Оказывается, снижение слуха – явление довольно распространенное. За последнее десятилетие показатель тугоухости в мире возрос практически в три раза, и сегодня потерей слуха страдает 10-15 процентов человечества. Но, согласитесь, одно дело, когда мир звуков поблек для человека пожилого и много уже на своем веку повидавшего и испытавшего, и совсем другое, когда этот недуг подкрался к ребенку… Увы, профилактические осмотры выявляют в стране до 23 процентов детей с потерей слуха в той или иной степени.
– Очень важно выявить эту патологию как можно раньше, – предупреждает руководитель Казанского центра восстановительной хирургии верхних дыхательных путей и слуха кандидат медицинских наук Роза Миргалимовна Нурсаитова, – современные возможности медицины позволяют это сделать уже в первые дни жизни ребенка. В нашей республике, например, ранним скринингом младенцев по этой части успешно занимаются педиатры Набережных Челнов.
– Но разве можно распознать дефект слуха у ребенка, который только появился на свет?
– Можно, и способов исследования множество. Самый простой – это когда врач смотрит, как ребенок реагирует на звук. Но сегодня есть и специальные аппараты, которые измеряют потенциал головного мозга младенца.
– Ну, допустим, обнаружили пониженный слух. И что? Слуховой же аппарат к пеленкам не пристроишь! Да и есть ли смысл – ребенок-то все равно еще слишком мал и разговаривать не умеет?
– И, поверьте мне, он не заговорит вовремя или его речь будет бедна, если родители беспечно отодвинут приобретение слухового аппарата на отдаленное будущее. Дело в том, что обязательным этапом развития речи у нормально слышащего ребенка является период пассивного ее восприятия. В это время малыш только слушает, но не говорит, так сказать, накапливая словарный запас. Не случайно этот период называется “возраст слуха”, и длится он года полтора. У ребенка с пониженным слухом, если ему своевременно не приобрести слуховой аппарат, речевые “накопления” будут не богаты, и постепенно он может совсем перестать реагировать на отдельные элементы речи.
– А какой слух считается нормальным?
– Слух считается нормальным, если ребенок воспринимает шепотную речь на расстоянии 5-6 метров. Раньше слуховые аппараты назначались детям, которые слышат разговорную речь на расстоянии менее одного метра, и таких детей направляли в спецшколы для слабослышащих. Сейчас слуховые аппараты назначаются детям с гораздо меньшей потерей слуха. И многие дети, которым своевременно была оказана слухопротезная помощь, успешно учатся в обычных школах.
– А я слышала, что раннее протезирование ведет к еще большей потере слуха…
– Многие так считают. А мнение это идет с тех времен, когда слуховые аппараты были несовершенны, сильно искажали звук, шумели… Современные же аппараты – это сложнейшие микроэлектронные приборы высокого качества. Они компенсируют практически любую потерю слуха. Когда дело касается здоровья ребенка, я советую родителям руководствоваться принципом “скупой платит дважды” при выборе аппарата. Отмечая неплохое качество наших отечественных аппаратов, я все-таки рекомендовала бы приобретать детям слухопротезы производства зарубежных фирм.
– И все-таки не каждый решится на ношение слухового аппарата, тем более ребенок. Побоится, что в школе засмеют.
– Дети могут насмешничать и когда их слабослышащий товарищ постоянно будет переспрашивать. Внушите ребенку, что глухоты не следует стесняться, так же как и близорукости. А слуховой аппарат так же не стыдно носить, как и очки. Возможно, самым убедительным для детей и взрослых будет такой пример: три президента США носили слуховые аппараты и этого не стеснялись.
– Видимо, их аппараты были совершенно незаметны для посторонних.
– Конечно. Говоря об этом, я опасаюсь, что родители слабослышаших детей тут же кинутся искать внутриушные аппараты . Не теряйте сил и времени понапрасну. Дело в том, что для внутриушного аппарата необходимо изготовление индивидуального корпуса в соответствии с размером слухового прохода у ребенка. Так как ребенок стремительно растет, то периодически этот корпус придется менять. Вот почему только после 14 лет, когда слуховые проходы сформировались, детям можно рекомендовать внутриушной аппарат.
– Комплексуют не только дети, но и взрослые. Я помню, как трудно было моему отцу решиться на ношение слухового аппарата. Перепробовав две-три его разновидности, он так и не стал носить его…
– Возможно, в этом виноваты и окружающие. Во многих случаях, когда аппарат подобран, члены семьи думают, что все проблемы со слухом решены. Увы. Процесс привыкания очень сложен, и близкие люди должны помочь его ускорить. Вот несколько несложных правил. Не обращайтесь к слабослышащему издалека. Постарайтесь подойти к нему на расстояние 1,5 – 2 метров и встать так, чтобы он видел ваше лицо. Не обращайтесь к нему из соседней комнаты. Не говорите слишком быстро, убавьте громкость радио, закройте окно, если оно выходит на шумную улицу. В общем, считайтесь с проблемами слабослышащего человека.
– Вы сказали, что за последние годы число людей с пониженным слухом в несколько раз возросло. Не за счет ли того, что в целом идет старение общества, а старость, как говорится, не радость?
– Да, количество пожилых людей неуклонно растет. Старческую тугоухость медицина на нынешний день ни предупредить, ни излечить не в силах. Затрудняемся мы, медики, назвать и точную причину заболевания. Возможно, не проходит бесследно общая нагрузка, воздействующая на органы слуха человека в течение всей его жизни и складывающаяся из шумов, перенесенных болезней, принятых лекарств. Сказывается, вероятно, и наследственная предрасположенность, потому что глухота развивается не у всех.
Очень жаль, что слуховые аппараты стесняются носить не только молодые, но и старики. Нежелание перемен, боязнь финансовых расходов, страх перед медицинскими процедурами – все это отвращает пожилых людей от визита к врачу и слухопротезисту. Но при этом человек теряет самое главное – связь с окружающим миром…