Современные женщины, заботясь о красоте, а не о здоровье молочной железы, подвергают себя риску онкологических заболеваний
О раке молочной железы женщины предпочитают не говорить. Слишком страшно, слишком близко – у каждой есть знакомая или знакомая знакомой, которая столкнулась с этой бедой. Но нежелание «смотреть в лицо» проблеме приводит к тому, что женщина пренебрегает профилактикой и мерами, которые могут сохранить здоровье и обезопасить жизнь.
О факторах риска, современных методах лечения и профилактике этого заболевания нам рассказал заведующий хирургическим отделением опухолей молочных желез РОНЦ имени Н.Н.Блохина РАМН профессор, доктор медицинских наук Игорь Воротников.
– Игорь Константинович, такой парадокс: все российские женщины панически боятся рака молочной железы, но при этом не спешат к врачу…
– Конечно, это неправильно! Причин развития этого заболевания до конца никто не знает, но достоверно известно, что именно с возрастом риск значительно увеличивается. Во всех развитых странах есть различные методы выявления рака молочной железы. И женщины, достигшие сорока лет, регулярно проходят обследования с использованием и УЗИ, и маммографии. До 50 лет маммографию делают раз в два года, после 50 – раз в год. Благодаря этому 80 процентов заболеваний выявляется на начальных стадиях – то есть когда возможно излечение. У нас же более 30 процентов первично выявленного рака – это третья, четвертая стадии заболевания. Мы лечим пациенток на всех стадиях, но говорить именно об излечении можно все же при начальных.
– При регулярном обследовании можно пропустить ту стадию заболевания, когда болезнь поддается лечению?
– Да, есть так называемые интервальные раки, которые, к сожалению, выявляются как раз между периодическими обследованиями. Но при ежегодной проверке вероятность выявления заболевания на ранних стадиях достаточно высока.
– Есть признаки болезни, которые женщина может обнаружить сама, до визита к специалисту?
– Это геморрагические выделения из соска, втяжение соска, деформация молочной железы, изменение цвета кожи, увеличенные лимфоузлы в подмышечной области… Но, к сожалению, они указывают уже не на начальный процесс. А вот признаки развития раннего рака молочной железы женщина самостоятельно не обнаружит.
– Есть ли какие-то факторы риска, связанные с образом жизни женщины, или это скорее генетическое заболевание?
– Есть наследственный рак, когда известны причины (мутации генов), которые приводят с вероятностью до 80 процентов к развитию рака молочной железы, а в ряде случаев и новообразований других органов (например, яичников). И есть спорадический рак молочной железы, который развивается по разным и не до конца известным нам причинам. Например, частые рентгенологические обследования у пациенток, страдающих хроническими заболеваниями легких. Злоупотребление алкоголем, избыточный вес, длительный контакт с химическими канцерогенами, ионизирующим излучением и другие факторы в принципе имеют негативное воздействие на жизнь человека. Они, конечно же, сказываются на увеличении риска рака молочной железы.
– Стало мировой сенсацией решение голливудской актрисы Анджелины Джоли удалить молочные железы, потому что она оказалась в группе риска, поскольку у нее мама умерла от рака молочной железы…
– Это обычная медицинская практика: если у пациентки выявляется мутация определенных генов, это указывает на то, что у нее с вероятностью 80 процентов в процессе жизни возникнет рак молочной железы. А при удалении молочных желез в этой ситуации риск снижается на 95 процентов. Это практика, которая используется во всем мире, в том числе и у нас. Правда, если за рубежом пациентка может выполнить эти операции на основании генетического исследования, не дожидаясь развития рака, то у нас, к сожалению, – только при наличии мутации и наличии рака одной из молочных желез. Только в этом случае будет принято решение о профилактическом удалении другой молочной железы.
– Расскажите, пожалуйста, об этих генетических исследованиях.
– Если есть наследственная предрасположенность к раку, это можно зафиксировать и заранее известить женщину о том, что у нее большой риск развития этого заболевания. В настоящий момент есть целая шкала генов, мутации которых исследуются. Женщина может прийти в кабинет генетического консультирования и сдать кровь для выявления этих мутаций. Лучше, конечно, это делать в специализированных учреждениях. Есть исследования не только по раку молочной железы, но практически по всему спектру онкологических заболеваний. Сейчас это очень востребованная процедура. Но в первую очередь этим нужно заняться тем пациентам, у которых прослеживается именно наследственный характер заболеваний.
– А правда, что у женщин нерожавших или отказавшихся от грудного вскармливания риск развития рака молочной железы выше?
– Есть такая зависимость: чем больше у женщины детей, тем меньше риск развития заболевания. Причем огромное значение имеет первая беременность. Нет каких-то конкретных официальных цифр, но считается, что первая беременность должна наступить до 25 лет. Однако при наследственном раке эта закономерность не работает, потому что в этом случае каждая последующая беременность увеличивает риск. Поэтому число родов имеет значение только при спорадическом, но не наследственном раке.
– Сейчас в России все более популярно использование гормональных препаратов для женщин. Это и противозачаточные средства, и те, которые принимают в период менопаузы. Как вы относитесь к этим препаратам?
– По поводу контрацептивов и препаратов для смягчения симптомов менопаузы, содержащих эстрогены: параллелей между их использованием и увеличением риска образования рака не существует. Но неофициально считается, что при непрерывном использовании гормональных контрацептивов более пяти лет все-таки отмечается незначительное увеличение риска развития этого заболевания. И есть ряд работ, в которых указывается, что препараты с эстрогеном могут увеличивать риск развития рака молочной железы. Но опять же официальных данных, которые подтверждали бы это, нет.
- Игорь ВОРОТНИКОВ, профессор, доктор медицинских наук:
Есть такая зависимость: чем больше у женщины детей, тем меньше риск развития заболевания. Причем огромное значение имеет первая беременность. Нет каких-то конкретных официальных цифр, но считается, что первая беременность должна наступить до 25 лет.
– Опасность возникновения этой болезни
– Считается, что при употреблении растительных продуктов, особенно семейства крестоцветных, например, той же капусты, снижается риск развития рака молочной железы. И наоборот, преобладание в питании продуктов животного происхождения может увеличивать риск. Есть ряд эндемических регионов, которые по каким-то причинам, в том числе религиозным, в питании делают акцент на растительные продукты. И отмечено, что там процент заболеваний ниже.
– Предположим, женщина идет на какие-то процедуры, связанные с обследованиями, и у нее в груди обнаруживаются уплотнения. Что это может быть – кроме самого страшного?
– Есть целый ряд заболеваний, при которых выявляются узловые образования в ткани молочной железы. И к счастью, в большинстве случаев это не оказывается раком. Есть доброкачественные образования, фибро-
аденомы, кисты и другие. Но наличие любого уплотнения в молочной железе – серьезнейший повод для посещения именно врача-маммолога, потому что врачи других специальностей не всегда знают весь спектр заболеваний молочных желез. Например, фиброаденома может трансформироваться в злокачественную опухоль, хотя эта ситуация крайне редка – менее одного процента. Но тем не менее если женщина планирует беременность, то имеет смысл сначала избавить себя от этой опухоли, потому что в дальнейшем, из-за изменения гормонального фона она может привести к нежелательным последствиям.
– После лечения рака молочной железы женщина может стать матерью? Или это нежелательно?
– Вопрос сложный… По тем стандартам, которые сейчас имеются, диагноз заболевания не является абсолютным противопоказанием для последующей беременности. Но считается, что должно пройти минимум три года после завершения лечения, ведь на пациентку оказывается ряд воздействий, например, лучевая и химиотерапия, которые могут сказаться на генах будущего ребенка. Поэтому если женщина в дальнейшем планирует стать матерью, то до начала лечения необходимо сделать забор яйцеклеток для того, чтобы потом можно было провести оплодотворение. Опять же, каждая женщина должна быть информирована о том, что во время беременности происходит изменение гормонального фона организма, что может привести к прогрессированию заболевания. Поэтому беременность – это решение, которое женщина должна принять для себя сама, сопоставив все возможные риски.
– Насколько безопасна такая достаточно распространенная операция, как увеличение груди с помощью имплантатов?
– Каких-то абсолютных противопоказаний для установки имплантатов нет. Но нужно понимать, что имплантаты – это инородные тела, и не в ста процентах случаев они приживаются. И силу тяжести еще никто не отменял, поэтому эффект, который имплантаты создают, может быть временным. А потом они могут сами по себе создать ряд проблем.
– Игорь Константинович, как вы относитесь к нетрадиционным «специалистам»?
– Достаточно много пациенток обращаются к знахарям. Почему? Потому что врачи ничего не обещают. К тому же женщина должна пройти через ряд серьезных процедур – химиотерапию, лучевую терапию, операцию… Это все сопряжено с болью и побочными эффектами. А что обещают знахари? Никакой боли, никаких процедур, платите деньги, и мы вас избавим от болезни. Заканчивается это обычно тем, что пациентка остается без денег и с прогрессирующим заболеванием возвращается к нам. Но уже потеряно время, когда медицинское воздействие могло бы быть максимально результативным. Однако надо признать, что сейчас активность так называемых целителей убавилась.
– Принято считать, что рак молочной железы – одно из самых изученных заболеваний. И все-таки – какие открытия, прорывы произошли за последние годы, десятилетия?
– Лет тридцать назад в лечении были стандартные подходы, которые применялись ко всем пациентам. Сейчас исследования биологических особенностей конкретной опухоли позволяют найти индивидуальный лечебный подход к каждой пациентке.
– Игорь Константинович, если бы у вас была возможность обратиться ко всем женщинам России, что бы вы им сказали как специалист?
– Дорогие женщины, ведите здоровый образ жизни, рожайте, используйте молочные железы по назначению, а не для имплантатов, после 40 лет регулярно обследуйтесь. И будьте здоровы и счастливы!
Лариса ЗЕЛИНСКАЯ,
ИА «Столица»