…Профессиональная и долгое время абсолютно преданная элита защитников государства вдруг поворачивает свое оружие против него. Последнее оказывается практически беспомощным перед лицом предателей, но не сдается. Начинается долгая осада, когда на защиту отечества встает все население с привлечением наемников-иноземцев, и битва не на жизнь, а на смерть…
Думаете, это сюжет псевдоисторического романа в стиле фэнтези? Вовсе нет. Это картина развивающегося в организме человека грозного недуга под названием рассеянный склероз. Защитники «государства», то бишь организма, это лейкоциты, моноциты, лимфоциты и т.д. – кровяные клетки, природой предназначенные для того, чтобы уничтожать вредоносные микробактерии-»диверсанты», проникающие извне, но по непонятной причине решившие вредить «отечеству». Похоже, на клеточном уровне предательство заложено в наш организм изначально.
Может, специалисты и улыбнутся снисходительно, но попробуем рассказать о рассеянном склерозе на языке, доступном далекому от медицины человеку.
Итак, о клетках-предателях мы уже сказали. Как они вредят организму? Представим себе человека в виде сложного устройства, главный центр которого – мозг – связан со всеми органами так называемыми проводящими путями центральной нервной системы. Они, если представить упрощенно, сильно смахивают на электрические провода. Если «провод» поврежден, то сигнал либо дойдет сильно ослабленным, либо вообще не дойдет. Так вот армада «неправильно ориентированных» кровяных клеток «усаживается» на проводящие нервные пути и, подобно моли на шерстяной пряже, начинает методично их «перегрызать», повреждая «изоляцию» – миелиновую оболочку и обнажая сам «проводник» – нервный пучок. Естественно, сигналы, посылаемые мозгом, слабеют.
Конечно, организм пытается бороться с экспансией собственных кровяных клеток, «заклеивая» прорехи на проводящих путях новым, но уже не совсем полноценным миелином. Скорость передачи нервного импульса при здоровой нервной системе – четыреста километров в час, а при повреждении снижается в сотни раз.
Необходимо подчеркнуть, несмотря на сходство названий, редкое заболевание рассеянный склероз не имеет ничего общего с широко известным и распространенным атеросклерозом. Свое название рассеянный склероз получил из-за уплотнения (склерозирования) белого вещества головного мозга, холестериновых бляшек, которые рассеяны по всей центральной нервной системе.
По каким причинам возникает рассеянный склероз и защитники организма вдруг становятся его разрушителями – загадка, над которой медики бьются уже две сотни лет. Кто эту причину и методы ее устранения найдет – тому Нобелевская премия и золотой памятник от благодарного человечества.
Но до этого, похоже, еще очень далеко. Пока медицина научилась лишь приостанавливать течение грозного недуга, достигая ремиссии и отсрочивая страшные последствия. Впрочем, «лишь» здесь не совсем уместно. Современные методы лечения позволяют столь существенно отодвинуть самые серьезные проявления заболевания, что человек долгие годы чувствует себя вполне прилично, работает в полную силу, заводит семью и растит детей. И – надеется на то, что
Сегодня в мире им страдают более двух с половиной миллионов человек. Причем это лишь официальная статистика, на самом деле их куда больше. И почему-то распространено заболевание очень неравномерно. Так, по необъяснимым пока причинам оно весьма «популярно» в Европе, в том числе и в России, в Австралии, а вот китайцы, монголы, японцы ему практически не подвержены. В США, Канаде рассеянный склероз тоже распространен, зато в Южной Америке его почти нет. Соответственно, именно в Европе и Северной Америке сконцентрировано большинство специализированных лечебных и диагностических центров, где есть современное оборудование и врачи, умеющие распознать и лечить грозный недуг.
Есть такой центр и в Казани, ведь, по последним данным, на учете по этому заболеванию состоят более полутора тысяч человек. И более половины из них нуждаются в постоянном, очень дорогостоящем лечении. Наверное, именно поэтому ни одному из пациентов с диагнозом «рассеянный склероз» и в голову не приходит отказываться от так называемого соцпакета – бесплатных лекарственных препаратов. Самостоятельно «потянуть» такое лечение мало кто способен.
- Свое название рассеянный склероз получил из-за уплотнения (склерозирования) белого вещества головного мозга, холестериновых бляшек, которые рассеяны по всей центральной нервной системе
Сразу оговоримся, что Республиканский клинико-диагностический центр по демиелинизирующим заболеваниям Министерства здравоохранения Республики Татарстан (РКДЦ ДЗ МЗ РТ, сайт: www.rkbvl.ru), созданный в 2007 году на базе Республиканской клинической больницы восстановительного лечения и РКБ №2, – единственный в Татарстане, где проводят и диагностику, и лечение, и диспансеризацию, и реабилитацию пациентов с рассеянным склерозом, другими формами демиелинизирующих заболеваний нервной системы. Этот центр один из лучших в России и известен в Европе. Не зря же именно в Казани 11–13 сентября состоялся Первый конгресс Российского комитета исследователей рассеянного склероза с международным участием «Демиелинизирующие заболевания и нейроинфекции, вопросы диагностики и терапии», на который съехались специалисты из двадцати стран, в том числе Италии, Франции, Канады, США.
– Думаю, для нас это большая честь и в то же время большая ответственность, – говорит руководитель центра доктор медицинских наук, профессор Фарит Хабиров. Его-то мы и попросили рассказать о современных методах диагностики и лечения рассеянного склероза, возможностях врачей на нынешнем этапе, особенно о тех, которые доступны татарстанцам.
– Впрочем, эту честь мы заслужили, – продолжает профессор. – В Казани многие десятилетия велась плодотворная работа в области рассеянного склероза. И сегодня исследования продолжаются, в том числе и совместно с зарубежными коллегами, в частности, в разделе изучения эффективности лекарственных препаратов. Но только научной работой мы никогда не ограничивались. Всего за неполные шесть лет деятельности центра сделано достаточно много.
Заболевание очень тяжелое, диагноз ответственный. В то же время поставить его как можно раньше – значит достичь больших успехов в лечении. Врачи казанского центра прошли курсы обучения за рубежом, владеют современными методами диагностики, знают и умеют работать с этими пациентами. Если до начала работы центра и внедрения современных методов диагноз ставился в дебюте заболевания, на стадии клинически изолированного синдрома, буквально в пяти процентах случаев, то сегодня это существенно больше половины, говорит профессор Хабиров. А ведь своевременно поставленный диагноз позволяет назначить терапию препаратами, изменяющими течение рассеянного склероза и тем самым дающими возможность отсрочить наступление инвалидности. Говорить о том, чтобы предотвратить ее полностью, пока, к сожалению, не приходится.
Есть множество заболеваний, тоже очень редких, начальные симптомы которых схожи с проявлениями рассеянного склероза. Неправильно поставленный диагноз ведет к назначению неадекватного лечения и потере времени. Гипердиагностика рассеянного склероза так же опасна, как гиподиагностика. Ведь использование иммуномоделирующих препаратов является очень серьезным лечением.
Как известно, рассеянный склероз с 2008 года включен в федеральную программу «7 высокозатратных нозологий», так что пациенты казанского центра получают лечение дорогостоящими эффективными препаратами, предписанными международным стандартом.
– Результаты налицо, – утверждает мой собеседник, – многие из этих людей трудятся на ответственных должностях, но ни работоспособность, ни состояние здоровья не дают окружающим повода даже заподозрить подобный диагноз. Наши пациентки выходят замуж, рожают здоровых ребятишек, и даже мужья иногда не знают о болезни жен. А ведь совсем недавно материнство для женщин, больных рассеянным склерозом, было недостижимой мечтой…
Семья и дети – это очень актуально для наших пациентов. Ведь рассеянный склероз можно назвать болезнью молодых, чаще этот диагноз слышат люди в возрасте от восемнадцати до пятидесяти лет. А в последнее время медики выявляют эту болезнь у совсем юных созданий: сегодня у нас на учете семь подростков.
– А это правда, что рассеянным склерозом чаще болеют женщины?
– Да. На двух дам-пациенток у нас приходится один мужчина. Однако, прежде чем внести в регистр больных рассеянным склерозом того или иного пациента, необходимо подтвердить диагноз. А для этого необходима современная диагностика, с помощью магнитно-резонансного томографа, например. Дело в том, что именно МРТ-обследование с двойным и тройным контрастированием позволяет видеть очаги демиелинизации и подтверждает или отрицает наличие этого заболевания. Иногда точку в диагнозе ставит анализ ликвора.
Но эти исследования очень дороги, так же как и терапия обострений по международным стандартам. Поэтому принятая республиканским Минздравом целевая программа «Рассеянный склероз» просто спасла ситуацию. Сегодня Татарстан – один из очень немногих регионов России, не считая Москвы и Санкт-Петербурга, где можно пройти такое обследование на бесплатной основе. Ежегодно эта программа обходится бюджету республики в несколько миллионов рублей. Именно благодаря данной программе удалось закупить оборудование, которое есть пока еще только в Санкт-Петербурге: гель-электрофорез – «золотой стандарт» для диагностики ряда демиелинизирующих заболеваний. Это действительно большая заслуга татарстанского здравоохранения.
– А что это за электронный регистр, которым так восхищались медики аналогичных татарстанскому центров из других регионов страны и даже зарубежья?
– Это наша гордость, но главное – инструмент, который позволяет четко наладить работу. На самом деле это уникальная, пока еще не имеющая аналогов в России система электронной диспансеризации больных рассеянным склерозом, совмещающая регистр, электронную историю болезни и лист учета препаратов, получаемых по федеральной целевой программе «7 высокозатратных нозологий». Такой подход позволяет определить ежегодную точную потребность в иммунно-модулирующих препаратах в республике, назначать лечение пациентам на самых ранних стадиях. Чтобы понять ценность этого электронного новшества, достаточно сказать, что после введения электронного регистра не стало листа ожидания в получении препаратов, изменяющих течение рассеянного склероза (ПИТРС). Сегодня электронный регистр учитывает более полутора тысяч человек.
Да, четырем врачам центра с введением регистра существенно прибавилось работы, поэтому их день обычно начинается в семь часов утра и продолжается до восьми-девяти часов вечера. Да, никто из них не отключает своего мобильного телефона, ведь медицинская помощь или консультация пациенту может понадобиться в любую минуту. Рассеянный склероз опасен тем, что обострение развивается безо всяких предвестников, проявляясь головокружением, нарушением функции движения, даже когнитивными нарушениями – в зависимости от того, где развился очаг демиелинизации. Чем раньше начать лечение, тем меньше будет дефект после него. Очаг останется, но он может клинически нивелироваться. Так что такой график работы наших врачей просто необходим.
Со многими из своих пациентов у них уже сложились дружеские отношения, ведь встречаться приходится постоянно. А еще нужно выкроить время для общения с родственниками пациентов, ведь жизнь с человеком, больным рассеянным склерозом, требует определенных умений и навыков, психологической и даже медицинской подготовки. Так, на определенной стадии человек сам себе делает инъекции раз в несколько дней. Сегодня на смену инъекционным препаратам приходят таблетированные, и это тоже большой успех современной медицины. Сейчас ведется апробация таких препаратов, в которой участвует и наша республика.
– На стадиях заболевания, угрожающих жизни, мы своих пациентов госпитализируем в РКБ №2 – у нас в центре нет реанимационного отделения, – говорит Фарит Хабиров. – Очень важно, что здесь возможно лечение тяжелых стадий с помощью плазмофереза, когда больные не реагируют на базовое лечение. В таком лечении обычно нуждается несколько человек в год. Кстати, все МРТ-исследования мы тоже проводим на базе этой больницы.
– А есть симптомы, которые при рассеянном склерозе человек может обнаружить у себя самостоятельно?
– Вот только очень прошу вас – не ищите у себя симптомы этого заболевания! И другим не советуйте. Во-первых, это слишком тяжело психологически. Есть у нас пациенты, даже медики, с надуманным заболеванием. Симптомы, на их взгляд, есть, а болезни нет. И люди буквально «на ровном месте» превращают собственную жизнь в ад. Смешно и одновременно очень грустно, когда такой пациент с гневом вопрошает лечащего врача: «Как это нет болезни?» Во-вторых, это совершенно бессмысленно. Дебют заболевания может проявиться банальным головокружением. А затем головокружение станет самым невинным проявлением страшного недуга. Шаткая походка, онемение в руке или ноге могут являться симптомами сотни заболеваний, в том числе и рассеянного склероза. Так что право ставить диагноз оставьте врачу, а сами просто вовремя проходите диспансеризацию.