Туберкулез на “зоне”: корень зла – на воле

13 человек умерли от туберкулеза в текущем году в учреждениях уголовно-исполнительной системы Татарстана.

13 человек умерли от туберкулеза в текущем году в учреждениях уголовно-исполнительной системы Татарстана. Это сорок процентов от скончавшихся здесь больных. Но виноваты ли в этом условия содержания? И только ли “зона”, как многие утверждают, – поставщик заболевания на волю?


По данным специалистов-медиков, в настоящее время за решеткой “дозревают” заболевшие в 1998 году. Основная проблема состоит в том, что многие из них, оказавшись в местах не столь отдаленных, зачастую намеренно не хотят… лечиться.


Сегодня из 16 тысяч человек спецконтингента 2200 состоят на тубучете, причем 850 – с активной формой болезни. Любопытно, что по итогам трех кварталов заболеваемость туберкулезом среди татарстанских осужденных снизилась на четверть и составляет в среднем 9 человек на тысячу. Много это или мало? Судите сами: средние показатели по “воле” такие же.


Необходимо учесть, что не на каждой стадии заболевания пациент представляет угрозу распространения инфекции. Опасны лишь “запущенные” больные – бацилловыделители, но они всегда находятся в относительной изоляции от других осужденных – и в колониях, и в следственных изоляторах.


Исходя из сказанного, особое внимание медиков – своевременной диагностике туберкулеза среди спецконтингента. Первоначально обследуют всех прибывающих в следственные изоляторы и исправительные учреждения. Прохождение флюорографии для осужденных обязательно дважды в год, делают ее и непосредственно перед освобождением. Стоимость одного флюорографического аппарата – почти два миллиона рублей, но он обязательно имеется в каждом учреждении пенитенциарной системы республики.


Лечат осужденных от туберкулеза и в “обычных” колониях, и в специализированном лечебно-исправительном учреждении ЛИУ-1 в Нижнекамске, и в больнице при исправительной колонии №2. Правда, при этом не хватает не только медикаментов, но и бактериологических лабораторий и оборудования для них. Кроме того, по словам начальника медицинского отдела УИН Минюста РФ по РТ Ларисы Фадеевой, решать на “зоне” приходится и специфические проблемы. В колониях всегда немало “отрицалов” – тех, кто не желает следовать режиму и исправляться. Эти завсегдатаи штрафных изоляторов добавляют проблем себе и другим, категорически отказываясь лечиться. Принцип здесь – чем хуже, тем лучше, разумеется, для себя самого. А ведь в большинстве камер – прохлада, минимум солнечного света (убивающего бациллу Коха) и свежего воздуха. Конечно, это здоровья не добавляет.


По наущению “отрицалов”, а иногда и по собственному недомыслию не хотят лечиться и вполне дисциплинированные заключенные. К примеру, некоторые отказываются принимать достаточно эффективный комбинированный препарат “Комбитуб”. Науськанные “бывалыми”, неопытные заключенные опасаются, что их сознательно “травят” запасами антибиотика, который-де запретили и сняли с производства аж в 1936 году, от него возникают серьезные побочные эффекты. Нестыковка же состоит в том, что антибиотики в 1936 году… еще не изобрели. Долгое время единственный в мире противотуберкулезный препарат стрептомицин появился лишь в 1945 году, причем за рубежом, и в нашей стране был недоступен. “Комбитуб” же разработан сравнительно недавно и централизованно поставляется через ГУИН Минюста РФ согласно рекомендациям главного фтизиатра Минздрава России.


Что же касается побочных эффектов, то никакое лечение химическими препаратами без них сегодня пока не обходится. Поэтому в ЛИУ-1 противотуберкулезные лекарства, как и положено, “заедают” диетическими продуктами (молоко, творог, масло). Зачастую усугубляют снижение иммунитета и, как следствие, болезнь пьянство и употребление наркотиков заключенными в период, предшествовавший осуждению.


В целом же ситуация с туберкулезом в учреждениях исправительной системы, конечно, непростая: с воли поступает много больных, не хватает средств на медикаменты, оборудование, на расширение переполненной больницы… Проблемный список можно продолжать до бесконечности. Но катастрофы, особенно на фоне общероссийской действительности, в колониях не наблюдается. Болеют туберкулезом нынче в России многие – уж такова безрадостная социальная обстановка.


Так что не факт, что бывший “сиделец”, бомжующий сегодня по выходе, заработал туберкулез непременно на зоне.


Антон ШАБАРДИН.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще