Получить полис ОМС – не только право, но и обязанность
Слегка поутих ажиотаж со «срочной» заменой полисов обязательного медицинского страхования, возникший еще в начале 2011 года. Вместе с тем у людей появились другие вопросы к страховым компаниям. К примеру, что делать, если полис потерялся? А если он истерся до полной нечитаемости? Или застрахованный фамилию поменял? Мелкие, но волнующие вопросы.
Чтобы прояснить их, а заодно еще раз напомнить всем правила выбора страховой компании, замены полиса и его получения, мы встретились с начальником отдела развития медицинского страхования ООО «СМО „Спасение“ Евгенией Авдеевой. Вот что она рассказала:
– Как известно, законом о медицинском страховании, действующим с 1 января 2011 года, предусмотрено, что все полисы старого образца, которые были у граждан и действовали до конца 2010 года, сохраняют свою силу до замены их на документ единого образца. Чтобы получить полис впервые, поменять или получить его дубликат в случае утери или порчи, нужно прийти в пункт выдачи медполисов своей компании, имея при себе паспорт и, желательно, СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета). В тот же день вы получите временное свидетельство, действующее в течение тридцати рабочих дней и имеющее силу полиса. За это время данные заявителя заносятся сначала в базу территориального фонда ОМС, затем – в федеральную. Далее данные поступают в Гознак, изготавливается бланк, который затем пересылают в страховую компанию гражданина. После уведомления об этом застрахованный сам определяет время, когда сможет забрать документ. Получение и замена полиса бесплатны.
Если человек не может прийти в выбранную страховую компанию самостоятельно, то вместо него подать заявление и получить полис может его представитель с доверенностью, заверенной либо нотариально, либо по месту работы или учебы. На детей до восемнадцати лет полис получают родители либо опекуны – разумеется, при наличии соответствующих документов и свидетельства о рождении ребенка.
– А если человек, потерявший медполис, забыл, к какой компании прикреплен?
– В крайнем случае он может выбрать другого страховщика. Для этого опять же нужно прийти в пункт выдачи и написать заявление. Правда, есть одна тонкость: медицинскую страховую компанию можно менять не чаще, чем раз в год. Исключение составляет лишь случай, если вы переехали на постоянное жительство в другой регион. Тогда необходимо выбрать компанию, которая работает на территории вашего нового места жительства. Если филиал вашей прежней страховой компании здесь есть, то нужно лишь уведомить ее специалистов о вашем переезде. Перерегистрироваться, так сказать. Сделать это необходимо в течение месяца.
– Поговаривали, что медполис будет пластиковой карточкой…
– Решение о том, в какой форме будет выдаваться полис обязательного медицинского страхования, принимается на уровне субъекта Федерации. На территории Татарстана он выдается в виде бумажного документа.
– Какие группы граждан подлежат обязательному медицинскому страхованию?
– Это все граждане России за исключением военнослужащих и лиц, к ним приравненных – например, сотрудники органов внутренних дел, МЧС. Эта категория россиян получает медпомощь в ведомственных медучреждениях. Также получают российский полис обязательного медицинского страхования все иностранные граждане, которые проживают в нашей стране, то есть имеют разрешение на временное проживание или вид на жительство. Иностранцы, имеющие разрешение на временное пребывание в России, не подлежат обязательному медицинскому страхованию. Соответственно, для них бесплатна только экстренная медпомощь. Не полагается полис ОМС и высококвалифицированным иностранным специалистам, работающим по контракту на российских предприятиях, – их медицинское обслуживание обеспечивают непосредственно предприятия.
Есть такая категория людей, как беженцы и люди без гражданства. Они также подлежат обязательному медицинскому страхованию при наличии у них соответствующих документов – иностранного паспорта и удостоверения беженца или свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании таковым, копии жалобы на решение об отказе в присвоении или лишении статуса беженца с отметкой о принятии к рассмотрению, или свидетельства о предоставлении временного убежища.
– Чем может быть полезна страховая компания?
– Помимо всех формальных аспектов медицинского страхования, выбранная страховая компания круглосуточно решает вопросы застрахованных. Особенно когда есть случаи отказа в оказании медпомощи со стороны медучреждений. Это незаконно, поэтому нужно сразу же обращаться в свою страховую компанию. Эффективнее и быстрее – по телефону «горячей линии», который указан в каждом медполисе. Квалифицированные специалисты проконсультируют и окажут при необходимости юридическую поддержку. Причем работает консультационная служба круглосуточно – таково требование закона.