Лето опрокинулось в жару, как в омут. Воздух напоен зноем, трудно дышать… Однако перефразируем известную пословицу: что человеку плохо, то возбудителям всякой заразы, то бишь инфекции, – сущий праздник. Не зря макушка лета – июль – нередко отмечается всплеском кишечных заболеваний. То фрукт какой-нибудь немытый съешь, то искупаешься не в том месте. Последствия самые разные. От нескольких дней, извините, кишечного расстройства до месяца, а то и более – в инфекционной больнице.
И ведь что обидно: от вирусной кишечной заразы, которая на медицинском языке именуется энтеровирусными заболеваниями, пока не придумано прививок (кроме ротавируса), спасаться приходится обычными средствами. А может, есть какая-то панацея и от них? Об этом наш разговор с заместителем министра здравоохранения республики, врачом-инфекционистом Сергеем Осиповым.
– Увы, все рекомендации, как уберечься от кишечных инфекций, стары как мир. Что может быть банальнее совета мыть руки и фрукты? Причем руки мыть с мылом перед едой и после посещения туалета, а фрукты и овощи мыть и ополаскивать кипятком, – советует Сергей Осипов.
– Не стоит купаться в местах, где установлены аншлаги «Купание запрещено». Просто так никто такие щиты не установит – значит, это место по безопасности не соответствует требованиям ГОСТов РФ.
Первый путь заражения инфекционными заболеваниями, исходя из их частоты, – пищевой, второй – водный, третий – контактно-бытовой. Других путей передачи летних инфекций нет. Даже так называемый «летний грипп» – это всего лишь форма энтеровирусной инфекции.
Вирус или бактерию можно подхватить где угодно. Вода, мороженое на улице, пирожки и пицца… Ну, если нет возможности перед едой помыть руки, а очень хочется перекусить, то хотя бы не полностью удаляйте упаковку, придерживайте продукт через нее. Банально? Еще бы. Однако еще в 1926 году Маяковский писал, что «при чистоте хорошей не бывает вошей». Тогда призыв к чистоте был актуален в плане профилактики бактериальных инфекций – холеры, брюшного тифа. Нынче их на территории России практически не встретишь, разве что туристы привезут. Зато наступила эра вирусных инфекций. Последние три года отчетливо отмечается их распространение – норавирусы, ротавирусы, энтеровирусы.
Есть, правда, еще пищевые токсикоинфекции. Идеально приготовленный продукт, оставленный затем в теплом месте на пять-шесть часов, уже опасен. На коже человека постоянно живут стафилококки и стрептококки, идеальная температура для их размножения – 37–38 градусов. А пища не остывает долго, и попавшие на нее микробы благополучно плодятся на теплом продукте. Употреблять такую еду, прямо скажем, не рекомендуется.
- Все обращения к врачу по серьезным инфекционным заболеваниям обычно фиксируются на пятый-шестой день после проявления признаков болезни. А идти в больницу надо было раньше
Следующий момент, которого нужно опасаться круглогодично, но особенно летом, это заражение ботулизмом – через неправильно приготовленные продукты, в частности рыбу, консервы.
Все, больше на нашей территории практически бояться нечего. Ну, есть, конечно, сравнительно небольшое количество видов гельминтов, в просторечии глистов…
Что еще? Не рекомендуется грызть ногти. А еще – ковырять в носу – из-под ногтей немытых рук микробы и яйца гельминтов попадают на верхнюю губу, а потом и в рот.
К счастью, особо страшных инфекций у нас пока не наблюдается – все в пределах нормы. Тем не менее очень не хотелось бы получить у нас энтеровирус 71-го типа, которого пока на территории республики нет, но он дал серьезную вспышку в Ростовской области. Имею в виду вспышку менингита.
– Выходит, он и на территорию Татарстана может проникнуть?
– Его могут завезти с эндемичных по менингиту территорий. Да, сейчас проводится дистанционная термометрия всем въезжающим в республику, Роспотребнадзор и Россельхознадзор работают в режиме повышенной активности. Их задача – не допустить завоз зараженных продуктов. В подобном режиме работает и Минздрав республики, особенно врачи в детских коллективах. Какое-то время мы должны продержаться. Но риск, конечно, существует. Миграция-то у нас в стране очень активная. Главное – не пропустить начало заболевания и вовремя вмешаться. Эффективное лечение сейчас разработано.
От населения же требуется по возможности не контактировать с заведомо больным человеком. А то ведь у нас как принято? Заболел человек – его обязательно нужно навестить, принести с собой гостинцы и от души больного накормить, даже если у него кишечное расстройство. А расставаясь, непременно расцеловать, то есть собрать на себя изрядное количество инфекции. Так у нас понимают сострадание заболевшему… К тому же многие наши граждане уверены, что уж о собственном-то состоянии знают больше любого профессионала. Кто ж с банальным, извините, расстройством желудка к врачу побежит? Сначала попробует полечиться сам. Все обращения к врачу по серьезным инфекционным заболеваниям обычно свершаются на пятый-шестой день после проявления признаков болезни. Пять дней человек из туалета не вылезает, мучается головной болью, покрывается сыпью, но все равно ест парацетамол или аспирин в надежде вылечиться самостоятельно. А к специалисту попадает уже с «полным букетом» осложнений – к примеру, с двусторонней пневмонией, с дву-
сторонним воспалением почек и развитием менингита. И вот в этой ситуации – спасайте меня! На первоначальном этапе хватило бы трехдневного лечения, а тут – пожалуйте в больницу на месяц-полтора. И вы еще легко отделались, если не получили серьезных осложнений.
– А «натренировать» организм в борьбе с инфекцией можно?
– До известных пределов. Это называется дробная бытовая иммунизация. Особенно это заметно на территориях, эндемичных к ка
Вообще, заразится человек или не заразится, зависит от того, насколько силен бактериальный или вирусный агент. К примеру, у дизентерии есть несколько видов, и для того чтобы заразиться одним из них, нужно «съесть» десять тысяч микробов. А при дизентерии Григорьева-Шига хватит десятка. Недобрал микробов – не будет заболевания, будет дробная бытовая иммунизация. Но рисковать не стоит!
Существует ряд научных работ, совершенно четко доказывающих, что мы не должны жить в стерильном мире. В норме у человека обязательно работает кишечная микрофлора, она препятствует заселению кишечника болезнетворными бактериями, а также вырабатывает так называемый энтеротоксин. В микродозе он обязательно должен присутствовать в организме, стимулируя к работе иммунную систему. В безделье ее работа направляется на собственные клетки, развиваются аутоиммунные заболевания.
Есть интересные научные исследования на этот счет. Так, английские врачи вводили больным бронхиальной астмой безопасные для человеческого организма почвенные клостридии – микроорганизмы-родственники клостридий ботулини, вызывающих ботулизм. И врачи регистрировали у «подопытных» астматиков снижение частоты и тяжести приступов. Получается, иммунная система начала бороться с внешними «нарушителями» и перестала атаковать собственный организм.
Однако рассчитывать только на собственный иммунитет не стоит, все возможные прививки делать нужно вовремя. Особенно при выезде за рубеж, в теплые страны.
– Да уж, сейчас туристический сезон в разгаре. «Импортную» заразу к нам часто привозят?
– Нередко. Наши люди ведь ведут себя за рубежом так же, как и дома. А там зараза другая, для нас непривычная. А потому никакого иммунитета у нас к ней нет. Так, из Индии «везут» брюшной тиф и холеру – пять-шесть случаев фиксируем почти ежегодно. К счастью, лечить эти заболевания мы умеем. А уж сколько гельминтов всех пород и мастей привозят… Из экзотики – так называемая дирофилярия. Живет этот гельминт под кожей, питается подкожной клетчаткой. Передается обычно через собак – они являются так называемыми промежуточными их хозяевами. Мы же любим погладить милую уличную собачку, покормить опять же. Так люди и заражаются…
В принципе, этот гельминт для человека безопасен, но спокойно жить, зная, что у тебя под кожей ползает трехсантиметровый червяк, способен не каждый. Удаляют гельминта хирургическим путем, никаких медицинских препаратов, его убивающих, пока не придумано. Таких пациентов тоже с десяток в год набирается.
Собираясь на отдых в Египет, стоит помнить, что с марта по июль там очень много дизентерии, конпилобактериоза, сальмонеллеза – в это время там не так жарко, чтобы эти микробы погибали, и не настолько холодно, чтобы мешать им размножаться.
- Инфекция — заражение живых организмов микроорганизмами (бактериями, грибами, простейшими), а также вирусами, прионами. Термин означает различные виды взаимодействия чужеродных микроорганизмов с организмом человека (в медицине), животных (в зоотехнике, ветеринарии), растений (в агрономии)
В Африке – свои проблемы. Обычно это малярия. Собственно, всех туристов предупреждают: чтобы не подхватить заболевание, нужно за несколько дней до выезда начинать прием противомалярийных препаратов, продолжить курс собственно в Африке и закончить его через неделю после приезда домой. Но дело в том, что спиртное дезактивирует свойства препарата, да еще сильно «бьет» по печени. А какой отдых для некоторых без спиртного? В результате прекращают прием лекарства и подхватывают малярию. Кстати, англичане научились пить… джин с тоником в Индии. То есть вместо тоника использовался раствор хины (для профилактики малярии), который солдаты ни в какую не соглашались принимать, уж очень он горький. Другое дело, если с джином. В те времена отслужившего в Индии можно было безошибочно отличить по его пристрастию к такому коктейлю. А уж потом в моду вошел горьковатый тоник к джину.
– О «чужих» инфекциях. Сейчас в Казани в разгаре Универсиада-2013. А ведь известно, что согласно правилам ФИСУ наши медики не имеют права интересоваться состоянием здоровья ни спортсменов, ни гостей – режим въезда безвизовый. Как вы полагаете, какие инфекции могли проникнуть к нам с приездом столь многочисленного сонма гостей из-за рубежа?
– О, тут полный разгул фантазии. Даже предположить трудно. Правда, Роспотребнадзор отслеживал в течение трех лет эпидемиологическую ситуацию в мире и давал нам определенные рекомендации обо всех вспышках, фиксируемых Всемирной организацией здравоохранения. Однако во многих странах нет системы тотального контроля за инфекциями. Если в России все данные об инфекционных случаях, кроме ОРВИ, собираются в единую базу данных, то во многих странах легкие и средней тяжести случаи заболевания вообще не фиксируются. К примеру, в США посчитают холеру, туберкулез с бактериовыделением, но не обратят внимание на дизентерию. Не считается она там опасным заболеванием, против нее сейчас есть эффективные препараты. А в некоторых странах и вовсе никакой статистики нет…
По опыту проведения спортивных соревнований такого уровня можно предположить, что больше всего обращений будет именно к инфекционистам, так что инфекционная служба республики работает сейчас в режиме, как говорится, повышенной боевой готовности. Закуплено новейшее оборудование, мы серьезно усилились по лабораторной части. В наличии достаточное количество аппаратов экспресс-диагностики. Мы же понимаем, что обязаны защитить как спортсменов, так и население республики от заноса какой-нибудь экзотики.
Персоналу и волонтерам сделан ряд прививок от наиболее серьезных и быстро распространяющихся инфекций, например от дизентерии. В Деревне Универсиады в круглосуточном режиме работают врачи-инфекционисты, проведены инструктажи на этот счет с врачами всех объектов Универсиады с медработниками среднего звена. Каждый на своем месте нацелен на быструю реакцию – обнаружить и мгновенно локализовать очаг инфекции.
Но сразу скажу: сегодня в мире разработаны препараты, убивающие любой вирус независимо от его «национальности». Так что серьезных вспышек не допустим.
Населению же, еще раз подчеркну, надо соблюдать элементарные правила гигиены, и тогда отдых будет полноценным, никто не пострадает. Все просто.