Нижнекамскому спортивно-техническому клубу “Молодежный центр “Автокросс” почти полтора десятилетия. В прежние годы его гонщики блистали на этапах европейских и российских чемпионатов. Сегодня, по словам основателя и бессменного руководителя “Автокросса” Николая Жаворонкова, молодежный центр лишь существует, не более того…
Сейчас “Автокросс” – это два гаража и мастерская, расположенные на территории одного из транспортных предприятий Нижнекамска. В гаражах – три готовые к скоростным заездам “восьмерки” и пара видавших виды багги.
Моторы вчерашних побед
– Каждый год нас пытаются отсюда выселить, – сетует Николай, показывая свои скромные владения. – Но пока, как видите, держимся. Спасибо местной администрации, которая оплачивает аренду помещений. “Автокросс” – организация некоммерческая и действует при городском управлении по делам молодежи и спорту.
Вид “боевых коней” клуба впечатляет, по всему видно, что они были участниками не одного спортивного сражения. На рихтованных боках красуются имена спортсменов-наездников. В настоящее время их трое – старший сын Николая мастер спорта международного класса Олег Жаворонков, кандидаты в мастера спорта Айрат Ильясов и Булат Гайнутдинов. Все – гонщики-универсалы, участвуют как в летних, так и зимних кроссовых и трековых гонках. В прошлом году, например, выходили на старт в двадцати соревнованиях. Из наиболее престижных – Кубок России, этапы чемпионата Европы в Чехии и Латвии… Статистами в соревнованиях нижнекамцы пока не стали: семь раз приходили первыми, шесть раз занимали призовые места. Результаты могли быть и лучше. Но многого ли можно добиться при отсутствии достойного финансирования? На одном голом энтузиазме далеко не уедешь…
К сожалению, техника имеет свойство стареть. Автомобили ломаются в самый неподходящий момент, после каждого заезда их приходится ремонтировать, менять неисправные узлы и агрегаты. Перевооружение – удовольствие дорогое, за свой счет гонщики провести его не в состоянии. А техническое отставание от соперников чревато поражениями. Когда машины старые и постоянно подводят, у команды даже настроение иное…
И тем не менее, продолжая кататься, как говорится, “на честном слове” и на мастерстве, нижнекамская команда остается одной из сильнейших в Татарстане в своем классе.
Кому на пользу “шинная” война
Не последнюю роль в прежних успехах нижнекамских гонщиков, поясняет Николай Жаворонков, играли спортивные шины. Те, что выпускали в экспериментальном цехе на заводе массовых шин. Это была одна из важнейших составляющих успеха. Нет, завод, единственный в России, между прочим, и сейчас продолжает малыми партиями производить спортивную “автообувь”. И вся команда центра благодарна за это руководству предприятия. Но проблема в том, что с недавних пор отечественные шины пытаются вытеснить из автоспорта.
– Новые спортивные шины мы обычно испытываем в процессе гонок, – рассказывает Николай Жаворонков. – Однако все чаще чиновники федерации и трекового комитета автоспорта РФ обязывают участников соревнований использовать далеко не безопасные наварные импортные моношины. В противном случае автогонщики к соревнованиям просто не допускаются. Это случалось уже не раз.
В сотрудничестве с “Автокроссом” нижнекамские шинники освоили выпуск 32 типоразмеров спортивных шин (для грунта, льда, асфальта, снега), в том числе и для детского авто-спорта. Как утверждают спорт-смены клуба, наши шины прекрасно зарекомендовали себя во время гонок в Европе, они отличного качества. Кому же, спрашивается, выгодно оставить их “вне игры”?
Во всяком случае, спортсменам “Автокросса” такая ситуация явно не на пользу. Во-первых, местные шины их вполне устраивают, а во-вторых, они не прочь были бы расширить сотрудничество с предприятием. Ведь у гонщиков есть возможность показать товар лицом в самых престижных соревнованиях.
Обидно быть статистом
Спортивно-технический клуб “Молодежный центр “Автокросс” появился на свет в сентябре 1995 года. Создали его Николай Жаворонков вместе со своим другом Сергеем Анисимовым при поддержке Нижнекамской администрации. Самых впечатляющих успехов клуб добился в конце девяностых годов прошлого века и в первые годы нового. Автоспорт был в республике на подъеме, в соревнованиях участвовала татарстанская элита, что, естественно, привлекало серьезных спонсоров.
Команду “Автокросса” тогда представляли три мастера спорта международного класса – Николай Жаворонков, его сын Олег и Ашот Ервандян. Вместе с ними честь Нижнекамска и Татарстана отстаивали более 20 кандидатов в мастера спорта по автокроссу. Все они становились многократными победителями и призерами Кубка Татарстана, чемпионатов и Кубка России по автокроссу и автотреку, победителями этапов чемпионатов Европы в Словакии, Чехии, Германии и Латвии. О тех победах напоминают многочисленные дипломы и кубки, на которые сегодня Николай Жаворонков смотрит не только с гордостью, но и с грустью в глазах. Понять его можно. В прошлом году и без того скромный бюджет “Автокросса” был урезан на 80 процентов. И побед в гонках команда добилась, как говорится, на излете. Если ситуация с финансированием не улучшится, то в нынешнем году результаты будут хуже.
– Сегодня мы лишь выживаем, экономя на всем, – говорит Николай. – Но не теряем надежды на то, что у нас вновь появятся спонсоры. Ведь потенциал наших спортсменов ничуть не ниже тех, что блистают в международных ралли. Обидно и унизительно быть в соревнованиях статистом, зная, что ты способен побеждать. Лучше не выступать совсем…
Выступлений, к слову, все меньше. По финансовым и техническим причинам команда, вероятно, не сможет стартовать на многих этапах чемпионата России. Ограничится лишь теми, что будут проходить в ближайших городах – Набережных Челнах, Казани, Ижевске, Самаре… В самом Нижнекамске, где этапы чемпионатов Татарстана и России по автотреку проводились 11 раз, соревнований нет уже два года. А ведь этот зрелищный вид спорта пользовался среди горожан особой популярностью.
Увы, спортивные автомобили нижнекамской команды “Молодежный центр “Автокросс” вынуждены все больше простаивать в гаражах.