Без помощи государства не обойтись

Переход к платной медицине, осуществляемый в настоящее время в России, возможно, в какой-то мере способен оказать благотворное влияние на реформирование нашего здравоохранения.

Переход к платной медицине, осуществляемый в настоящее время в России, возможно, в какой-то мере способен оказать благотворное влияние на реформирование нашего здравоохранения. Однако есть ряд заболеваний, финансирование лечения которых полностью должно взять на себя государство. Хотя бы потому, что по отношению общества к таким больным судят о его нравственном здоровье. К числу таких заболеваний относится и рассеянный склероз – хроническое прогрессирующее заболевание центральной нервной системы.


На текущий день в Татарстане зарегистрировано 1200 больных рассеянным склерозом, примерно треть из них проживает в Казани. Безусловно, это заболевание далеко не самое массовое и намного отстает по числу проявлений от онкологических и венерических. Однако по росту заболеваемости рассеянный склероз находится на втором месте в России. Причем в настоящее время пик заболеваемости падает на молодых людей в возрасте 20 лет, и каждый год регистрируется по 3-4 случая у детей.


– Причина рассеянного склероза до сих пор неизвестна, – говорит начальник отдела лечебной помощи Минздрава РТ Ирина Малышева. – К факторам риска относятся острые инфекционные заболевания, стрессовые ситуации, климатические изменения. То есть от этого заболевания, по сути дела, не застрахован никто. К тому же около 40 процентов больных в первые два года болезни становятся инвалидами первой и второй групп и оказываются на протяжении всей последующей жизни (а в отдельных случаях это продолжается 20 лет и больше) прикованными к постели.


Более оптимистично настроена профессор кафедры неврологии и нейрохирургии факультета постдипломного образования Казанского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук Татьяна Матвеева.


– Мы занимаемся проблемами рассеянного склероза с середины 70-х годов, – говорит она. – Да, рассеянный склероз приводит, как правило, к тяжелой форме инвалидности. И все же при адекватном и своевременном лечении, а также при правильной организации медицинского обслуживания больных можно держать на ногах в течение многих лет. Мне приходилось наблюдать немалое количество таких больных. Многие из них успевали за время своей болезни выйти замуж, жениться, родить детей, то есть жили полноценной жизнью.


Что же мешает в настоящее время лечить больных рассеянным склерозом и поддерживать их длительное время в трудоспособном состоянии вместо того, чтобы длительное время платить им пенсии по инвалидности? Ответ угадать нетрудно – мешает отсутствие денег. Дело в том, что терапия рассеянного склероза является крайне дорогостоящей (около 1270 $ в месяц) и длительной (минимум 2 года). Ясно, что такое лечение без специальной помощи государства, а также республиканских и федеральных целевых программ не светит ни одному татарстанцу.


Заглянув на чат больных рассеянным склерозом в Интернете, можно узнать, как решается данная проблема за рубежом. Пишут больные всех возрастов, пораженные данным недугом: от студентов до пенсионеров. В своих посланиях они обмениваются с сотоварищами по несчастью советами, как облегчить самочувствие, сообщают о новых перспективных разработках в лечении болезни. Характерно, что в их письмах отсутствуют обреченность и страх перед недугом. Получая регулярно за счет государства необходимые медикаменты и вовремя делая себе соответствующие инъекции, больные рассеянным склерозом за рубежом не оказываются заложниками болезни и строят планы на будущее. В настоящее время на одного такого больного в США ежегодно выделяется 35000 $, в Великобритании – 34000 $, во Франции – 15000 $. В Москве теоретическая стоимость лечения – 13501 $.


Масштабы выделяемых нашим лечебным учреждениям бюджетных средств не идут ни в какое сравнение с зарубежными аналогами. Однако и у нас в Казани пусть медленно и нерешительно, но уже предпринимаются отдельные шаги. Так, в 2000 году на базе городской клинической больницы №7 был организован Республиканский научно-методический центр по рассеянному склерозу, который возглавила профессор Татьяна Матвеева. Пока это 10 коек на 1200 больных, то есть за год реально здесь могут пройти лечение примерно 10 процентов больных. И это при том, что они должны проходить обследование один раз в полгода. Очередь на лечение расписана на несколько месяцев вперед, между тем в период обострения больного нужно госпитализировать немедленно.


