– Ультразвуковое обследование проведено? Плевральную пункцию без контроля УЗИ проводить не вижу смысла. У пациента пневмофиброз, пневмония только как исход. Продолжайте антибактериальную и сосудистую терапию. Стабилизируется, пришлете к нам на консультацию. Нужна компьютерная томография, – четкие рекомендации торакального хирурга Республиканской клинической больницы Валерия Матвеева звучат для… огромного секционного экрана во всю стену обширного кабинета. Точнее, не для экрана, а для человека на экране. Тот кивает и быстро записывает предложения консультанта.
— Снимок еще раз покажите, – просит Матвеев. Тут же на экране – огромная проекция легких. Вот уж точно любое крошечное пятнышко увидишь…
Это консультационный сеанс специалиста РКБ и врача одной из центральных районных больниц с помощью телесвязи – обычное для республиканских медиков дело. Точнее, ставшее привычным, ведь лет пять назад о таких возможностях татарстанским эскулапам можно было только мечтать.
Республиканская клиническая больница в последние годы существенно изменилась. Ее техническое оснащение и уровень кадрового состава всегда были одними из лучших не только в Татарстане, но, пожалуй, и во всем Приволжском федеральном округе. Но преображения последнего периода, без преувеличения, вывели клинику на европейский уровень. Серьезным достижением стало активное развитие здесь так называемой телемедицины – направления на стыке нескольких областей: медицины, телекоммуникаций, информационных технологий и образования.
– По сути, телемедицина – это дополнительный инструмент для врачей, – говорит главный врач РКБ Рустем Гайфуллин. – В России ее история ведет отсчет с момента возникновения космической медицины – с шестидесятых годов прошлого столетия, когда с помощью специальных датчиков контролировались параметры здоровья космонавтов на орбите. А первым крупномасштабным проектом в этой области стала организация телевизионного моста между СССР и США для консультации пострадавших во время землетрясения в Армении и взрыва газопровода в Уфе в 1988–1989 годах. Но для этого приходилось задействовать космические технологии, а это слишком затратно. Собственные телецентры стали создаваться в ведущих клиниках России – в Москве, Санкт-Петербурге – уже позже. Так появилась возможность лучшим специалистам страны консультироваться в режиме online с коллегами ведущих зарубежных клиник.
Татарстан пошел дальше.
Несколько лет назад в нашей клинике был оснащен специальный телецентр. В дни проведения Универсиады здесь располагался координационный центр, откуда можно было не только следить за событиями на всех объектах Международных студенческих игр, но и руководить их организацией. Затем оборудование поступило в распоряжение врачей. Сегодня отсюда можно связаться не только с российскими и зарубежными клиниками, но и со всеми центральными районными больницами республики.
Несколько лет назад для консультации у ведущих татарстанских специалистов пациенту зачастую нужно было ехать в Казань с другого конца республики. В тяжелых случаях, если больной был нетранспортабелен, врачей доставляли к нему санавиацией. А если зима, метель?
Теперь провести диагностику – УЗИ, фонографию, скорректировать назначенное районным врачом лечение специалист РКБ может, как говорится, не сходя с рабочего места. Вся необходимая информация (и снимки, и карточки, и анамнез) хранится в цифровом формате в архиве, получить ее врачу – минутное дело. Более того, возможности телемедицины позволяют ему даже участвовать в любой операции, хоть полостной, хоть эндоскопической. Причем сделать это можно из любой точки мира, имея рабочую станцию на ноутбуке, будь ты в отпуске или на конгрессе на другом континенте.
С помощью специальных роботов можно даже проводить так называемые дистанционные обходы больниц. Правда, пока не всех. Но это – дело будущего.
В течение нынешнего года мне в составе татарстанских делегаций довелось побывать в современных клиниках Соединенных Штатов, Великобритании, могу с уверенностью сказать: в части телемедицины мы вполне на уровне. Как, впрочем, и по оснащенности техникой.
– Если у нас все не хуже, то чем объяснить такое большое желание татарстанских врачей лично побывать в гостях у зарубежных эскулапов? Выходит, нам все же есть чему у них поучиться?
– Ну не все у нас пока настолько хорошо, чтобы отказаться от лучшего. К тому же учиться нужно всегда. Простой пример. Благодаря усилиям нашего Президента Рустама Нургалиевича Минниханова, министра здравоохранения Аделя Юнусовича Вафина стал возможен визит группы наших специалистов в американскую клинику Мэйо, а потом их ответный – в Татарстан. Для нас это был подарок, который мало с чем можно сравнить. А впечатления?.. Любой хирург, а я, будучи по должности администратором, все равно остаюсь хирургом, хотел бы побывать в этой одной из старейших и лучших клиник мира. Технически мы от американцев абсолютно не отстаем. А вот в части организации диагностического и лечебного процесса, отношений «пациент – врач», «врач – родственник пациента», даже «врач – средний медицинский персонал» почерпнуть можно много. Думаете, просто так, по сути, в районную больницу (клиника Мэйо находится в городе Рочестер штата Миннесота) в год обращаются около миллиона пациентов со всего мира? Причем приезжают, ориентируясь не на какое-то светило медицины, а на клинику. Быть приглашенным на работу сюда посчитает за честь любой врач. Что примечательно: клиника принципиально не рекламирует свои достижения, считая лучшим пиаром добросовестную работу.
