щитовидки проявились довольно быстро. Резко увеличились случаи раковых заболеваний у взрослых, но особенно у детей, ведь их организм слабее. Уже в 1994 году из миллиона детей, проживающих в Гомеле, у двухсот был зафиксирован рак, тогда как до аварии этот диагноз ставился одному из миллиона граждан Белоруссии. Не обошла беда и Россию. Рак щитовидной железы был зафиксирован у 154 детей. В 1997 году на долю Брянской области приходилось 65 процентов детей, страдающих злокачественными опухолями щитовидной железы. Сейчас уже не скрывают, что эти цифры могли бы быть значительно ниже, если бы людям своевременно раздали препараты нетоксичного йода.
Эхо Чернобыля обнажило болевые точки и показало, к каким страшным последствиям может привести нехватка в пище обычного микроэлемента – йода.
Что же делать?
Где искать выход? Есть такое выражение: выход там же, где и вход. Нет профилактики, значит, надо возродить ее, найдя новые, более современные подходы. И татарстанский Центр госсанэпиднадзора находит их, постоянно муссируя проблему, нацеливает предприятия пищевой промышленности выпускать продукцию, восполняющую дефицит йода.
Участникам “круглого стола” была представлена продукция местных пищевиков – ОАО “Татарстан сэте”, холдинговой компании “Золотой колос”, Булочно-кондитерского комбината, Татреспотребсоюза, ООО “Эдельвейс-М”. Обогащенные йодом изделия довольно разнообразны: молоко, йогурты, хлеб, булки, печенье. Все они идут под маркировкой “Умница”. Но я, например, узнала об этом впервые, а потому по неведению до сих пор пренебрегала продуктом, несущим здоровье. А поскольку спрос на эту продукцию маловат, то особого интереса выпускать ее у производственников, сами понимаете, нет. Нет еще и потому, как справедливо заметил московский профессор В.Шахтарин, что со стороны государства, предприятия, проявившие готовность разрабатывать и выпускать йодсодержащие продукты питания, никак не поощряются. Разве что “спасибо” скажут медики да небольшая прослойка из числа потребителей, всерьез озабоченных состоянием своей щитовидки.
Конечно, одними пищевыми добавками в деле профилактики не обойтись. И сейчас на аптечных прилавках можно найти богатый спектр лекарств. Радует, что среди этого многообразия скоро появится и препарат наших татарстанских производителей лекарств. Речь идет о новом препарате микройодид, производство которого в сентябре было запущено в ОАО “Татхимфармпрепараты”. В аптечной сети препарат появится в ноябре-декабре этого года.
По завершении “круглого стола” был объявлен конкурс среди журналистов на лучшие материалы по проблеме йододефицита. Учредители конкурса, а соответственно и награды победителям, солидные. Что ж, отточим перья!
Только здоровое поколение может служить оправданием всех наших реформ и нашей жизни