Рак: страхи и реальность

Среди причин смертности рак занимает второе место после сердечно-сосудистых заболеваний.

Автор статьи: Гамира ГАДЕЛЬШИНА

Среди причин смертности рак занимает второе место после сердечно-сосудистых заболеваний. Но только этот диагноз в представлении большинства людей ассоциируется с приговором к смерти и может привести в трепет даже очень мужественного человека. Многие секреты “болезни века” до сих пор не разгаданы, и медицина нередко оказывается бессильной перед ней. Слишком загадочна злокачественная клетка, убивающая безжалостно в любом возрасте – в пору цветения, зрелости, на склоне лет.


К тому же ни одно заболевание не породило столько домыслов, столько суеверных предположений и мифов, как рак. Да и шарлатанов вокруг этой проблемы столько, что диву даешься человеческой корысти одних и безоглядной доверчивости других.


 


Суеверие первое. Рак бывает мужским и женским (материнским и отцовским). Мужской живет в организме много лет, не причиняя хозяину беспокойств. А вот женский трогать нельзя, иначе, проснувшись, он непременно расползется по всему телу, вызывая метастазы.


– Раковые опухоли половых различий не имеют, – категоричен профессор Р.Тазиев, возглавляющий кафедру онкологии КГМА. – Биологическое строение раковой опухоли определяется степенью злокачественности клеток. Агрессивно себя ведут и часто дают метастазы опухоли с высокой степенью злокачественности. Каждая опухоль сугубо индивидуальна. Некоторые дают метастазы очень поздно, другие, наоборот, очень рано, находясь еще сами в размерах, практически невыявляемых. Связано это с различными особенностями роста опухоли – компактностью опухолевой ткани, темпами удвоения опухолевых клеток, близостью магистральных сосудов и т.д. Никаких половых различий у опухолей, подчеркиваю еще раз, не существует.


Имеются некоторые различия по органопринадлежности. Так, например, рак легкого дает метастазы очень рано, а рак ободочной кишки имеет тенденцию к длительному росту без метастазирования. Но и это не критерии, а только лишь общая тенденция.


Есть у этой болезни одна каверзная особенность – в большинстве случаев злокачественные опухоли формируются в течение одного и даже трех десятков лет, никак не проявляясь и не беспокоя человека. Реже встречается быстротечное “созревание”. Но если регулярно посещать врача, бывать в смотровых кабинетах, то высока вероятность “вычислить” начальный процесс заболевания, и это – шанс к спасению. Обычно при диагностике ранних стадий рака пациента эффективно лечат и быстро возвращают к активной многолетней жизни. Но всех поголовно осмотреть и продиагностировать, конечно же, не удается – у отечественной медицины нет ни средств, ни возможностей. Вот и получается, что нередко онкологические больные узнают о своей болезни на той стадии, когда организм уже серьезно подорван. Болезнь подкрадывается незаметно, но действует неотвратимо, поэтому заболеть раком боятся все. Но страх – это то субъективное чувство, которое не помогает в борьбе с этим заболеванием, а, скорее, мешает. А объективные знания об этой болезни смогут помочь предотвратить ее, так как легче бороться с врагом, которого знаешь в лицо.


 


Суеверие второе. Рак бурно развивается после контакта с воздухом, светом во время операции.


Гиппократ писал: “Если у кого рак бывает скрытым, то таких лучше не лечить, ибо испытавшие лечение скоро гибнут, а не лечившиеся живут более продолжительное время”.


– Верно ли это поверье? Конечно, нет. А как же те пациенты, которых мы оперировали много лет назад, а они здравствуют до сих пор? – говорит профессор кафедры онкологии Казанской государственной медицинской академии И.Гатауллин. – Да, бывают ситуации, когда онколог прооперировал больного, до этого месяцы, а то и годы страдавшего от тяжелого недуга, а спустя несколько месяцев этот больной умирает. Дело тут в том, что уже на момент операции ему ничем нельзя было помочь. Хирург, связанный клятвой Гиппократа, пытается использовать малейший шанс. И во время диагностической операции он решает, нужно ли в этом конкретном случае радикальное вмешательство. Сейчас с появлением новой аппаратуры – УЗИ, компьютерной томографии, эндоскопии, с разработкой новых медицинских технологий количество диагностических операций значительно сократилось, однако решающее слово остается все-таки за этим методом. И уверяю вас, зачастую операция – это единственный шанс спасти жизнь человеку.


