Нужна ли больному азбука самозащиты?

С изменением правовой доктрины в стране перестали существовать ниши, недоступные правовому воздействию.

Автор статьи: Раиса ЩЕРБАКОВА

С изменением правовой доктрины в стране перестали существовать ниши, недоступные правовому воздействию. Возьмите область здравоохранения. Дело о младенцах, погибших в одной из казанских больниц, дошло до публичного разбирательства. Есть и другие случаи обращений родственников или самих пациентов в суд. Вот почему появление в Татарстане медицинского правозащитного центра, созданного для оказания гражданам юридической помощи, было встречено с огромным интересом.


Наш корреспондент беседует с руководителем центра Сурией УСМАНОВОЙ.


– Сурия Азгатовна, для начала разъясните: вы помогаете только обиженным, недовольным пациентам?


– Нет, наша задача шире – это ознакомление с правами в области здравоохранения как пациентов, так и самих медицинских работников. Знание своих прав и умение пользоваться ими очень важно в нашей стране. Это один из доступных и наиболее действенных механизмов получения качественной медицинской помощи. Сами знаете, адвокатов, способных помочь пациенту, у нас никогда не водилось. Так что лучше знать азбуку защиты своих прав, чем не знать ее.


По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), по уровню охраны здоровья граждан Россия занимает 130-е место в мире. На 131-м – Гондурас (по отчетам ВОЗ за 2001 год).


Cитуацию в российском здравоохранении можно охарактеризовать таким незамысловатым тезисом, сформулированным в специальном постановлении: “Рассмотрев вопрос о состоянии медицинского обслуживания и обеспечения лекарственными средствами населения Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает, что в настоящее время состояние охраны здоровья населения в стране можно определить как критическое”.


– А у вас нет ощущения, что какие бы меры и специальные программы по реформированию здравоохранения ни принимались, к сожалению, результатов в ближайшее время мы так и не дождемся?


– Реформировать медицинскую отрасль нужно только комплексно – это финансирование, формирование нормативно-правовой базы и программное обеспечение одновременно. В последние годы расходы на здравоохранение составляют всего 2-3 процента от внутреннего валового продукта. А специалисты ВОЗ считают, что для решения основных проблем здравоохранения затраты общества должны быть не менее 6-9 процентов.


Что касается формирования нормативно-правовой базы здравоохранения, то с этим делом никто не торопится. Проекты законов “О здравоохранении в РФ”, “О правах пациента”, “О частной медицине” вот уже лет восемь лежат без движения в Комитете по здравоохранению Государственной Думы.


– А что вы думаете относительно реструктуризации сети здравоохранения, Сурия Азгатовна? В частности, о сокращении сельских больниц?


– Я отношусь к этой идее крайне отрицательно. Даже министр здравоохранения Шевченко в своем выступлении в “Медицинской газете” (№22 от 26.03.2003) признал, что “диспропорции объемов медицинской помощи на разных этапах ее оказания сохраняются, а реструктуризация стационаров идет крайне медленно и весьма поверхностно. За последние пять лет из более чем полутора миллионов коек сокращено всего сто тысяч (или 6 процентов). Сокращению подверглись в основном койки на селе. Кто давал такие указания? Да никто! Просто легче сократить маломощные, неукомплектованные стационары в деревнях и поселках… А что сегодня будем делать с медико-социальной помощью сельским жителям? Придется восстанавливать, “коллеги-реформаторы”!


– Что ж, сказано весьма самокритично. Но пациентам от этого не легче. Мы ведь знаем, что существует программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, которую ежегодно утверждает Правительство России. Но кто из пациентов видел эту программу и кто из нас знает, за какую помощь нужно платить, а какую нам гарантирует бесплатно государство? Где граница бесплатных и платных медицинских услуг?


– На самом деле правила отнесения той или иной услуги к платным существуют и достаточно четко регламентированы нормативными документами. В учреждении должны быть на доступном месте вывешены сведения о бесплатных (по программе государственных гарантий) и разрешенных видах платных услуг, а также перечень оснований, по которым с гражданина могут взиматься деньги. На практике же эти требования реализуются весьма своеобразно – в холле вывешивается прейскурант цен на все услуги, которые способна оказывать эта организация. И все! Остальное предлагается додумать самому пациенту.


