Сыграть за команду «Зенит-Казань» шанс в жизни предоставляется не каждому. Кто хочет воспользоваться им, должен стремиться стать только чемпионом
7 мая 2011 года «Зенит-Казань» в четвертый раз стал чемпионом России по волейболу. Предыдущие три высших титула были добыты командой в последние три года подряд. О таких чемпионах говорят: «Команда-династия».
Как шла казанская команда к своему очередному чемпионству? Какие проблемы возникали у нее по ходу сезона? Кто стал лучшим в команде, а кто не смог выдержать конкуренции? Что ждет «Зенит-Казань» впереди? На эти и другие вопросы корреспондент «РТ» получил ответы в эксклюзивном интервью с главным тренером волейбольного клуба «Зенит-Казань» Владимиром Алекно.
МЫ – ЧЕМПИОНЫ!
– Владимир Романович, надо полагать, вы еще не отошли от эмоций, вызванных вашей победой в финальной серии с московским «Динамо». Поэтому хочу передать вам поздравления со столь значимой победой от всех читателей газеты «Республика Татарстан», ее сотрудников, среди которых немало увлекающихся волейболом людей. Так держать!
– Огромное спасибо! Можете мне поверить: поддержка болельщиков, пусть они даже находятся не на трибунах арены, где играет наша команда, всегда ощущается. А ту поддержку, что мы получили на играх в Москве, когда и решилась судьба золотых наград, трудно оценить словами. Это просто надо прочувствовать! И неудивительно, что сразу после завершения четвертого матча, когда игроки и тренеры еще не успели толкомдруг друга поздравить, все они подошли к трибуне, на которой были наши болельщики и поклонились им. Мне особенно приятно, что «Зенит-Казань» стал уже в четвертый раз чемпионом России, причем завоевывал медали три раза подряд. И не было бы этих побед, не поддержи нас Президент и Правительство Татарстана, а также наш главный спонсор – ООО «Газпром трансгаз Казань» во главе с его руководителем и президентом нашего клуба Рафкатом Абдулхаевичем Кантюковым.
– Три чемпионских титула кряду! А какой из них был самый-самый?
– Бытует мнение, что ярче всего запоминается первая победа. Так оно, наверное, и есть, когда победы приходятся на разные годы, с большими интервалами. Когда мы выиграли чемпионство во второй раз, эмоций было не меньше, чем в первый, хотя выиграть это золото было сложнее, чем первое. Могу сказать, что и нынешний успех дался нам очень тяжело, поэтому он останется в памяти особой страницей.
– Плей-офф складывался для вашей команды непросто. В нелегкой дуэли вы сумели преодолеть сопротивление дерзкого «Ярославича». Потом был четырехматчевый поединок с краснодарским «Динамо». И финал со столичным «Динамо», развитие которого, казалось, складывалось не по вашему сценарию. За счет чего удалось в финале склонить чашу весов в свою пользу?
– С нашей командой все соперники играют с повышенным настроем: выиграть у чемпиона все хотят. Но если в регулярном чемпионате матчи и их результаты имеют одно измерение, то в плей-офф – совершенно другое. Вспомните начало сезона: мы девятнадцать матчей выигрывали, практически не оставляя соперникам шансов на успех. Тогда начали говорить о нашей команде, как о команде мечты, называли нас «дрим тим». Когда мы начинали плей-офф с «Ярославичем», не все было у нас так, как хотелось бы. 27 марта мы сыграли финальный матч Лиги чемпионов, в котором уступили «Трентино», а через два дня уже первая встреча с ярославской командой, которая никуда не летала, а спокойно готовилась к матчам с нами. И если первый матч дома мы достаточно уверенно выиграли, то во втором уступили. И в этом не было ничего удивительного, хотя можно было и слышать за спиной, что, мол, у такой команды, как «Ярославич», мы должны были выигрывать при любом случае. Но это говорить легко, а сделать всегда намного сложнее, тем более когда и соперник горит желанием победить.
– Но победителей не судят?
– Судят, да еще как!
– В полуфинале было полегче?
– С краснодарским «Динамо» постарались сыграть строже, не повторить ошибок, и нам удалось отчасти этого добиться, хотя борьба была еще напряженнее, чем в четвертьфинале. В финале же мы победили, на мой взгляд, потому, что больше того желали, чем соперники. После двух казанских матчей счет в серии был ничейным, а преимущество своего поля формально перешло к москвичам. Но матчи в Москве показали, что наша команда имеет и огромное желание, и сильный характер, и, что оказалось важным, больший опыт. Не могу сказать, что «Динамо» не хотело выиграть или эта команда хуже укомплектована, но мы хотели победить чуточку больше.
– Владимир Романович, по ходу сезона ваша команда дважды сыграла с московским «Динамо» в регулярном чемпионате, потом был с ним же полуфинал в «Финале четырех» Лиги чемпионов, и финальная серия плей-офф выпала с тем же соперником. Не много ли было нынче московского «Динамо»? Когда с одним и тем же соперником часто встречаешься, может и интерес пропасть…
– Я бы так не сказал. Тем более с «Динамо» все матчи были запоминающимися, интересными для зрителей. И хотя со стороны могло показаться, что нам сложно друг друга чем-то удивить, все-таки находилось что-то новенькое, чем-то мы удивляли.
– Да, если даже вспомнить первый матч в Казани, когда вы, проигрывая по партиям 1:2, сумели вырвать победу, а на следующий день уступили по всем статьям.
– Волейбол – спорт, а в спорте очень значима роль человеческого фактора. Мало быть готовым идеально физически, важно иметь и устойчивое психологическое состояние.
КОМУ ТЯЖЕЛЕЕ?
– Владимир Романович, какой команде после столь тяжелого поединка легче настраиваться на следующую встречу – победившей или проигравшей?
– На эту тему рассуждать можно долго, и каждая версия в той или иной степени имеет право на жизнь. Но только в нашем случае с «Динамо» ответ простой – победившая накануне команда лучше настроилась на следующий матч.
– Раз уж мы заговорили о том, как ваша команда настроилась на четвертый матч, не могу не поднять еще одну тему, которой нет однозначного толкования. На ужине после третьего матча игрокам было объявлено, что на следующий день с утра их ждет тренировка в зале. И никто не высказал возражения, хотя часом ранее команда провела изнурительный матч, после которого лучше было бы ребятам дать отдохнуть лишних пару часов…
– А мы утром поехали в зал и провели полноценную тренировку, не делая каких-либо послаблений игрокам. В тот момент, когда я принимал решение об утренней тренировке, прекрасно понимал, что мягкая кровать ребятам – не лучший помощник в нашей ситуации. А ведь в нашей команде играют не молодые парни, которым нужно меньше времени на восстановление. Рисковали ли мы? Наверное, риск есть в любой ситуации. Но, увидев ребят на утренней разминке, то, как они работали, я понял, что вечером они сыграют еще лучше, чем накануне.
– Четвертый матч, если смотреть со стороны и судить по счету, получился для вашей команды достаточно легким. А на самом деле как?
– Мы сыграли с динамовцами в финале четыре матча, и каждый из них был по-своему напряженным. Самым-самым, пожалуй, был первый матч в Казани. Во втором матче на нашей площадке «Динамо» нас просто разгромило: мы ничего не могли поделать с соперниками, у которых все получалось, а у нас, наоборот, все буквально валилось из рук. Мы прекрасно понимали, что в первом матче в Москве нам будет очень сложно и, если мы проиграем, ситуация для нас окажется крайне тяжелой. Нам важно было, как на ринге в боксе, выдержать удар соперника, выстоять перед его натиском, устоять на ногах. Да, мы уступали по ходу матча, кому-то даже показалось, что у нас не хватит сил переломить ход встречи. Но мы вытерпели и были вознаграждены за усилия.
После «Зенита-Казани» можно с успехом легко играть в любой другой команде. В казанском клубе никого не нужно заставлять работать. И я согласен с ребятами, что играть в нашей команде очень сложно. Не иметь права на ошибку крайне тяжело, но, с другой стороны, когда у тебя есть шанс стать чемпионом, и работать во много крат интереснее.
ЛЛОЙ, МЫ ТЕБЯ НЕ ЗАБУДЕМ!
– Перед финалом один из игроков московского «Динамо» в интервью сказал, что «Зенит-Казань» без Ллойя Болла не такая уж и сильная команда. Не стало ли это заявление дополнительным раздражителем для ваших игроков? Или накануне важных матчей они игнорируют СМИ?
– Ллой Болл действительно величайший игрок, и его значимость в победе «Зенита-Казани» огромная. Хотя я сегодня могу сказать, что, не будь Хуанторены в составе «Трентино», еще неизвестно, чем бы завершился «Финал четырех» Лиги чемпионов. Или не будь Данте или Вереша в «Динамо», то, думаю, что мы в серии с «Динамо» приехали бы из Москвы на день раньше.
Я, как тренер сборной, поработавший в клубе с Боллом, Стэнли и Придди, сейчас понимаю, почему они в составе сборной США стали олимпийскими чемпионами. Они профессионалы самой высокой пробы, каких у нас в России, к сожалению, нет.
То, что сегодня сделал Болл для республики, заслуживает самого высокого уважения. Он показал людям, которые с ним работали, как надо это делать.
– После матча, отвечая на вопросы телевизионных корреспондентов, Ллой был настолько эмоционален, что даже не смог сдержать слез…
– Он человек большой души и горячего сердца. И его можно понять, ведь если он действительно решил завершить карьеру игрока, то сделал это красиво и, наверное, отвечая журналистам, в душе грустил, хотя был счастлив, что победил вместе с командой, ставшей для него родной, с клубом, в котором его будут всегда помнить.
– Болл еще являлся и лицом рекламной кампании клуба – плакаты на улицах с его фотографиями и телевизионные ролики стали запоминающимися. Ему это не мешало играть?
– Первоначально я был против такого подхода, все-таки волейбол – командный вид спорта, и выделение кого-то персонально не идет в плюс коллективным действиям. Я считаю, что каждый игрок был достоин такого внимания: Болл без Стэнли или Тетюхина один бы ничего не сделал. Но в то же время есть действительно достойные игроки, которых любит публика. И внимание к ним вовсе не портит их игру.
– Понимая, что незаменимых людей нет, все-таки хочу задать вопрос: кто заменит в вашей команде Болла?
– При всем желании ответить на этот вопрос однозначно не могу.
– Но ведь связующий – ключевая фигура в команде, а все высококлассные игроки данного амплуа известны, они наперечет, и свободных связующих на трансферном рынке нет…
– Согласен с вами, что нет, но мы работаем, ищем. И уверен, что-нибудь придумаем. И на следующий сезон постараемся создать боеспособную команду.
ИЗ КЛУБА – В СБОРНУЮ
Если для большинства игроков и работников казанского клуба чемпионский сезон завершился и можно подумать об отпуске, то для главного тренера команды впереди не менее напряженная работа с национальной сборной страны, которую уже в следующем сезоне ждет олимпийский турнир в Лондоне. Для Владимира Алекно Олимпиада 2012 года станет второй в биографии. В Пекине дружина под его руководством выиграла бронзовые медали. Через год в Лондоне у Алекно будет другая команда, но задача все та же – вернуться с медалями. Какого достоинства? Хотелось бы, конечно, высшей пробы.
– Владимир Романович, все строят планы на отдых, а вы уже 12 мая отправляетесь в сборную. Как провели эти дни до отъезда?
– У меня было несколько дней, за которые предстояло решить ряд организационных вопросов. Но начнем с того, что по прилете ночью в казанский аэропорт нам была устроена теплая встреча. К трапу самолета подогнали бронемобиль, игроки с кубками, устроившись на его обшивке, подъехали к подиуму, возле которого несколько сотен казанцев, несмотря на ночное время, устроили нам бурную овацию. Речи были короткими, но душевными, сказанными от всего сердца.
– Вы даже успели побывать на первом матче финальной серии женской суперлиги, в котором играют динамовские команды Казани и Москвы?
– Да, и перед матчем президент Федерации волейбола Татарстана Фарид Хайруллович Мухаметшин поздравил всех игроков и тренеров, вручил букеты цветов. Особенно тепло он поздравил Ллойя Болла.
– А как все-таки насчет летнего отпуска?
– Так не все же игроки едут отдыхать. Кто-то, как и я, едет в сборную. Кто-то будет заниматься своими делами. Усталости не чувствую, а отдохнуть еще успею.