Самое интересное, что никаких сверхъестественных методик здесь не применяют ни в лечении, ни в диагностике, ни в обслуживании. У них «прижились» простые человеческие принципы, но неукоснительно выполняемые. Это уважение к больному, к беспокоящемуся о нем родственнику, к своему коллеге и к тому, что они делают все вместе. Инновации появляются не для того, чтобы прославить клинику, а чтобы быстрее вылечить больного, оказав ему всю возможную медицинскую помощь.
Здесь разработан свод простых правил. Например, на случай возникновения сложной ситуации действует особая система. Медицинская сестра видит, что состояние больного резко ухудшилось, обычные ее действия неэффективны. Она звонит врачу и произносит «волшебное слово». Врач откладывает все другие дела, даже прием пациентов, и занимается только этой ситуацией. Умение расставлять приоритеты для врача – великое умение, а здесь их устанавливает команда.
Еще нюанс. Если врач меняет какое-то назначение, медсестра может несколько раз переспросить: «Вы действительно хотите назначить именно этот препарат?» Ну как диспетчер в авиации. Пилот же спрашивает у диспетчера, разрешен ли ему взлет. Врач должен объяснить, почему необходимо такое изменение. Вроде все просто, однако дисциплинирует обоих – и врача, и средний медицинский персонал. Это еще одна страховка от ошибок.
Или возьмите волонтерство. В клинике каждый день работают сотни добровольцев, которые помогают пациентам сориентироваться в многочисленных коридорах, найти нужный кабинет, готовы подкатить инвалидную коляску, воды подать. Как правило, это пожилые люди, которые уже вышли на заслуженный отдых, но еще в силе и готовы помогать больным. Но ведь у нас люди не хуже, чем в Америке, просто такое отношение друг к другу нужно воспитывать с детства.
- Серьезным достижением последних лет стало активное развитие так называемой телемедицины – направления на стыке нескольких областей: медицины, телекоммуникаций, информационных технологий и образования
У нас же пока отношения между больными и медиками сложные. Вот приходилось вам входить в кабинет к врачу, когда он, не поднимая глаз, еще минут пять
– РКБ преображается. Похоже, ремонт в больнице в основном закончен…
– Ну, как известно, ремонт нельзя закончить, его можно только приостановить. Но клиника Мэйо, раз уж мы взяли ее за пример, не останавливается в своем развитии ни на день. Не собираемся и мы. Ремонт, новое строительство – это процесс нормальный и при правильном подходе бесконечный. Наша клиника становится все крупнее, требования к качеству медобслуживания постоянно повышаются. Из последних новшеств – перинатальный центр, который начинаем строить. Он крайне необходим.
– Но при РКБ давно действует перинатальный центр…
– Да, но, по сути, сегодня это родильный дом с расширенными возможностями. Настоящий перинатальный центр выполняет более обширный объем функций. Благодаря Президенту Татарстана удалось добиться финансирования строительства нового центра, сейчас идет обсуждение его технологической части и кадрового обеспечения. Для республики это очень важно.
Здесь будут одинаково востребованы специалисты и для взрослых, и для совсем крошечных пациентов, поэтому площадка для строительства центра расположена между нашей и Детской республиканской больницей с ее мощной базой и прекрасными специалистами.
На строительство потребуется не менее миллиарда рублей, финансирование – на две трети из федеральной казны.
– В РКБ в чести так называемые мастер-классы, когда приезжие хирурги демонстрируют свое умение на практике, проводя операции в местной операционной. За ее ходом следят обычно не менее сотни хирургов республики и близлежащих регионов, в том числе в режиме online.
– Возможность поучиться у ведущих хирургов мира – еще одно преимущество телемедицины. Не использовать ее было бы непростительно. Мы действительно любим и умеем учиться, наращивая год от года количество мастер-классов.
…Первый утренний обход в РКБ начинается в 6.15 утра. В нем участвуют все ведущие специалисты и в обязательном порядке – главный врач. Затем – планерка в режиме видеоконференции. Эту возможность предоставила опять же телемедицина. И, между прочим, новшество сильно дисциплинировало… главных врачей пятидесяти татарстанских ЦРБ. Дело в том, что на контроле у специалистов РКБ все тяжелые больные республики, и спросить о состоянии того или иного пациента они могут в любой момент планерки. Нужно быть в курсе всех нюансов, так что к каждой утренней видеоконференции приходится готовиться загодя.
Чуть замедляется «пульс» республиканской клинической часам к восьми вечера, когда главврач уезжает домой. Но – только замедляется. Как и полагается сердцу татарстанской медицины, жизнь РКБ не замирает никогда.