По уровню смертности Россия тоже не имеет аналогов в Европе и плетется едва ли не в самом конце списка стран мира. Так, по величине ожидаемой продолжительности жизни российские мужчины занимают 135-е, а женщины – сотое место. В России сформировалась не типичная ни для одной страны мира структура смертности. Треть умерших (около 600 тыс. человек в год) уходит из жизни в трудоспособном возрасте, из них 80 процентов – мужчины. Если ситуация не изменится, то лишь 54 процента подростков, которым сегодня по 16 лет, доживут до пенсионного возраста. Это даже хуже, чем было в России сотню лет тому назад!


Пациент должен знать, что существует четкий перечень оснований, по которым в государственных учреждениях могут взиматься деньги. В него входит четырнадцать пунктов, это:


Лечебно-профилактические и диагностические мероприятия, осуществляемые анонимно (за исключением обследования на СПИД).


Диагностические исследования, процедуры, манипуляции, консультации и курсы лечения, проводимые на дому больным (кроме лиц, которые по состоянию здоровья и характеру заболевания не могут посетить медицинское учреждение).


Наблюдение врачами стационара за больными на дому после их выписки из больницы.


Лечение сексологической патологии.


Искусственная инсеминация и экстракорпоральное оплодотворение.


Лечение логоневрозов у взрослых.


Проводимые в порядке личной инициативы граждан консультации специалистов, медицинское освидетельствование и проведение экспертиз, медицинское обеспечение частных мероприятий.


Проведение профилактических прививок по желанию граждан, за исключением прививок, выполняемых по государственным программам.


Санаторно-курортное лечение (за исключением лечения детей и лечения в специализированных санаториях).


Косметологические услуги.


Гомеопатическое лечение.


Зубное протезирование (за исключением лиц, которым оно предусмотрено действующим законодательством).


Обучение приемам реанимации, другим видам экстренной медицинской помощи, навыкам ухода за больными.


Медико-психологическая помощь.


– Сурия Азгатовна, а что вы можете сказать о стандартах качества медицинской помощи? Они есть или их нет?


– Есть такие стандарты, тем не менее ни врачи, ни пациенты воочию самих стандартов до сих пор не видели. Здесь история такая. Во исполнение требований законодательства в 1996 году Министерством здравоохранения РФ был издан приказ №134 “О временных отраслевых стандартах объема медицинской помощи”. В нем упомянуто два приложения: под номером один – это сами стандарты и под номером два – методические рекомендации по их использованию.


Стандарты медицинской помощи являются основой и способствуют определению, в частности, правильности выбора медицинской техники, характера и объема диагностических исследований, методов лечения с учетом тяжести болезни; реальной стоимости медицинских услуг при различных формах заболеваний, стимуляции ценового механизма производства медицинских услуг.


Так вот, в соответствии с данным документом у рядовых граждан и врачей должно было появиться ясное и конкретное представление о том, какой объем обследования и лечения может быть произведен каждому пациенту при его обращении за медицинской помощью. Правовые последствия появления подобного документа должны были быть чрезвычайно серьезными! Стандарты – это ведь те же технологические правила в сфере оказания медицинской помощи. Это основа, на которой можно и необходимо планировать и финансировать деятельность здравоохранения, строить отношения между государством, системой здравоохранения и пациентами. Наконец, это общепринятый в мире подход, обеспечивающий переход от личных оценок, субъективных мнений и произвола в сфере оказания медицинской помощи к ее нормативному регулированию.


Прошло немало лет с момента издания упомянутого приказа, но стандарты (помните, приложение под номером один?) так и не попали в руки врачей и пациентов. Вряд ли причина кроется только в экономике. Да, могло не хватать средств на полноценное выполнение стандартов в системе бесплатной помощи. Но именно в подобных ситуациях узнается истинное лицо государственной политики в столь важной для каждого человека сфере – сфере обеспечения его здоровья и жизни. У государства может не хватать на здравоохранение денег, однако если власть уважает своих граждан, то она не позволяет себе вводить их в заблуждение в вопросах, непосредственно связанных с их личной безопасностью.


– Короче, все остается как раньше – лечим, как умеем и в зависимости от текущего финансирования, так?


– Да, ответственности государства перед гражданами в такой позиции по-прежнему никакой, ибо гарантирована не конкретная схема помощи, предусмотренная стандартами, а неопределенный процесс неизвестного качества.


