“Ломать – не строить” – так было озаглавлено обращение в газету (“РТ”, № 126 ) сотрудников Научно-исследовательского центра Татарстана “Восстановительная травматология и ортопедия”, в котором они убедительно мотивировали свой протест против намерения Минздрава РТ отделить клиническую базу от научной, создав два самостоятельных учреждения. Достаточно убедительны, на наш взгляд, и альтернативные доводы министерства, которые привел в беседе с нашим корреспондентом заместитель министра здравоохранения Анас Гильманов.
Прежде чем начать разговор, он предложил ознакомиться с перепиской Минздрава с такими социальными ведомствами, как министерства труда и занятости РТ, социальной защиты, финансов и Пенсионный фонд. В письмах содержатся ответы на многочисленные просьбы сотрудников НИЦТ “ВТО”, достигших выслуги лет на медицинском поприще, помочь им реализовать право на льготную пенсию. Увы, в ответах – единодушный отказ, так как с недавних пор это право работники данного учреждения потеряли. Дело в том, что в декабре 1999 г. вышел приказ Минздрава России “Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения”, а в феврале 2000 года – приказ “О внесении изменений и дополнений в номенклатуру учреждений здравоохранения”. Научные учреждения в системе здравоохранения этой номенклатурой не предусмотрены, значит, и разговора о льготной пенсии быть не может. Чтобы войти в номенклатуру, многие республиканские учреждения отрасли поменяли согласно требованиям приказа вывеску, и права ветеранов на льготную пенсию были сохранены. Руководство же НИЦТ не захотело привести наименование клинической части института в соответствие с российской номенклатурой, ущемив тем самым права своих сотрудников, говорит Анас Анварович.
– Но это лишь одна и, я бы сказал, не самая главная причина, по которой мы настаиваем на реорганизации института “Восстановительная травматология и ортопедия”, – продолжает он. – Восемь лет назад при государственной регистриции уставных документов данный центр приобрел статус научно-исследовательского, после чего клиническая часть его лишилась статуса юридического лица и фактически является структурным подразделением научного учреждения при Академии наук Татарстана. Между тем финансирует клинику Минздрав, но распорядителем кредитов является не главный врач, а директор научного учреждения, который в нашем подчинении не находится. Чтобы понять парадоксальность ситуации, взгляните на этот документ.
В письме президенту Академии наук Татарстана М.Хасанову излагаются нарушения в работе директора НИЦТ “ВТО” Х.Гафарова при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности. Особенно много этих нарушений в части оказания платных услуг, штатного расписания и премирования сотрудников. Министерство же не смогло принять даже меры дисциплинарного взыскания. Приведу для убедительности отрывок из письма: “Учитывая, что директор НИЦТ “ВТО” Гафаров Х.З. находится в непосредственном подчинении Академии наук РТ и является распорядителем кредитов, у Министерства здравоохранения РТ фактически отсутствует механизм контроля и управления за деятельностью центра, так как министерство не имеет права применять меры дисциплинарного взыскания и депремирования к директору НИЦТ “ВТО”. Главный же врач клинического подразделения Алтунин В.Ф., находящийся в непосредственом подчинении Минздрава, не имеет никаких полномочий по управлению центром, так как не является распорядителем кредитов.
На основании вышеизложенного, учитывая вышеперечисленные нарушения в деятельности НИЦТ “ВТО”, Министерство здравоохранения РТ убедительно просит вас принять меры дисциплинарного взыскания к директору НИЦТ “ВТО” Гафарову Хайдару Зайнулловичу”.
– Впечатляет?
– Да, и особенно последний абзац. Он прямо-таки достоин пера фельетониста. И что же – взыскание было наложено?
– Да где там! Ведь внимание АНТ в основном сосредоточено на научных разработках. Кому нужен контроль за чужими кредитами!
– Но есть очень весомый довод в пользу ваших оппонентов – на мой взгляд, это нецелесообразность отделения науки от практики. В этом смысле реорганизация действительно чревата большими потерями.
– Какие потери? – восклицает Анас Анварович. – В системе Минздрава, например, РКБ, ДРКБ, Республиканский противотуберкулезный диспансер, Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы и другие работают с учеными на основе договоров о совместной деятельности. Такие договора заключены с Казанским медуниверситетом, медицинской академией. На базе клиник размещены кафедры научных учреждений, их специалисты оказывают высококвалифицированную медицинскую помощь и внедряют в практику здравоохранения различные научные разработки, врачи и ученые ведут большую совместную работу.
Еще один довод противников разделения научной и клинической части – экономические потери в связи с увеличением штатов. Но увеличения не произойдет. Ведь уже сейчас имеется дублирование административно-управленческого персонала. Самое крупное подразделение – бухгалтерия. Но она находится в штате клиники и рассчитана только на обслуживание клинической части, где в штате 505 должностей. Обслуживание же научного учреждения идет, так сказать, на общественных началах – там всего-то 68 штатных единиц.
Самое же главное, ради чего стоит решить раз и навсегда проблему подчинения двум ведомствам, – это возможность осуществлять единый контроль за организацией финансово-хозяйственной деятельности. Без этого огромные средства останутся без надзора, а это, как сами понимаете, стимулирует развитие хватательных рефлексов, что вредит в конечном итоге и науке, и практике.