На этот раз на очередном заседании Комитета парламентского контроля Госсовета РТ рассматривался всего один вопрос: “Об использовании средств, выделенных из республиканского бюджета в 2000 – 2001 годах на содержание лечебных учреждений республиканского подчинения”. Рассчитывая на длительный и серьезный разговор, других пунктов в повестку не занесли. В наше сложное время здоровье, являясь не только мерилом человеческого счастья, но и важнейшим ресурсом экономики, достается и самому гражданину и государству ой как недешево.
Позволю себе предать огласке заветную мечту министра здравоохранения РТ Камиля Зыятдинова. Он мечтает когда-нибудь довести уровень здоровья татарстанцев до такой высоты, чтобы оно могло стать визитной карточкой республики, индикатором ее позитивных экономических и социальных показателей. Вот почему каждый рубль, а здравоохранение одна из самых затратных отраслей, надо бы вкладывать здесь с умом. Не случайно при Минздраве РТ был создан отдел экономической безопасности, “упакованный” профессионалами правоохранительного ведомства. Целесообразность этого начинания очевидна. По результатам работы отдела, например, уже возмещена дебиторская задолженность медицинским учреждениям, образовавшаяся в течение 1998-99 годов на сумму 13 млн.900 тысяч рублей. Скорректирована кредиторская задолженность в пользу медицинских учреждений на сумму 7 млн. 731 тысяча рублей.
К сожалению, финансов у медицины значительно меньше, чем требуется для того, чтобы материально обеспечить все наши революционные попытки довести уровень медобслуживания в России и в Татарстане до европейских стандартов. А потому попытки эти очень часто превращаются в пытки. Это недвусмысленно прозвучало в оправдательных речах руководителей республиканских клиник на заседании и уже после него в кулуарных комментариях. Но сначала о том, сколько и куда были направлены бюджетные средства, выделенные на 2000-2001 годы для республиканских лечебных учреждений, которых в Татарстане аж 29. На содержание их и реализацию целевых программ из республиканского бюджета было выделено 2 млрд.351,8 млн. рублей. Это составляет 19,8 процента всех средств, полученных системой здравоохранения за эти годы из различных источников. Как показала проверка, основная часть бюджетных средств была использована в соответствии с утвержденными сметами расходов. На 746 млн. рублей приобретены оборудование и предметы длительного пользования, на 658 млн. – медикаменты, на 57 млн. – питание для больных. 168 млн. направлены на проведение капитального ремонта, 390,4 млн. – на строительство и реконструкцию объектов. За данный период введен в строй новый перинатальный центр в Республиканской клинической больнице. Ведутся строительство корпуса на 60 коек в Республиканском наркологическом диспансере, детском туберкулезном санатории “Обсерватория”, а также реконструкция здания РКБ-3 в Казани на улице Островского и стационара на 30 коек в Республиканском центре по профилактике и борьбе со СПИДом.
За последние 5 лет проведено комплексное оснащение современной медицинской аппаратурой таких крупных лечебных учреждений, как РКБ, РКБ-2, РКБ-5, клинического онкодиспансера. Одним из результатов того, что технические дорогостоящие новинки использовались грамотно и рационально, можно считать тот факт, что сегодня Татарстан занимает ведущее место по коррекции врожденных пороков сердца. У нас проводится более 135 операций на 1 млн. населения, а в России в два раза меньше.
Много внимания уделяется рациональному приобретению и реализации лекарственных средств. В 2001 году было проведено более 1400 конкурсных закупок на сумму более 172 млн. рублей. В результате согласования цены на отдельные лекарства были снижены на 60 процентов. Тем не менее именно по лекарственному обеспечению было больше всего замечаний у проверяющих. Заместитель министра по фармации и медтехнике Рустем Сафиуллин чувствовал себя неуютно под вопросным обстрелом участников заседания, которые хотели знать, почему разбег цен в разных аптеках на лекарства одного производителя слишком широк, почему свыше 100 тыс. рублей бюджетных средств было израсходовано медучреждениями на закуп медикаментов, не входящих в формулярный список, утвержденный Минздравом РТ, почему на складах РКБ и РКБ-2 сосредоточены большие запасы лекарств со сроком годности, заканчивающимся уже в этом году, и т.д. Не на все вопросы был дан исчерпывающий ответ. В докладе заведующего отделом социальной сферы и экологии комитета Николая Горшкова прозвучали поражающие воображение цифры о лекарствах, лежащих на складах двух крупнейших клиник. Объемы этих лекарств значительно превышают их реальную потребность. В РКБ-2 , например, на момент проверки запас препарата кетанов №10 составляет 3,7 года при сроке годности до октября 2002 года, а кетанов №100 приобретено аж на 22 года вперед. В Республиканской клинической больнице сосредоточен запас лекарств на 3 млн. 31 тысячу рублей. Это Р.Сафиуллин объяснил тем, что был сделан централизованный закуп лечебных средств, которые завезены на склады этих клиник, чтобы затем распределить их по другим лечебным учреждениям. Но этот ответ не рассеял сомнения участников заседания, что чувствовалось по их ироничным репликам. Уже после заседания я попросила прокомментировать эти факты самих медиков. Главный врач РКБ-2 Рашид Абашев, сказал, что кетанов – обезболивающее лекарство, которое применяется в этой клинике в очень небольших количествах. Но методика подсчетов проверяющих была стандартна и проста. Общее количество лекарства они разделили на эту не характерную потребность и, естественно, получили те самые шокирующие “22 года”. Те же лечебные учреждения, для которых это лекарство, в принципе, и приобреталось, “съедят” его довольно быстро.
Комментарий главного врача Республиканской клинической больницы Разина Фатихова был более широким: ведь на складах РКБ, кроме лекарств, залежалось и дорогостоящее оборудование. В частности, около года хранится здесь стерилизационное оборудование на общую сумму 52,3 млн. рублей. Здесь же на 5,6 млн. рублей “пылится” рентгенодиагностическое оборудование для оснащения строящегося корпуса лучевой диагностики. Срок гарантии на оборудование уже истек, хотя ввод в строй корпуса запланирован на июнь этого года. Аналогичная ситуация с комплектом гемодиализной аппаратуры, приобретенной три месяца назад.
– Что касается лекарств, то это только на первый взгляд кажется, что запас их на сумму 3 миллиона рублей огромен. А для нас это всего лишь двухнедельный запас, ведь в месяц Республиканская клиника расходует медикаментов на 10 млн. рублей, – сказал главный врач.- Как, не запасаясь, добиться бесперебойности лечебного процесса? Чтобы понять это, надо знать специфику нашего учреждения, где ежедневно находится до 1300 больных, до 700 человек принимаются в поликлинике, проводится 60-70 хирургических операций в день, плюс 5-6 вылетов санитарной авиации в районы, выполняется множество лечебно-диагностических манипуляций. В течение последних пяти лет у нас был единственный способ обеспечить устойчивую жизнедеятельность больницы – это проведение взаимозачетов и бартерных операций. От общего бюджета РКБ они составляли 30-40 процентов объема. За счет этого удалось открыть современную станцию переливания крови, обновить автопарк, заменить АТС, станцию жидкого кислорода и т.д.
Комиссия указывает на неустановленное оборудование. Это как раз то оборудование, за которое мы долго боролись и которое будет установлено в этом году после реконструкции стерилизационного отделения, отделения гемодиализа, пищеблока, прачечной, лифтового хозяйства. Нас упрекают в нерачительности, но как жить, не запасаясь впрок при нынешней-то системе финансирования? Например, за четыре месяца с начала года из бюджета РФ на приобретение оборудования и капитальный ремонт не было выделено ни копейки! Кто даст гарантию, что после реконструкции объектов средства на эти цели будут выделены? Никто. Вот почему мы следуем поговорке “Запас карман не тянет” и приобретаем необходимое тогда, когда есть возможность его приобрести. Это касается и рентгенодиагностического оборудования. Оно было получено бесплатно по федеральной кредитной линии в марте и декабре 2001 года для оснащения строящегося корпуса лучевой диагностики. В июне этого года корпус будет сдан. И хоть гарантийные сроки оборудования действительно вышли, есть договоренность с производителем по их продлению.
К Республиканской психиатрической больнице тоже были предъявлены претензии и высказаны рекомендации хозяйствовать более экономно. Тем более что контингент больных здесь специфический, не способный в случае чего предъявить требования за ненадлежащий уход. Уповать приходится лишь на совесть медработников, на их ответственность. Это как раз тот случай, когда совесть – главный контролер. А живут психические больные, согласно справке проверяющих, не особенно сытно. Питаются в день рублей на 20, обеспечены тапочками, халатами, постельными принадлежностями лишь на 30-50 процентов. Здесь есть резервы экономии, которые могли бы быть пущены на латание дыр. Один из них в том, чтобы не покупать продукты по завышенной цене. В минувшем году переплата составила 51,9 тысячи рублей. В условиях напряженного финансирования системы здравоохранения здесь по необоснованно заниженной цене предоставляют тепловую энергию трем жилым домам по улице Ершова. В результате только за один год бюджет больницы не досчитался 240,4 тысячи рублей. В ходе объяснений было выяснено, что подключение к котельной РПБ произошло по решению городской администрации и в настоящее время вопрос с помощью Минздрава и “Татэнерго” утрясается.
Выступивший на заседании министр здравоохранения Камиль Зыятдинов признал серьезность замечаний парламентской комиссии. Уже в ходе проверки многие недостатки оперативно исправлялись, на некоторых проблемах министерство сосредоточит свое внимание, всесторонне проанализировав просчеты и выявив резервы. В частности, уже на очередной коллегии в июне будет рассмотрен вопрос о рациональном использовании медицинского оборудования.