В настоящий момент центр переживает сложные времена: нет собственных помещений, нет специального оборудования, почти три года не было штатов. А больные рассеянным склерозом требуют врачей со специальной подготовкой. В ноябре 2003 года центр наконец-то получил две штатные единицы врачей-неврологов. Сегодня эти ставки поделили четыре врача-энтузиаста, посвятившие борьбе с рассеянным склерозом свою жизнь. Только у нас в России врач второй категории готов с полной отдачей работать за дополнительные 300-400 рублей в месяц.


– Мы очень благодарны Министерству здравоохранения РТ за то, что в условиях повального сокращения медицинских работников нашему центру были выделены ставки врачей-неврологов, – говорит ассистент кафедры неврологии и нейрохирургии ФДПО КГМУ, кандидат медицинских наук Саида Ишманова. – Таким образом, у нас начала решаться проблема со штатами. Кроме того, в настоящее время мы работаем над организацией специальных семинаров по обучению врачей, на базе центра в 2004 году планируется провести республиканскую школу врачей-неврологов по проблемам рассеянного склероза.


Говоря об этом недуге, нельзя не затронуть вопрос с обслуживанием тяжелых больных на дому. Как правило, такие больные оказываются наиболее уязвимыми как в физическом, так и в социальном плане. Большинство из них, будучи прикованными к постели, оказываются полностью отрезанными от окружающего мира. Те, у кого нет близких родственников (а таких, к сожалению, очень много), влачат жалкое существование, страдая не столько от физической боли, сколько от своей обреченности и от равнодушия общества. Министерству социальной защиты стоит подумать о разработке комплексной социальной программы по оказанию реальной помощи таким больным. Кроме того, лежачие больные с первой группой инвалидности полностью лишены возможности получать какую-либо медицинскую помощь из-за своей прикованности к постели и невозможности показаться врачу. Максимум, на что они могут рассчитывать, – заочное консультирование их родственников, пришедших на прием в центр. В этом смысле центру просто необходимо наличие собственного транспорта и специальной выездной бригады, которая смогла бы оказать помощь на дому.


В 2003 году профессор Матвеева запатентовала новый метод лечения рассеянного склероза, основанный на лечении иммуноглобулинами.


– Стоимость одного курса лечения в этом случае на протяжении одного года составляет 1625 рублей на пациента (сравните с 1270 $ в месяц), – говорит Татьяна Всеволодовна. – 80 больных уже такое лечение получили. У 87 процентов больных в результате такого лечения отсутствует обострение и наблюдается состояние ремиссии в течение 2-5 лет. Наш метод внедряется в настоящее время и в Новгороде, да и Минздрав РТ очень заинтересован в использовании данного метода из-за его экономичности и эффективности.


– Сотрудники центра совместно с отделом лечебной помощи Минздрава подготовили проект ведомственной программы “Рассеянный склероз на 2004-2007 гг.”. Ее внедрение, будем надеяться, решит проблему с материально-технической базой центра, его кадровым потенциалом, а также лекарственным обеспечением больных, – поддерживает ее Ирина Малышева. – Хотя рассеянный склероз входит в перечень заболеваний, при которых лекарственные препараты отпускаются по льготным рецептам, однако иммуноглобулины не входят в перечень отпускаемых бесплатно. Проектом программы предусматривается обеспечение иммуноглобулином больных не только в стационарных, но и амбулаторных условиях.


Как долго будет согласовываться данная программа, вопрос скорее риторический. В 2000 году была разработана федеральная программа реабилитации инвалидов и больных рассеянным склерозом, которая в настоящее время все еще проходит согласование… Остается лишь надеяться на содействие чиновников и государственных органов, которые так же, как и мы все, должны быть заинтересованы в поддержании здоровья наших граждан.


Гузель ГАЛИАКБАРОВА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще