Казанские ученые и врачи готовы использовать инновационные методы реабилитации больных
Новые технологии реабилитации пациентов с повреждениями спинного мозга могут быть внедрены в казанских медицинских центрах.
Соответствующие договоренности были достигнуты после того, как в Казанском научном центре РАН с публичной лекцией выступил известный ученый-нейрофизиолог Юрий Герасименко – заведующий лабораторией физиологии движения Санкт-Петербургского института физиологии им.Павлова РАН, ведущий сотрудник Департамента интегративной биологии и физиологии Калифорнийского университета (Лос-Анджелес, США) и руководитель группы спинального реабилитационного центра в американском штате Кентукки.
Сегодня спинальные больные – люди, у которых поврежден спинной мозг (в результате либо травмы, либо сосудистой или онкологической патологии) – как правило, выпадают из социума, они прикованы к кровати, ведь спинной мозг отвечает за многие, в том числе и двигательные, функции нашего организма. Полный разрыв спинного мозга делает человека глубоким инвалидом, но, к счастью, подобные случаи редки. Чаще, говорит академик РАН, заведующий кафедрой медицинской и биологической физики КГМУ, заведующий лабораторией синаптических процессов Казанского института биохимии и биофизики КазНЦ РАН Евгений Никольский, в составе спинного мозга повреждается только часть нервных клеток и волокон – этих своеобразных «проводов», по которым идут «команды» ко многим органам. И достижения современной медицинской науки дают надежду на восстановление двигательных функций у такого больного. Например, разработаны технологии, с помощью которых можно заставить «оставшиеся в живых» нейроны работать «за себя и за того парня», то есть взять на себя функцию погибших нейронов и тем самым обеспечивать необходимыми импульсами мышечные волокна, лишенные связи с нервной системой.
– Профессор Герасименко – один из тех, кто работает над такими технологиями. Он известен как разработчик инновационных методов лечения и реабилитации больных с серьезными повреждениями спинного мозга, – рассказывает Евгений Никольский, который выступил инициатором визита ученого в Казань. – Эти технологии уже успешно апробированы в ходе клинических исследований, проводимых профессором и его коллегами в Америке. В основе технологий лежит комплекс методов, стимулирующих выжившие мотонейроны – в том числе за счет воздействия на них импульсами от внешних генераторов. Последнее реализуется как с помощью электродов, вживляемых в область спинного мозга, так и путем применения специальных электромагнитных стимуляторов, не требующих дополнительных хирургических вмешательств. В результате этих манипуляций в спинном мозге из нервных клеток формируется так называемый спинальный шаговый генератор, который позволяет лежачим больным встать на ноги, а в ряде случаев даже передвигаться с помощью ходунков. До недавнего времени такое даже представить себе было трудно. Хорошо зарекомендовали себя эти технологии и в лечении больных, у которых двигательные функции оказались нарушенными в результате инсульта.
А в чем же интерес американского исследователя в Казани?
Дело в том, поясняет Евгений Никольский, что здесь очень сильная, известная во всем мире научная физиологическая школа. В КГМУ, КФУ, Институте биохимии и биофизики КазНЦ РАН есть свои наработки, повышающие устойчивость нейронов к травматическому воздействию, ускоряющие рост нервных волокон. В научной дискуссии, которая состоялась после лекции гостя, врачи и ученые пришли к выводу, что есть хорошие перспективы для совместного продолжения работ по совершенствованию технологий лечения и реабилитации спинальных больных.
Очень заинтересовались новыми технологиями в Институте фундаментальной медицины КФУ, руководитель которого выразил готовность приобрести комплекс приборов для скорейшего освоения разработанной технологии.
В целом многие казанские ученые выразили желание участвовать в фундаментальных исследованиях, направленных на совершенствование существующих технологий лечения и реабилитации спинальных больных.
Разумеется, нельзя пока сказать, что уже завтра у всех спинальных пациентов начнется новая жизнь. Но надежда на это у них все-таки появилась – на жизнь, в которой снова будет движение.