Ясное дело, органы власти, отказавшись в последний момент от внедрения в практику стандартов, сумели сэкономить на медицинской помощи очень существенные средства. Госучреждениям также удалось избежать лавины исков пациентов, у которых, начиная еще с 1996 года, могло появиться четкое представление о том, что же такое качественная помощь. Ведь при возникновении ущерба здоровью или жизни, причиненного некачественной медицинской помощью, имея на руках стандарты, было бы достаточно легко сформулировать претензии. Но ответчики по-прежнему закономерно ставят встречный вопрос: “А где указано на то, что качество помощи должно быть более высоким?”


– Реформа в здравоохранении буксует, но об этом почему-то мало кто говорит. В чем же, на ваш взгляд, причина “заговора молчания”?


– Причин здесь много. Никогда Россия не ставила на первое место такие ценности, как жизнь и здоровье человека. Она решала такие проблемы, как стать супердержавой и как создать супероружие, а о таких понятиях, как уровень жизни, качество жизни, мы услышали недавно.


Но есть одна причина, которая присуща только нашей системе здравоохранения. Это отдельное медицинское обслуживание членов правительства, депутатов, госслужащих. Вот что тормозит реформу в здравоохранении! По мнению того же министра здравоохранения Шевченко, нынешний низкий уровень нашей медицины будет сохраняться до тех пор, пока власти предержащие будут лечиться за границей или получать медицинскую помощь в кремлевской системе здравоохранения. Заметьте, ни один высокопоставленный чиновник не лечится в поликлинике по месту жительства, в районной или городской больнице. Они слишком далеки от проблем рядовых граждан. Отсюда и такое отношение к здравоохранению и его финансированию.


За границей, кроме главы государства, никто не обслуживается в специальных лечебных учреждениях. В США, например, кроме президента, который “приписан” к военно-морскому госпиталю, ни один чиновник не имеет медицинских привилегий. Отсюда и уровень развития обычной медицины. А ведь именно они, члены правительства и депутаты, решают, сколько средств нужно выделить на здравоохранение.


– Вернемся к вашей главной задаче – ознакомлению с правами в области здравоохранения…


– Я подготовила специальные лекции для пациентов и для медицинских работников. Правовая безграмотность может стать источником врачебных ошибок. Сегодня врач должен знать права пациента лучше, чем сам пациент, чтобы не нарушить их по незнанию. В “Основах законодательства об охране здоровья граждан РФ” расписаны все права пациентов, но нет механизма реализации. Только благодаря принятию Закона “О защите прав потребителей” и нового Гражданского кодекса РФ у граждан России появилась возможность защиты в этой области.


За рубежом каждая страна в этом имеет свой опыт. Например, в Великобритании есть даже парламентский уполномоченный по правам здравоохранения, не говоря уж о многочисленных общественных организациях. Для разрешения споров в сфере качества клинической диагностики и лечения привлекаются и внешние эксперты. Статистика в Англии такова: в 1999 году от пациентов поступило 2869 жалоб, ежемесячно раздается около 400 телефонных звонков, за последние 10 лет ежегодное количество обращений практически удвоилось. И это в такой продвинутой стране, как Англия!


– Мы все время говорим о правах пациентов. А кто у нас защищает права медицинских работников?


– Практически никто. В “Основах законодательства об охране здоровья граждан РФ” есть только одно право врача – застраховать свою профессиональную деятельность. За рубежом в защите профессиональных прав и интересов врача важную роль играют медицинские ассоциации. Всемирная медицинская ассоциация создана в 1926 году, в нее входят 117 национальных медицинских ассоциаций, которые представляют интересы более трех миллионов врачей всего мира.


К сожалению, в России медицинские ассоциации только в стадии зачатия. Итоговая коллегия Министерства здравоохранения РФ в 2003 году приняла решение о создании Всероссийской врачебной палаты. Только бы не опоздать! Нет никакой гарантии, что скоро начнут распродавать медицинские учреждения. Вспомните, как в процессе “прихватизации” ликвидировали крупнейшие заводы и фабрики, сколько людей лишились работы. Та же участь может ожидать медицинских работников, если не создать вовремя механизм защиты. Одним из них и является создание врачебной региональной палаты. Если бы появилась инициативная группа по ее созданию в нашей республике, я бы приняла в этом активное участие…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще