Психиатры на связи с читателями

Сегодня в Казань съезжаются психиатры практически со всех регионов России.

Сегодня в Казань съезжаются психиатры практически со всех регионов России. А завтра в санатории “Ливадия” начнет работу четырехдневная всероссийская научно-практическая конференция на тему “Медико-социальные проблемы в психиатрии”.


Как уже сообщалось, накануне “РТ” провела с читателями “прямую связь”. В течение часа было задано более 20 вопросов, на которые даны исчерпывающие ответы специалистов в области психиатрии. В “прямой связи” приняли участие главный психиатр республики И.Халитов, главный судебно-экспертный психиатр РТ, он же главврач республиканской психиатрической больницы кандидат медицинских наук Ф.Гатин, начмеды РПБ А.Рогов и Л.Миннетдинова, ведущий специалист Министерства социальной защиты РТ П.Толстиков.


Начался разговор со звонка весьма неуравновешенной дамы, “приглаженный” диалог с которой выглядел примерно так:


– Что у вас там за порядки? На днях привезла к вам брата, который всех уже “достал”, так его в приемном покое отказались госпитализировать!


– Видимо, не было оснований…


– Какие там основания! Вслед за нами подкатила вполне приличная, тихая женщина, но ее в стационар поместили. Правда, у нее были какие-то сопроводительные документы… Да знаю я, что это за документы! Наверняка чья-то протекция сработала!


– Поверьте, это исключено. В приемном покое пациентов осматривают несколько специалистов, и необходимость госпитализации подтверждается тремя подписями. Если нет “острого состояния” и больной упорно не желает госпитализироваться, мы, помещая его в больницу, до решения специальной медицинской комиссии не имеем права даже лекарства ему назначать.


– А кто со мной говорит?


– Главврач Гатин, а я с кем имею честь общаться?


– Вот приду к вам в кабинет, тогда и назовусь.


Еще звонок:


– Здравствуйте, звонит вам Ольга Шипулина. Узнала из газеты, что вас проверяла комиссия парламентского контроля. Оказывается, кормите вы своих больных всего лишь на 17-20 рублей в день, что не соответствует нормативам. И снабжение тапочками, простынями плохое…


– Ну, на голых матрасах у нас уже давно никто не спит. А питание ничуть не хуже, чем в других городских больницах. А если сравнить с лечебными учреждениями большинства соседних республик, то и значительно лучше. Сами понимаете, нормативы формируются с учетом стабильного и полнокровного финансирования, потому и закладываются туда на одного больного по несколько сорочек, простыней и т.д. и т.п. Увы, сейчас в здравоохранении ситуация хоть и несравнимо лучше, чем в былые годы, но все же остается непростой. Поэтому и хозяйствуем, не шикуя.


– Вы меня не поняли – я не упрекнуть вас хотела, а посочувствовать. Ведь при дефиците рубля вы еще и вынуждены некоторых больных содержать на своем довольствии годами.


– Да, таких постоянных жильцов в больнице более трехсот.


– Зачем же поощрять иждивенчество? Нельзя ли внедрить платные услуги или заставить их как-то работать, приносить больнице доход?


– Не забывайте, что это больные люди, и о доходе с них речи быть не может. Наша задача лечить их, а не эксплуатировать. Но к определенным хозяйственным работам мы их, конечно же, привлекаем. Кроме того, есть такое понятие “трудотерапия”. В лечебно-производственных мастерских, в швейном и столярном цехах больницы в течение года проработали 588 человек, 31 пациент по трудовому соглашению получает заработную плату, примерно до 300 рублей в месяц. Плюс – 150 рублей квартальной премии.


– Спасибо. Желаю здравоохранению республики крепкого материального здоровья.


Следующий звонок последовал из Лениногорска.


– Можно ли попасть к вам на прием к психотерапевту?


– Пожалуйста. В любой будничный день с 8 до 17.00 часов. Наш адрес: Казань, ул.Ершова, 49.


Ответ на следующий вопрос, наверное, хотели бы знать очень многие, ведь он непосредственно затрагивает права человека и реальные перемены в этом смысле за последние, перестроечные годы.


– Существует ли при РПБ отделение для содержания лиц, направленных для изоляции спецслужбами? Я журналист и, как вы понимаете, привык во всем сомневаться.


– Вы можете полностью доверять мне – такого отделения у нас нет, и госпитализация по политическим мотивам не производится. Не те, так сказать, времена. Мы работаем строго по федеральному закону о психиатрической помощи. И это подтвердила проверка по правам человека, которая недавно прошла у нас. Деятельность больницы досконально изучалась, просматривались все истории болезней.


– А сотрудничаете ли вы с институтом психиатрии имени Сербского? Можете ли московских специалистов привлечь, скажем, при проведении судебной психиатрической экспертизы?


– Да, сотрудничаем. Кстати, в Казани судебно-психиатрическая экспертиза подстражных проводится для семи регионов России. Любопытно, что наш показатель признания невменяемости среди направленных на экспертизу в два раза ниже российского. Он колеблется от 3 до 4 процентов.


– Всего-то! В Дагестане, слыхал, свыше 60 процентов подследственных признаются невменяемыми. Хотя нетрудно догадаться, почему! Клановость срабатывает! А вы, выходит, шибко принципиальны при выносе диагноза подобным пациентам?


– Дело не в принципиальности. Просто судебные органы нашей республики активно используют возможность провести эту экспертизу здесь, на месте. Малейший повод – и они направляют к нам. А судья из Самары, например, еще подумает, где взять деньги на то, чтобы оплатить фигуранту дорогу до Казани. Поэтому из-за тщательного отбора на местах среди иногородних невменяемых мы выявляем чаще. В прошлом году мы провели 5058 судебно-психиатрических экспертиз. Сегодня контингент психических больных, совершивших общественно опасные действия, составляют в республике 1595 человек.


– Спасибо за столь подробный ответ. Я вполне удовлетворен.


***


– Звонят из Бугульмы. Безлепкина моя фамилия. Вы, говорят, хотите интернат для психов у нас открыть! Да еще в черте города. Такое соседство – издевательство над здоровыми людьми!


– Успокойтесь. Республиканская психиатрическая больница, где содержится 2300 человек, тоже находится в черте города, и уже 135 лет. Никаких жалоб от населения нет. В республике всего четыре интерната для психоневрологических больных, которые находятся в ведении Министерства социальной защиты РТ. В них содержатся около 1800 человек. А очереди на интернатскую “прописку” дожидаются еще свыше 500 инвалидов. Так что проблема открытия нового интерната стоит довольно остро. Да, в Бугульме реконструируется здание под социальное учреждение для таких больных. Но еще вопрос, будет ли оно действительно такого профиля. Ведь не вы одна возмущены таким соседством. Как только дело касается реабилитационных центров для наркоманов, ВИЧ-инфицированных, психбольных, население, как правило, начинает противиться, недовольство проявляют районная администрация, депутаты… А проблема должна решаться.


– На какие хоть средства вы этих больных содержите? Ведь будут мотать нервы своим попрошайничеством. По-прежнему пенсию у них всю отбираете?


– Этого никогда не было. Правда, в последние несколько лет 75 процентов пенсии действительно направлялись на содержание пенсионера или инвалида в социальном учреждении. С января этого года жильцы интернатов сами будут распоряжаться своими деньгами. Но это только те, кто признан дееспособным. Если честно, то органы соцзащиты такое решение Правительства не особенно радует. Свободные деньги в руках немощных, больных людей – головная боль для тех, кто за ними ухаживает. Социальным работникам приходится ограждать пациентов с деньгами от их недобросовестных родственников, претендующих на эти деньги, регулировать различные внутриинтернатские разборки, вести воспитательную работу с любителями выпить и т.д. и т.п. По всей видимости, в дальнейшем, раз уж у пациентов в руках появились деньги, речь пойдет о внедрении платных услуг.


– Спасибо. И все-таки постарайтесь интернаты строить за городом.


***


– Здравствуйте. Это “прямая связь”?


– Да.


– Беспокоит Петр Сергеевич Крынкин, пенсионер из Казани. Неужели проблемы психического здоровья стали столь актуальны, что вы даже затеяли этот публичный разговор?


– Актуальны настолько, что в прошлом году впервые в своей истории Всемирная организация здравоохранения посвятила Всемирный день здоровья, который проводится 7 апреля, теме психического здоровья. Эксперты ВОЗ считают, что даже в благополучных, развитых странах до 30 процентов населения нуждаются в помощи специалистов психиатрического профиля. К ним, кроме психиатров, относятся и наркологи, сексопатологи, психотерапевты, медицинские психологи. В нашей стране на психическое здоровье людей негативно повлияла социально-экономическая ситуация. Многие россияне живут в условиях затяжного психоэмоционального и социального стресса, вызывающего рост распространенности пограничных нервно-психических и психосоматических расстройств, алкоголизма и наркомании, агрессивных реакций, самоубийств. Не случайно три года назад межведомственная комиссия Совета безопасности РФ констатировала, что беспрецедентный рост заболеваемости психическими расстройствами представляет серьезную угрозу национальной безопасности.


– А Татарстан не представляет на общем фоне островок благополучия?


– Увы, нет. В нашей республике показатели распространенности психических расстройств существенно не отличаются от среднефедеральных данных и свидетельствуют об общих неблагоприятных тенденциях. Как и в России, у нас возросла инвалидизация психически больных, сегодня их в республике более 26 тысяч человек. Резко выросло число пациентов с пограничными состояниями. Если раньше в год в РПБ регистрировали до 150 таких больных, то в прошлом году их было уже 900. Люди стали чаще обращаться к психиатрам добровольно, понимая, что сами со своими проблемами справиться не смогут. Доля добровольно обратившихся за консультативной помощью от общего контингента больных сегодня составляет свыше 31 процента.


– Спасибо. Все правильно – как тут не свихнуться народу, когда в кармане гроши, работы нет, детишки есть просят, медицина платная, будущее неясно… И когда же мы из этой безнадеги только выкарабкаемся?


Не ожидая ответа на последний вопрос, пенсионер положил трубку. Но телефон тут же зазвонил снова. На связь вышел студент, которого интересовало, много ли среди призывников юношей, признанных негодными к службе в армии из-за психических расстройств. Этот же вопрос задал и журналист Наиль Садыков, недавно побывавший на брифинге, где генерал-майор Мустаев выразил обеспокоенность ростом психической патологии среди юношей призывного возраста.


– Патология нашего профиля занимает большой процент среди призывников. Кроме того, некоторые “ломаются”, уже попав в армию. Как правило, ежегодно три-четыре солдата именно по причине психического нездоровья комиссуются, “сломавшись” уже на службе, чаще – в “горячих” точках или там, где процветает дедовщина.


– Я заканчиваю факультет социальной работы. Знаю, что в РПБ есть такие специалисты. А чем они занимаются?


– У нас в штате 10 социальных работников, и они довольно загружены. Ведь им приходится решать множество вопросов, которые наши пациенты самостоятельно решить не могут. Скажем, восстанавливать документы, возобновлять оформление пенсионных дел, оформлять перевод больных в интернаты, решать вопросы их дееспособности и т.д. и т.п. В дальнейшем планируется расширение социальной реабилитации пациентов с внедрением групповых обучающих методик.


И последний вопрос задал некто К.Афанасьев, вспомнив, как в 1996 году в республиканской психиатрической больнице лежал его родственник. Приходилось “экипировать” бедолагу и продуктами, и простынями, не говоря уже о лекарствах. Многое ли изменилось с тех пор? Есть ли у хронических больных возможность уже после выписки приобретать у местных психиатров бесплатные лекарства?


– Изменилось многое. Материальная база РПБ существенно окрепла, особенно после того, как три года назад на ее проблемы обратило внимание Правительство и в стенах больницы побывал Премьер-министр Р.Минниханов. Делается капитальный ремонт здания. На солидную сумму приобретено новое оборудование. Больница развивается и восстанавливает то, что было когда-то утрачено из-за отсутствия финансирования. Так, в рамках социальной реабилитации снова заработал клуб, возобновились культпоходы в музеи города, во взрослых и детских отделениях устраиваются праздники с приглашением артистов.


Настоящий переворот произошел в лекарственном обеспечении.В нашем арсенале появились лекарства высокой эффективности и с минимальным побочным эффектом. В большинстве районов снята проблема и с обеспечением пациентов бесплатными медикаментами, в некоторых даже представлен их широкий выбор.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще