Отправляясь в теплые края «за здоровьем», постарайтесь его не подорвать
Для большинства из нас лето – самое приятное время, когда готовимся к отдыху или уже отдыхаем, набираемся сил и здоровья. Но для тех, у кого не все в порядке с сердечно-сосудистой системой, летняя пора – это зона повышенной опасности. В жару на сердце ложится дополнительная нагрузка. Сосуды расширяются, кровяное давление падает, и сердцу, чтобы продолжать обеспечивать нормальный кровоток, приходится работать в усиленном режиме.
Про то, о чем в приятную летнюю пору надо не забывать людям с различными заболеваниями сердечно-сосудистой системы, нам рассказал заведующий отделением сердечно-сосудистой патологии Клиники НИИ питания РАМН кандидат медицинских наук Альфред Богданов.
Негативные факторы
– Альфред Равилевич, какие дополнительные факторы риска появляются у сердечников летом?
– В первую очередь высокая температура воздуха. Причем для них она высокая уже начиная с 28 градусов. И вдвойне плохо, если такая температура сочетается с высокой влажностью воздуха. Это и здоровому-то человеку бывает сложно перенести, не говоря уже о тех, кто имеет проблемы с сердцем. В жару наш организм быстро теряет жидкость, что тоже нехорошо для сердца.
Лето – период отпусков, а они часто связаны с длительными переездами, перелетами. И люди, имеющие хронические болезни сердца, эти перелеты, естественно, переносят хуже, чем здоровые. Во-первых, им труднее перенести перепады давления, а во-вторых, в самолете пассажиры ограничены в движениях, они вынуждены длительно находиться в сидячем положении, и это способствует замедлению тока крови. К примеру, передвигаясь на автомобиле, в пути можно сделать остановку. У автобусов дальнего следования тоже предусмотрены стоянки, где можно выйти из салона – размяться и немного походить. А вот в самолете, увы, такие «променады» не предусмотрены.
– И как же людям, имеющим проблемы с сердцем, вы посоветуете вести себя во время полета?
– Нужно постараться как можно удобнее расположиться в кресле, и за все время перелета – даже если оно не слишком продолжительное (допустим, часа три), постараться хотя бы раз пройтись по салону самолета – например, до туалета и обратно.
– И к каким серьезным проблемам могут привести перечисленные вами негативные факторы?
– Практически ко всем сердечно-сосудистым катастрофам: к инфаркту миокарда и инсульту головного мозга, к застою крови – а значит, к образованию тромбов, их закупорке и отрыву, что может вызвать мгновенную смерть человека. Эти факторы, воздействуя на людей, которые плохо переносят жару, могут привести к гипертоническому кризу. Большая потеря жидкости организмом может вызвать нарушение ритма сердцебиений – а это у «серьезных сердечников» может стать угрозой для жизни.
Группа риска
– Кто находится в группе риска?
– Лица с хроническими или врожденными болезнями сердца, люди, которые перенесли инфаркт или инсульт, гипертоники – если их болезнь не контролируется специальными лекарственными препаратами, люди в возрасте: мужчины – от 65 лет и старше, женщины – ближе к 70 годам и старше, даже если у них нет явно выраженных проблем с сердцем.
– А дети или подростки входят в эту группу риска?
– Обычно нет, только если у ребенка врожденный порок сердца.
– А дачники не входят в группу риска?
– Я бы говорил не о дачниках, а именно о людях, имеющих проблемы с сердцем, которые при этом стремятся в любую погоду – даже в жару и под прямыми лучами солнца – как можно больше сделать на своем участке. Потому что здоровый человек способен переносить большие физические нагрузки даже при высокой температуре воздуха без негативных последствий для себя.
– А курильщики?
– Если сердечник еще и курит, то все кардиологические риски, которые провоцируются летней жарой, для него повышаются в два-три раза. Потому медицина и ведет бесконечную борьбу с курением.
Первая помощь
– Если человеку в жару стало плохо с сердцем, скажем, посреди парка – прохожие могут оказать ему какую-то первую помощь?
– Первым делом нужно переместить человека в тень – и сразу же холодной водой смочить хотя бы лоб. Но лучше окатить его водой – чтобы быстрее охладить перегретое тело. Если он в сознании – дать попить воды. Если приступ сопровождается болями в сердце – положить под язык нитроглицерин (обычно сердечники носят его с собой) или разжевать три таблетки аспирина (но если у человека проблемы с желудком – к примеру, язва, необходимо принимать этот препарат с осторожностью и под руководством врача). Нужно вызвать скорую помощь и по возможности дождаться ее приезда вместе с пострадавшим. А если человек еще и потерял сознание, то в дополнение к перечисленным мерам нужно поднять повыше его ноги. Можно подложить под них какую-то подставку.
Альфред БОГДАНОВ, заведующий отделением сердечно-сосудистой патологии Клиники НИИ питания РАМН
– А если с сердцем стало плохо в самолете?
– В таком случае должен быстро подключиться бортпроводник, их учат оказывать первую медицинскую помощь в подобных ситуациях. К тому же в самолете обязательно должна быть аптечка, где найдутся и нитроглицерин, и аспирин. Кроме того, нужно по возможности дать человеку подышать кислородом, дать попить воды. Но если сердечный приступ сопровождается болью – надо как можно удобнее расположить человека в кресле самолета и постараться не давать ему двигаться и ждать приземления. А к трапу экипаж самолета должен вызвать скорую помощь.
Меры предосторожности
– Какие рекомендации вы бы дали сердечникам, чтобы снизить риск обострения заболеваний летом?
– Само пребывание на свежем воздухе полезно, но нужно избегать длительного нахождения на открытом солнце. Под прямыми солнечными лучами желательно находиться непрерывно не более часа. А в самый пик жары (с 12 до 16 часов дня, когда солнечное излучение наиболее сильное) надо по возможности находиться в тени и избрать щадящий режим физических нагрузок. И вообще при повышенной температуре надо более внимательно следить за физическими нагрузками и помнить, что жара сама по себе является нагрузкой для организма.
– Вы говорили, что в жару отрицательным фактором становится обезвоживание организма. А есть какая-то норма потребления жидкости в эту пору?
– В сутки нужно выпивать не менее двух с половиной литров воды. Этот объем нужно распределить в течение суток, но большую часть выпивать в первой половине дня, и меньше пить во второй, чтобы избежать отеков. А поскольку в жару выходят в большом количестве из нашего организма вместе с потом еще и соли, то, чтобы восстановить солевой баланс, в этот суточный объем потребляемой жидкости нужно включить минеральную воду – ее нужно потреблять примерно 250–300 мл в сутки.
В дорогу
– Сердечники должны
– Обязательно нужно взять с собой тонометр. Сейчас есть много дорожных вариантов этого прибора, они компактны. Чтобы держать свое давление под контролем, нужно измерять его как минимум дважды в день – утром и вечером. Проверьте, взяли ли вы лекарства, которые обычно принимаете. Нередко бывает так: случается приступ – и тут выясняется, что человек забыл дома свои лекарства. Вот тогда ситуация становится по-настоящему критической.
– А есть ли для таких людей противопоказания к перелетам – кому из них летать самолетами точно нельзя?
– Таких показаний нет. Но вот с запущенной формой стенокардии летать точно нельзя. Правда, такие пациенты из дома-то выходят редко, с трудом перемещаются по квартире, поэтому вряд ли они куда-то полетят самолетом. Однако если вы имеете хроническое заболевание сердца, переносили инфаркт или инсульт, обязательно перед полетом, да и перед тем, как отправиться в какую-нибудь жаркую страну, проконсультируйтесь со своим лечащим врачом и вместе взвесьте все за и против.