 


Суеверие третье. Рак неизлечим.


Еще несколько десятилетий назад заболеть раком означало и умереть от него. Но рак излечим. Как и вообще любая болезнь излечима в принципе. Таково компетентное мнение заведующего отделением диагностики и хирургии Республиканского клинического онкологического диспансера МЗ РТ Р.Хамидуллина. Если говорить о современной ситуации в России, то излечима первая стадия, достаточно хорошие результаты и по лечению рака второй стадии. Хуже обстоит дело с третьей стадией, однако и здесь достигнуты определенные успехи, что позволяет части пациентов достигнуть многолетней ремиссии. Но лет сорок-пятьдесят назад и такого не было.


Кстати, при раке кожи количество заболевших практически равняется количеству выздоровевших. Рак молочной железы в ранней стадии излечивается почти стопроцентно. Своевременные профилактические осмотры могут свести на нет смертность от рака шейки матки. При раннем раке желудка можно добиться излечения в более чем 90 процентах случаев. При этом нужно подчеркнуть, что классическая триада – хирургическое лечение, химиотерапия, лучевое воздействие – в начале нашего столетия, вне всякого сомнения, сохранит свое значение. За счет общего научного прогресса, непрерывного развития каждого из трех звеньев названной цепи процесс лечения будет все более совершенствоваться.


Между прочим, несколько десятилетий назад бытовало утверждение: “Малая опухоль – большая операция, большая опухоль – никакой операции”. В наши дни благодаря появившимся эффективным цитостатическим средствам, совершенствующимся гамма-излучателям и линейным ускорителям, расширившимся возможностям хирургии эта фраза звучит уже иначе: “Малая опухоль – малая операция, большая опухоль – большая операция”.


Но на сегодняшний день рак все же остается проблемой далеко зашедшего процесса, и ее решение онкологи видят в своевременной диагностике. Это требует больших экономических затрат, так как связано с необходимостью тотального обследования всего населения с частотой примерно раз в полгода. Решить этот вопрос пытаются путем выявления и дальнейшей диспансеризации групп риска по каждой локализации рака. Положительный пример был продемонстрирован в Японии, где в связи с диетическими привычками очень распространен рак желудка.


В результате диспансеризации населения и регулярных фиброгастроскопических исследований удалось выявить ранний рак желудка у большинства заболевших и добиться больших успехов в лечении этого грозного заболевания.


 


Суеверие четвертое. Рак заразен.


Не первый год муссируются слухи о возможной заразности рака. Тогда, казалось бы, более всего болезнь могла косить сотрудников онкодиспансеров и потомков пациентов. Но строгая статистика отводит профессиональному фактору лишь два процента, а наследственному – около трех. На воздействие радиации приходится тоже немного – до двух процентов, как, впрочем, и на так называемую сексуальную революцию (риск инфицирования от большого числа партнеров и пр.). Основной из причин заболевания раком остается курение. Никотин наиболее часто поражает легкие, слизистые оболочки, полость рта и т.д. Тридцать процентов онкобольных – заядлые курильщики.


И все-таки первой по значимости причиной болезни является неправильное питание. Тридцать пять процентов раковых больных недооценивали употребление свежих натуральных продуктов. Специалисты советуют отказаться от консервов, ограничить в пище твердые жиры, сахар, алкоголь и горячий хлеб.


 


Суеверие пятое. Рак – это что-то вроде злого рока, клейма, которое человек получает чуть ли не с рождения, иногда – по наследству, расплачиваясь за грехи предков.


– Говорить о какой-то изначальной обреченности человека с “плохой” наследственностью нельзя, – считает заведующий отделением маммологии РКОД, кандидат медицинских наук О.Дружков. – Другое дело, если в семье повторяются случаи заболевания раком, то надо максимально внимательно относиться к своему здоровью. Если мы начнем анализировать истории болезни наших пациентов, то выявим причинно-следственную связь между каким-то потрясением, горем, психической травмой и провоцированием процесса развития опухоли. Если говорить конкретно о заболеваниях молочной железы, то практически во всех случаях присутствует фактор стресса, сильных и длительных отрицательных эмоций. Нередко стресс оказывается пусковым механизмом для развития рака.


Вот только два примера из практики онкодиспансера. Пациент, 66 лет. В недавнем прошлом блистательный ученый, создавший кафедру в институте и на протяжении двадцати лет возглавлявший ее. Был полон сил и энергии, но уволен в связи с достижением полного пенсионного возраста. Лишился условий для самореализации. Для творческого человека это оказалось сильнейшим ударом, и в результате через шесть месяцев диагноз – рак желудка.


Пациентка, 52 года. Потеряла единственного сына в Чечне. Тяжело переживала горе, да и некому было выплакать его, и вот диагноз – рак молочной железы.


Возможно, стрессовый фактор – не решающий и, уж конечно, не единственный, но он создает “фон” для развития болезни. Не менее важно, что он может стать причиной неуспеха при лечении. Больные обычно оказываются в своеобразной ловушке тяжелого диагноза. Это накладывает отпечаток на отношения с близкими людьми, возникают барьеры в общении. Ни в коем случае нельзя, чтобы пациент ставил перед собой какие-то конечные цели. Например, мать мечтает дожить, пока сын поступит в институт. И такие примеры есть: цель достигнута, сын поступил в вуз – и мать вскоре уходит из жизни. Потому что выполнила некую внутреннюю программу и перестала сопротивляться болезни.


 


Суеверие шестое. Рак можно вылечить травами и средствами альтернативной медицины.


Обойдите далеко стороной того целителя, который обещает излечить рак одними травами. Травы – это дополнительный метод лечения. Основной курс лечения – операция, облучение или химиотерапия – проводится обязательно! Может быть, кого-то убедят слова известного онколога, академика А.Воробьева: “В современной онкологии есть еще одна проблема: отказ больного от программного лечения опухолевого процесса. Формально пациент на это имеет право. А врач не может заставить его лечиться против воли. Врач и больной, решая проблему лечить или не лечить, находятся в неравных условиях. Даже если врач опишет больному предстоящие ему мучения в случае отказа от терапии, тот все равно всего объема бед представить себе не сможет. Ведь разговор ведется между специалистом и человеком несведущим. Часто большинство слов врача бывает просто не услышано, так как больной находится в другом, своем мире. Это разговор слепого с глухим. Отказ больного от лечения – безусловная ошибка ценою в человеческую жизнь, хотя юридически тут нарушений нет”.


Да, лечение тяжелое, и, естественно, больному не всегда просто дать согласие на калечащую операцию или на плохо переносимую химиотерапию. Он мечется, ищет выход. А тут предлагают альтернативу. Ведь травы пить – это не операцию сделать. И больной верит, и идет за “целителем” к роковому концу. Подогревают надежды и расплодившиеся в большом количестве разного рода “оздоровительные” газеты. Идет агрессивная реклама “спасительных средств” и в более серьезных изданиях.


Достоверность информации, на которой основаны такие публикации, практически никто не проверяет, ответственности за их последствия никто не несет. В сущности, идет игра на вполне понятных психологических механизмах: больные и их родственники, напуганные грозным диагнозом, хватаются за любую соломинку. Как правило, методы, предлагаемые целителями, не только “не работают”, но даже вредят здоровью. Хотя главная их опасность в другом. пока больной экспериментирует, опухоль растет, оперировать ее все труднее. Вред, к примеру, столь популярной сейчас уринотерапии трудно описать. Онкологи знают по собственному опыту: пациенты, у которых процесс роста опухоли был приостановлен, после приема мочи вызывали возврат и бурное развитие болезни. Но кто об этом написал? Тысячи людей продолжают “лечиться” таким образом от рака. Особенно любимы в народе три способа – водка с маслом, керосин и моча.


К огромному сожалению, единственного чудо-средства для лечения рака нет. И не может быть. Один из первых директоров Московского онкологического института Петр Александрович Герцен ввел в онкологию постулат, верный и сегодня: “Раки – все разные”. Одни опухоли можно излечить только с помощью скальпеля, другие – только с помощью лучевой терапии, для третьих нужна сложная комбинация лекарств и лучевой терапии.


Возьмите себе на заметку – и это самая верная примета – если выбранный-таки вами лекарь говорит о недопустимости оперативного лечения в силу каких-то причин, значит, перед вами стопроцентный жулик. Ни один врачеватель, обладающий хотя бы минимальными основами научной медицины, такой нелепости говорить не будет.


И если вам все-таки поставлен диагноз “рак”, не бойтесь его. Жизнь на этом не заканчивается.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще