Нур Шакиров: Чтобы есть мясо, нужны здоровые зубы

Генеральный директор Казанского медико-инструментального завода Нур Шакиров любит повторять: чтобы есть мясо, нужны здоровые зубы.

Генеральный директор Казанского медико-инструментального завода Нур Шакиров любит повторять: чтобы есть мясо, нужны здоровые зубы. Другими словами, как бы хорошо ни шли дела в промышленности и сельском хозяйстве, проблемы здравоохранения нельзя считать второстепенными. Их нужно решать так же скрупулезно и своевременно, как и проблемы, например, сельского хозяйства. Понятно, что мы далеко не уйдем, если на столе не будет мяса и хлеба. Но ведь и зубы, и здоровый желудок необходимы людям, чтобы разжевать и переварить то, что произвели сельчане. Наша беседа с Шакировым – в первую очередь о проблемах здравоохранения, а во вторую – о той роли, которую могли бы сыграть кандидаты в депутаты Госсовета РТ от Татарстанского отделения Партии российских регионов. В их числе – и генеральный директор КМИЗа.


– У населения накопилось немало нареканий к нашей системе здравоохранения. В больницах не хватает оборудования, лекарств, врачам нечем лечить людей. В то же время отечественные предприятия, выпускающие лекарства, медицинскую технику, не могут продать свои изделия. Как можно разрешить это противоречие?


– Для этого нужно в корне поменять всю систему обеспечения здравоохранения, причем на уровне России. Скажем, министр здравоохранения России сегодня практикует в клинике, которая обеспечена всем необходимым по последнему слову техники. Другой такой больницы в России, по-видимому, нет, да и в мире их – единицы. Но что такое одна клиника в масштабах России?


– А если бы в стране была система, при которой все наши больницы не могли бы опускаться ниже определенного уровня обслуживания, где всем гражданам оказывался бы определенный комплекс бесплатных и платных услуг, причем соответствующего качества, тогда ни у кого бы не возникало вопросов по поводу прекрасно оснащенных клиник, где лечатся хорошо обеспеченные люди. Сейчас же кто-то поправляет здоровье за границей, кто-то в России, но в суперклиниках, а кто-то не может найти средства на ординарную операцию только потому, что в Татарстане ее никто не может выполнить – не созданы условия. Такого быть не должно. Говоря об операциях, которые пока невозможно проводить в Татарстане, вы имели в виду, что в нашей республике, несмотря на многочисленные разговоры и обещания, пока нет клиники необходимого уровня, где академик Акчурин мог бы оперировать больных?


– Именно это я и хотел сказать. Сегодня в Татарстане десять тысяч больных, которым требуется коронарное шунтирование. Для этих людей каждая минута, каждый час дорог. Кого-то по договоренности с Ренатом Сулеймановичем Акчуриным и Министерством здравоохранения РТ отправляют на операцию в Москву. Но десять тысяч человек невозможно оперировать в столице. Чтобы спасти этих людей, нужно достроить операционный блок в Республиканском диагностическом центре (центр мы с фанфарами сдали в эксплуатацию, но он до сих пор не работает в полную силу) и реконструировать операционный блок в Республиканской клинической больнице.


– Насколько мне известно, Президент Минтимер Шаймиев уже дал распоряжение выделить необходимые для этого средства – всего около 200 миллионов рублей.


– Замечательно, что Президент понял всю важность проблемы и отдал соответствующие распоряжения. Хорошо, что в республику приехал академик Акчурин (он участвовал в семинаре “Ислам и здоровый образ жизни”), хорошо, что Минтимер Шарипович Шаймиев, несмотря на свою загруженность, нашел время с ним встретиться. Если будут выполнены все поручения Президента, то через несколько лет, я уверен, десять тысяч человек забудут о своих сердечных проблемах благодаря своевременному вмешательству хирургов-кардиологов.


Но дело не только в этом. В республике начата, но так до конца и не доведена реконструкция онкологического диспансера. На этот объект ежегодно выделяются деньги, но они небольшие и погоды не делают. Центр стоит недостроенным. У нас есть и другие не доведенные до логического завершения объекты здравоохранения.


– То есть мы распыляем бюджетные средства?


– Разумный хозяин никогда не начинает строить баню, если в туалете нет элементарного умывальника или унитаза. Так же и в здравоохранении. Нужно сначала реализовать одну программу, затем вторую. И в республике, и в соседних регионах есть примеры такого подхода. В Альметьевске на базе одной из больниц создали кардиологический центр по рекомендации известного хирурга Майкла Дебейки и оснастили его самым современным оборудованием. Или, как рассказывал Ренат Сулейманович Акчурин, в бедной по сравнению с Татарстаном Кировской области одну из действующих больниц довели до уровня мировых стандартов. Там операционная не хуже, чем у Акчурина в Москве. И Ренат Сулейманович приезжает в Киров оперировать больных.


– Где же выход? Срочно находить деньги и доводить начатые объекты до конца?


– Выход есть. Один из них Минтимер Шаймиев обсуждал с Ренатом Акчуриным. На территории РКБ имеются площади, где можно создать так называемый мусульманский медицинский центр. Не пугайтесь, это не закрытая больница исключительно для мусульман, как уже пытаются представить это дело некоторые. Мусульманский – потому что центр будет строиться и оснащаться за счет средств богатых людей, живущих в исламских государствах – в Катаре, Объединенных Арабских Эмиратах, Египте, Иране. Они готовы инвестировать средства в такие клиники.


Это будут обычные больницы, причем хорошо оснащенные, с квалифицированным персоналом, лечиться там могут люди всех национальностей – без ограничений. Но, кроме того, пациенты, исповедующие ислам, в этих клиниках получат возможность выполнять религиозные обряды. Такие центры – не изобретение мусульманского мира. Аналогичные больницы есть, например, у протестантов.


– Наверное, вопрос не только в этом. Если мы привлечем в Татарстан частных инвесторов, то и клиника будет частной, а значит, платной?


– Но ведь и Татарстан в этот проект вложится, например, зданиями, коммуникациями, уже закупленным оборудованием, которое пока используется не полностью. Следовательно, определенную часть пациентов в этом центре будут оперировать бесплатно или на средства бюджета Татарстана. Это все равно дешевле, чем возить больных в Москву. Словом, при желании и политической воле в ближайшие два-три года в республике можно начать делать операции по коронарному шунтированию.


– Вот вы сказали, что часть людей за свое лечение в подобных центрах будет платить, а часть – может рассчитывать на бесплатное обслуживание. Сегодня Правительство и Минздрав РТ также говорят об оптимизации расходов. Но где та грань, которая справедливо разделит то, что должно быть платным, а что – бесплатным?


– Согласен, что грань эта очень зыбкая. Ее могут определить только специалисты. Но я знаю один способ добиться, чтобы доля бесплатного здравоохранения не сокращалась. Сегодня, как говорит статистика, 25-30 процентов населения имеет возможность лечиться в частных клиниках, их доходы позволяют выдержать такие расходы. В частных клиниках, как правило, используются импортные инструменты и оборудование, импортные лекарства, импортные кровати, постельное белье и даже импортные одноразовые перчатки. Однако 70 процентов населения страны не имеет доступа к больницам такого уровня.


Поэтому вопрос о соотношении платного и бесплатного здравоохранения нужно ставить так: 70 процентов населения должно получать гарантированное бесплатное медицинское обслуживание, причем с максимальным использованием отечественных лекарств и медицинских инструментов. В этих больницах нужно использовать отечественные кровати, халаты, постельное белье, перчатки и картошку. Вот это будет и справедливо, и экономно. Мы на этом и деньги сэкономим, и большее число пациентов поставим на ноги, и отечественные предприятия поддержим. Импортное оборудование, думаю, должно закупаться не на бюджетные деньги, а на деньги инвесторов, богатых людей, которые готовы вкладывать средства в здравоохранение.


– Неужели так трудно установить такой порядок?


– Такой порядок нынешним чиновникам не выгоден. Им выгодно заниматься закупкой импортного оборудования и лекарств. Потому что присутствует личный интерес. Об этом в интервью одной из газет говорил и Ренат Акчурин. Об этом говорил и Президент Татарстана Минтимер Шаймиев, когда на одном из совещаний критиковал чиновников за то, что не покупают телогрейки у предприятий общества инвалидов, а завозят их издалека.


А потом тут есть и другая проблема. Кто сказал, что импортные лекарства лучше отечественных? Есть данные, что до 50 процентов ввозимых в страну зарубежных лекарств – фальсифицированные.


– Чем в решении этих проблем может помочь Партия российских регионов, которая пытается пройти в Государственный Совет Татарстана и сформировать там свою фракцию?


– Если наши люди пройдут на выборах в Госсовет, если они добьются права работать в комиссии по социальным вопросам, они смогут повлиять на систему распределения бюджетных средств в области здравоохранения. Ведь и ежу понятно, что глупо распылять бюджетные деньги. Еще Фариду Мухаметшину, когда он был Премьер-министром республики, я предлагал создать группу специалистов, которая давала бы рекомендации Правительству, что необходимо в первую очередь закупать для нашего здравоохранения, а потом уже Кабинет Министров выделял бы средства на эти цели. Вот это был бы разумный подход.


Посмотрите, ведь и Президента России Владимира Путина волнуют проблемы не только экономические, но и социальные. Не случайно Правительство возглавил совершенно новый человек. Не случайно Председатель Правительства России Михаил Фрадков заявил, что в новом кабинете останутся лишь несколько человек из старого состава Правительства. Значит, социальный блок работал не так эффективно, как нужно было. Значит, дальше уже нельзя было терпеть такое положение.


Интервью взяла


Резеда ДАУТОВА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще